Как живут дальневосточные территории, облагодетельствованные саммитом АТЭС, и есть ли прок от очередной стройки века?
По вечерам в хорошую погоду на улице Всеволода Сибирцева во Владивостоке собирается не меньше сотни машин. Это тусовочное место, нечто вроде смотровой площадки на Воробьевых горах. Отсюда открывается прекрасный вид на мост через бухту Золотой Рог. Исполинские размеры махины поражают: девятиэтажки теряются где-то у ее подножия. Жители Владивостока обожают этот мост, связавший наконец две части города и избавивший его от многочасовых пробок. Другое дело -второй вантовый гигант, ведущий на остров Русский, да и весь «город-сад», оставшийся после саммита АТЭС...
Владивосток встречает туманом, холодным дождем и московскими ценами на такси: 1,5 тыс. рублей за полчаса езды до города. Аэроэкспресс, запущенный к саммиту, после восьми вечера не ходит. Поговаривают, что его и вовсе отменят, если местные власти не начнут возмещать РЖД выпадающие доходы. Еще бы: инвестиции в проект составили 8 млрд рублей, а ездят по пять-шесть человек в вагоне. Что неудивительно, ведь по Владивостоку принято передвигаться на четырех колесах. Это самый автомобилизированный город России: по данным агентства «Автостат», на 1 тыс. жителей приходится 556 машин. Для сравнения, в Москве - только 360.
Трасса до города широкая и пустая. «Раньше дорога была отвратительная - узкая, извилистая, местами неасфальтированная, по три с половиной часа до аэропорта добирались, а в снегопады ее вообще закрывали, - вспоминает генеральный директор завода «Соллерс» во Владивостоке Александр Корнейчук. - Прилетит какой-нибудь бизнесмен, убьет семь часов на путь туда-обратно и никогда сюда не вернется».
Помимо дороги город получил от саммита и другие бонусы. Например, очистные сооружения. Трудно поверить, но в течение 150 лет канализационные стоки сливались, по сути, прямо в море. Купаться люди уезжали минимум за 100 км. Или перевод на газ котельных, ставший возможным благодаря протянутому с Сахалина газопроводу. Прежние, угольные, нещадно чадили: в районах, прилегающих к главной ТЭЦ, на припаркованных на ночь машинах к утру появлялся толстый слой угольный пыли. А еще - гулять так гулять - местные власти приурочили к саммиту АТЭС строительство нового оперного театра, огромного концертно-развлекательного комплекса «Фетисов Холл», двух пятизвездочных гостиниц. Правда, запустить их к началу встречи глав государств в сентябре 2012-го не успели. Не открыты они и по сей день.
РУССКИЙ КАК СИМВОЛ
Многие в нашей стране узнали о существовании острова Русский благодаря моноспектаклю Евгения Гришковца «Как я съел собаку». Здесь издавна располагались военные укрепления, но вот идея проводить саммит выглядела странно. «Решение, насколько я знаю, принимал лично Владимир Путин, - рассказывает главный редактор издательской группы «Золотой Рог» Андрей Пушкарев. - Думаю, в этом какой-то геополитический жест был: дескать, Россия поворачивается лицом на Восток». Между тем во Владивостоке полно свободных земель, где можно было бы разместить необходимые для пафосного мероприятия объекты. Говорят, Путину понравилась и идея передать недвижимость после саммита Дальневосточному федеральному университету (ДВФУ). Бывший ректор Владимир Миклушевский с 2012 года является губернатором Приморского края.
В солнечную погоду кампус напоминает курорт: лазурное море, хорошенькие здания, обилие зелени. Комнаты в студенческих общежитиях - как номера в качественных трехзвездочных отелях. Убираются там горничные. Стартовая цена на услуги управляющей компании с 1 июля 2013-го по 31 декабря 2015-го составляет 5,37 млрд рублей, оплачиваться это будет из бюджета.
Непросто складываются отношения ДВФУ с генподрядчиком стройки - федеральной Crocus Group. Один процесс передачи документов занял более полугода. «Мы получили свидетельство о праве пользования объектами на острове Русский 16 апреля 2013-го», - замечает проректор вуза по экономике и финансам Виктор Атаманюк. Корпуса не были приняты раньше, потому что не отвечали всем требованиям безопасности. А как же АТЭС? «Саммит - это не учебный процесс», - лаконичен проректор. К 1 сентября университет должен полностью переехать.
О стройке на Русском в определенных кругах ходят легенды. Прежде всего о дороговизне. По словам г-на Атаманюка, университет получил 717 тыс. кв. м недвижимости. На проектно-изыскательские работы и стройку израсходовали 67,4 млрд рублей. То есть почти 95 тыс. за «квадрат». «Такие затраты излишни даже для фешенебельных апартаментов с люксовой отделкой», - утверждает управляющий партнер московской Severin Development Роман Сигитов. Впрочем, говорят, до подрядчиков дошли скромные суммы и надо было экономить на всем. Местных почти не нанимали, предпочитая завозить рабочих из Средней Азии, Турции или Китая. Последние, как пишут СМИ, вооружившись арматурой и камнями, устроили однажды забастовку, требуя расчет. Для подавления вызвали вооруженную полицию с материка. Еще один способ сэкономить - бросить строительный мусор на острове. Прокуратура Приморья обнаружила несанкционированную свалку площадью 9 тыс. кв. м - это два стандартных футбольных поля.
Съездив утром на Русский по новому мосту, вечером я возвращаюсь туда на пароме. Со мной плывут человек 70-80 - жители тамошних поселков. «От моего дома до нового моста около 20 км лесной дороги, - рассказывает Александр из поселка Подножье. - Асфальт заканчивается километрах в пяти от кампуса». Само Подножье - несколько многоквартирных домов и мужской монастырь на берегу живописной бухты Новик. Возле покосившейся автобусной остановки щиплет траву рыжая корова. Никогда не заподозришь, что в десятке километров, если по прямой, происходило мероприятие мирового масштаба.
ГЛАВНЫЙ ИНВЕСТОР-ГОСКОМПАНИИ
Проведение саммита существенно повлияло на экономику Приморья. С 2008 года валовой региональный продукт (ВРП) рос быстрее, чем в среднем по стране: например, в кризисном 2009-м прибавил 2,4%, в то время как общероссийский просел на 7,6%. Однако это неудивительно, если вспомнить о колоссальных инвестициях: за пять лет (2008-2012) сюда вкачали порядка 930 млрд рублей, в том числе 330 млрд из бюджета. Но потянут ли эти вложения экономику дальше?
В администрации Приморского края по итогам нынешнего года ждут прироста инвестиций относительно 2012-го. Это произойдет главным образом благодаря двум проектам - судостроительной верфи «Звезда» (ее строит «дочка» Объединенной судостроительной корпорации) и расширению мощностей завода «Соллерс». В дальнейшем в регион начнут активно инвестировать «Роснефть» и «Газпром». Последний вызывает ужас у здешних экологов, ведь завод по сжижению газа планируют возвести в Хасанском районе - единственном месте обитания дальневосточного леопарда.
К слову, только «Газпром» и имеет отношение к саммиту, причем опосредованное: строительство газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток являлось одним из проектов в рамках подготовки к саммиту АТЭС. Почему регион не заполнился частными деньгами? «Я не ощутил большого влияния на местный бизнес: инфраструктуру создали в основном московские компании, материалы шли заграничные, - объясняет Андрей Пушкарев. - Повода наращивать инвестиции не было и нет».
Правда, в администрации Приморья могут возразить: в 2012 году приток прямых инвестиций из-за рубежа вырос в 8 раз - с 50 млн до 400 млн долларов. В центре Владивостока бросается в глаза обилие иностранцев в деловых костюмах. Видно, что они не просто туристы из Китая или Южной Кореи. Но все-таки и здесь прямой связи с саммитом не наблюдается. Допустим, «Соллерс», вложивший в регион около 3 млрд рублей и планирующий расширяться еще на 10 млрд. «В нашем бизнесе выигрывает тот, кто сумеет дешевле всех свести воедино 35 тыс. деталей автомобиля», - констатирует Александр Корнейчук. До кризиса комплектующие из Кореи ехали на завод в Татарстан, а потом это стало дорого. «Оптимальный способ перевозки деталей - готовый автомобиль. Вот мы и решили собирать все компоненты как можно ближе к Корее», - добавляет он. Кстати, компания видит потенциал и в местном рынке. Во Владивостоке более 80% машин старше 10 лет, по Дальневосточному федеральному округу эта цифра - 75%. Люди волей-неволей будут избавляться от автохлама, а пошлины на импорт иномарок - расти. В 2012 году на территории России восточнее Уральских гор завод продал менее 3,5 тыс. машин, а в 2018-м рассчитывает реализовать почти 42 тыс.
В коридорах федеральной власти саммит АТЭС называют подарком жителям Приморья, ну и, разумеется, тем, кто распределял госзаказы. Поэтому не стоит задаваться вопросами «А почему на Русском?», «А зачем мост?» и т.д. - дареному коню в зубы не смотрят. Хотя непонятно, почему в нашей стране даже для ремонта канализации нужен весомый повод - вплоть до приезда глав государств.
(с) Наталия Телегина