Яхта - роскошь или средство передвижения? Сегодня этот вопрос подразумевает не извечные метания «иметь не иметь», а выбор между парусами и мотором.
Гул мотора или трепыхание парусов, солнце, свежий ветер и брызги в лицо - отдых на открытой воде всегда ассоциировался с dolce vita. Для одних яхта - заветный пропуск в мир избранных, для других - образ жизни, для третьих - просто свобода. Каковы особенности национального яхтинга и о чем стоит подумать, если мысли о подобной покупке вот-вот станут реальностью?
В сравнении с европейскими странами инфраструктура для яхтинга в России если не отсутствует полностью, то развита очень слабо, вздыхают эксперты. «В Италии, например, доход от яхтенного туризма сопоставим с деньгами, которые приносит туризм в принципе; каждый второй англичанин ходит под парусом. В СССР же это считалось опасным: предполагалось, что на лодке можно ненароком уплыть из страны, а ведь граница на замке. С тем и живем», - рассказывает президент IBS Group, мастер спорта по парусному спорту Анатолий Карачинский.
Подтверждением его слов служит тот факт, что за последние годы число отечественных яхт-клубов выросло весьма незначительно: 15 лет назад в Москве их было порядка восьми, сегодня -10-12. Объясняется это просто: чтобы открыть клуб, нужна подходящая площадка. А таких совсем мало. Да и владельцам лодок в нашей стране живется нелегко: берега большинства водоемов для парковки не приспособлены, заправки встречаются крайне редко.
Кроме того, если яхта приобретается за рубежом, счастливый обладатель будет вынужден заплатить таможенный сбор -42% ее стоимости. И это притом что сезон в России длится лишь пять месяцев. «Многие предпочитают покупать и оставлять яхты за границей. Думаю, не менее 200 тыс. россиян держат свои моторные и парусные лодки в офшорах», - полагает генеральный директор компании «Гута-Девелопмент», мастер спорта по парусному спорту Артем Кузнецов. К слову, каждая третья лодка в мире в ценовой категории до 10 млн долларов приобретается нашими соотечественниками, а количество российских клиентов у иностранных дилеров, по подсчетам участников рынка, выросло за последние несколько лет на 200%.
ЭХ, ПРОКАЧУ!
Несмотря на все сложности, любителей отдыха на воде в нашей стране с каждым годом все больше. Согласно данным Всероссийской федерации парусного спорта, в 2012-м приблизительно 200 тыс. россиян приняли участие в соревнованиях или брали чартерное судно - и ведь речь идет только о парусных лодках. Да и рынок оправляется от кризиса, считают продавцы судов и эксперты. «После рецессии сильнее всего пострадал массовый сегмент, то есть лодки стоимостью 50-300 тыс. долларов. Если прежде мы продавали около 200 таких катеров, то в 2009-2010 годах-лишь 30 штук в год, но планируем выйти на уровень 80 единиц», - комментирует управляющий партнер компании Burevestnik Group Андрей Бойко. В других сегментах, продолжает он, потери не столь велики. Так, лодки до 1 млн долларов покупали в докризисное время в количестве 10-15 штук ежегодно - 8-10 штук приобретают и сегодня; в диапазоне до 3 млн долларов продавалось 10 лодок - теперь пять-шесть. «А в экстремальной для России ценовой категории 6-9 млн долларов у нас всегда были продажи на уровне одной-двух яхт в год, примерно столько мы реализуем и сейчас», - отмечает г-н Бойко.
Оптимальными для России считаются яхты длиной до 30 м с осадкой 2,5 м. Однако это не мешает нашим соотечественникам приобретать супер- и мегаяхты - длиной более 30 и более 100 м соответственно. Российское представительство компании Burgess, специализирующейся на судах от 45 м, не раскрывает число сделок. Но судя по всему, дела у нее обстоят неплохо. «Несмотря на общее сокращение заказов на верфях, у отрасли есть повод для оптимизма: спрос на яхты длиной свыше 70 м растет. У нас сейчас пять подобных проектов, три из них - суда, превышающие 100 м», - рассказывает глава представительства Burgess Вилена Павлова. По ее словам, лодки такого размера чаще всего строят в Северной Европе. Бывает, заказчики покупают небольшую верфь в Испании и строят себе лодку там - этот вариант дешевле.
Один из главных вопросов - мотор или паруса? Сравнивать оба варианта - дело неблагодарное, предупреждают эксперты. У каждого свои достоинства, поэтому выбор зависит от предпочтений клиента. «Покупая мегаяхту, владелец, на мой взгляд, стремится сделать свою частную жизнь более неприкосновенной. Путешествие на парусном судне - нечто среднее между отдыхом и спортом», - говорит Анатолий Карачинский. По мнению Вилены Павловой, отдых на моторной яхте более комфортный. «Парусники же манят покупателей романтикой приключений», - уверена она.
Не следует забывать, что помимо покупки лодки придется потратиться на ее содержание. Специалисты подсчитали: в год на это требуется примерно 5% стоимости судна. Основных статей расходов три. Во-первых, львиная доля средств уйдет на оплату стоянки, ведь парковать яхту надо будет, вероятно, в одном из специализированных клубов. Во-вторых, обслуживающий персонал: капитан, штурман, матросы и т.д. - чем больше судно, тем больше работников. Зависимость здесь нелинейная: допустим, если на яхту до 40 м необходимо шесть человек, то на 50-метровую - минимум 12. «Все просто: чем больше яхта, тем больше запас ее хода. Капитана должен подменять помощник или штурман, главного инженера - второй механик; нужно больше стюардесс, палубная команда, которая будет работать со вспомогательными лодками, больше матросов, поскольку на судне таких размеров их функции при швартовке и движении разделяются. В конце концов, повар, который будет готовить на всех», - поясняет Андрей Бойко. Плюс техническое обслуживание судна: его консервация и расконсервация, уход за двигателем, генераторами, кондиционерами и прочей начинкой. За этим, скорее всего, придется обращаться к компании-продавцу. Впрочем, подобные мелочи и условности вряд ли станут помехой для тех, кто мечтает выйти на открытую воду на собственной яхте.
(c) Екатерина Шипилова