понедельник, 17 июня 2013 г.

Ольга Онойко. Море имён

Алей Обереж, админ компании «Ялик», аналога нашего «Яндекса», — одарённый лайфхакер, помогающий разным людям достичь самореализации. Но жизнь самого Алея запутана и непредсказуема донельзя. Его консультации добивается человек, который может стать кровавым диктатором. Младшего брата Алея похитил отец, десять лет считавшийся погибшим. На поисковую машину «Ялика» сыплются запросы из параллельных вселенных...

У каждого человека есть так называемый индивидуальный тоннель — психологическая обманка, «ограниченная, заведомо несовершенная модель мира, которая воспринимается её обитателями как полная и подлинная Вселенная». Естественный адаптивный механизм: разум хомо сапиенса физически не в состоянии вместить мир во всей его сложности и пестроте. Приходится упрощать, редуцировать, перекодировать в понятные образы, переводить на доступный язык. То, что мы не можем описать словами, для нас не существует. Не так уж плохо - бог знает, от каких кровожадных чудовищ и разрушительных стихий ограждают нас стены тоннелей. Но они не только защищают — тоннель задаёт жизненные приоритеты, определяет стратегию победного поведения. Оставаясь внутри, невозможно полностью самореализоваться, «достичь Предела», как говорят герои романа Ольги Онойко. Чтобы войти в это состояние, необходимо порвать шаблон, совершить ряд действий, которые в здравом уме и твёрдой памяти нам даже в голову не придут. Самостоятельно на это способны единицы. Нужен внешний импульс, мощный пинок, грамотно составленный чит-код, отмычка от райских врат.

Во вселенной, которую описывает Онойко, взломом Пределов занимаются лайфхакеры — люди, которые имеют доступ ко вселенской базе данных и навострились вести сложный ассоциативный поиск в этой среде. Примерно так же, как мы с вами ведём поиск в интернете при помощи Google или «Яндекса». В местном аналоге последнего, компании «Ялик», работает главный герой «Моря имён», двадцатилетний студент и выдающийся лайфхакер Алей Обереж. По большому счёту, параллель Обережа отличается от нашей вселенной только деталями: герои носят странные имена, вместо отчеств пользуются «матичками», по-другому называют города, в которых угадываются Москва и Питер, — но и татаро-монгольское иго здесь было, и Великая Отечественная, и полёт Гагарина, и первая чеченская... Главная специфическая черта этой вселенной, безусловно, феномен лайфхакинга. В мире, где существуют люди, способные «взламывать Предел», возможно всякое. Человек, десять лет считавшийся погибшим, может объявиться, чтобы забрать младшего сына в опасное странствие по иным мирам. Наши современники могут вселиться в тела героев исторического романа, посвящённого Куликовской битве. Вселенские админы способны дать избранным доступ к интерфейсу, позволяющему добраться до Реки имён... а потом и до Моря имён, содержащего все мыслимые и немыслимые символы и коды.

Фабула романа не поддаётся краткому пересказу, сюжетные повороты отличаются резкостью и непредсказуемостью — однако психологически мотивированы и сюжетно оправданы. Со времён «Хирургического вмешательства» писательница не потеряла лёгкость пера. Есть, однако, нюанс, резко сужающий потенциальную аудиторию этой книги. «Море имён» — вещь во многих отношениях замечательная, сравнимая с лучшими романами Марины и Сергея Дяченко последних лет. Но уж больно специфическая. Книга для тех, кто не просто в курсе, что такое урл и бан, зачем нужны семантические фильтры и как правильно строить запрос для поисковой системы, но живёт всем этим, варится в айтишном котле — и получает от процесса нешуточный кайф. Казуальный, случайный читатель, небезразличный к современной российской фантастике, на третьей странице запутается, на пятой заскучает, а на десятой захлопнет книжку. Не из-за обилия терминологии, а просто потому, что значительная часть фабулы построена на знании IT-сферы. Говоря языком героев Онойко, в активной пользовательской базе отсутствуют важные смысловые последовательности, необходимые для построения релевантной ассоциативной цепочки.

Читатель, мыслящий на одной волне с автором, будет в восторге. Остальным предстоит непростая задача: разобраться в образной системе Онойко, подобрать к терминам общепонятные синонимы, заполнить разрывы. У многих ли хватит на это времени и силы воли — в условиях нынешнего книжного изобилия?