понедельник, 17 июня 2013 г.

Даррен Шэн. Горизонты ада

Эл Ржири, один из гвардейцев всесильного Кардинала, получает от патрона задание: расследовать странное жестокое убийство своей подружки, легкомысленной Ник...

«Горизонты ада» не продолжение «Марша мертвецов», а скорее его «вбоквел»: события двух романов происходят параллельно и местами пересекаются. Тем не менее читать книги трилогии стоит последовательно - не ради сюжета, а ради продуманной мистической концепции, в которой число «три» играет важную роль. Тройной крест, или чакана, — символ, почитаемый жрецами инков, которые, как мы уже поняли из первой книги, стоят за многими таинственными событиями цикла «Город». Три уровня инкской реальности — «кровь человека, кровь солнца и кровь сновидений» — соотносятся и с содержанием трёх книг, и с их протагонистами, и с тем, как устроен мир «Города». Читатели первой книги быстро сообразят, о каких «сновидениях» идёт речь. И если Капак Райми, герой-рассказчик «Марша мертвецов», являл собой «кровь сновидений», так сказать, в полный рост, то с Элом Джири, с учётом его происхождения и моральных принципов, куда более устойчивых, чем у юного увлекающегося Райми, всё несколько сложнее.

Отправляя Эла Джири на поиски убийцы, автор заставляет его пройти путь, во многом традиционный для нуара: герой ищет разгадку детективной тайны, в которой лично заинтересован, а находит самого себя, - но совершенно не радуется этому. Тайна собственных происхождения и предназначения — вот подлинный смысл исканий Джири. Она раскроется не на последних страницах, а гораздо раньше, но только в эпилоге герой по-настоящему примет неизбежное, как бы сложно ему это ни было.

Хотя автор уделяет переживаниям героя достаточно места, они не перегружают повествование — по большей части это стильный драйвовый детектив, полный сюрпризов, с хорошей приправой в виде мрачной и слегка сюрреалистичной мистики. Без новых жертв на этом пути тоже не обошлось, ну а личность главного злодея (если кого-то так можно назвать в тексте, где практически у всех персонажей руки в крови либо рыльце в пушку) окажется неожиданной даже для искушённых читателей детективов.

Аккуратная, с любовью выполненная стилизация под классический нуар в сочетании с мистикой напоминает первую книгу, но в новом романе значительно меньше чёрного юмора, украшавшего «Марш мертвецов». Похоже, это связано со сменой протагониста — Капак Райми относился к жизни куда легче, чем суровый и опытный Эл Джири. Отчасти поэтому «Горизонты ада» производят более мрачное впечатление. Этому способствует и жёсткость текста: крови в нём больше, а способы убийств и пыток — изощрённее, чем в «Марше». На обложке русского издания первой книги не зря красовалась наклейка «18+»: для второй она ещё актуальнее. Вдобавок здесь более чем достаточно секса, в том числе однополого. Насилие, эротика, страшные тайны — три кита, на которых держится жанр нуара (особенно его неоверсии), и с этим ничего не поделаешь.

Кроваво-мрачный фон предназначен не столько для полного раскрытия образа главного героя (он-то как раз изо всех сил старается не замарать себя сверх необходимого), сколько для персонажа, который в «Марше мертвецов» лишь маячил на втором плане, — профессионального убийцы Паукара Вами. Его запредельный цинизм и деловитость в отношении убийств и пыток - основа странной в своей убедительности философии жизни и смерти, которой Эл Джири изо всех сил старается не поддаться. Киллер-самурай Вами вызывает противоречивые чувства у читателя — от отвращения до сочувствия, и нельзя не признать, что это действительно масштабная фигура, затмевающая даже Кардинала, и уж точно самый интересный персонаж цикла на данный момент. Все прочие в той или иной степени скроены по нуарным канонам: продажные копы, суровые гангстеры, ну а женщины - либо прекрасные невинные жертвы, либо не менее прекрасные исчадия ада. Л некоторые, как погибшая Ник — и то и другое сразу.

Некоторая схематичность персонажей, характерная для нуара, — один из немногочисленных недостатков «Горизонтов ада». Ещё одним можно назвать сюжетную несамостоятельность: при том что у романа есть собственная детективная интрига, его сложновато воспринимать отдельно от первой книги трилогии. Хотя они всё-таки разные: если первый роман мог бы экранизировать Терри Гиллиам, за второй скорее взялся бы Квентин Тарантино.

Отличный мистический детектив для истинных ценителей нуара. Ждём третьей книги, чтобы выяснить, потерпят ли крах зловещие планы могущественных инкских жрецов.