вторник, 14 мая 2013 г.

Африканский бизнес-климат


ЮАР выгодно отличается от большинства африканских стран: более диверсифицированная и стабильная экономика, мягкий климат и развитая инфраструктура привлекают и туристов, и бизнесменов.


В 2005 году Кейптаун поразил минчанку Надежду Кукавко, впервые ступившую на землю ЮАР, — климатом, природой, инфраструктурой, стилем жизни. Она задумалась о запуске своего бизнеса в Африке и решила, что ниша туристических услуг для русскоговорящих клиентов подходит для нее лучше всего. В течение нескольких месяцев Кукавко ездила по региону, собирая собственный каталог предложений с ценами и информацией о сервисе. Она назвала свою компанию «Привет, Африка!» и своими силами запустила сайт на русском языке (до эмиграции в ЮАР Надежда работала редактором). «Открыв компанию, я отправилась в Минск и предложила местным туроператорам включить наши услуги в свой реестр. Это оказалось эффективным методом продвижения», — рассказывает Кукавко.

Сначала Надежда дифференцировала туры по цене, но скоро заметила, что ЮАР посещают преимущественно обеспеченные люди, и решила сосредоточиться на верхнем ценовом сегменте. «Сейчас мы предлагаем отели от 4 звезд и выше и соответствующий уровень туристических услуг», — говорит она.

Конкурентов у компании Кукавко по-прежнему немного — настолько, что она позволяет себе погрустить по этому поводу: «Конкуренция — это хорошо. Чем больше туристов из СНГ будет приезжать в ЮАР, тем больше шансов, что они выберут мою компанию».

Россиянин Георгий Рагозин, занимающийся организацией VIP-охоты в Африке, не замечает конкуренции в принципе. «Клиенты возвращаются ко мне по пять-шесть раз, все сафари-туры на 2013 год и половину 2014-го выкуплены», — говорит он. Спрос на сафари настолько высок, что некоторые фирмы на этом рынке неплохо себя чувствуют, организуя фиктивную охоту. «Клиенту обещают охоту на леопарда, но привозят в места, где тот не водится. Но клиент будет доволен и тем, что подстрелил хотя бы антилопу, ведь организатор убедит его,что леопард сегодня просто сумел спрятаться от глаз охотников», — рассказывает Рагозин, который уже 15 лет занимается организацией охоты в разных странах мира. В 2000-м он впервые приехал в ЮАР на сафари и решил, что перевезет свой бизнес сюда. Его компания Ragozin Safaris ориентируется на клиентов из СНГ, США и Европы.

В команде Георгия Рагозина — 8 профессиональных охотников и несколько десятков человек обслуживающего персонала («треккеры», в задачу которых входит сопровождение гостей на охоте, и специалисты по свежеванию туш убитых животных). Рагозин владеет несколькими земельными участками общей площадью 15 тыс. га и часто возит клиентов на свои территории. Оборот компании составляет около $1,5 млн. в год. Чтобы начать этот бизнес в ЮАР, Георгию Рагозину пришлось получать лицензию организатора охоты и лицензию профессионального охотника. Для этого он прошел обучение на специальных курсах, после которых сдал экзамены (среди дисциплин — знание основных видов животных, птиц и растений, оказание первой медицинской помощи, первичная обработка добычи, приготовление пищи, стрельба по быстро надвигающейся цели и др.). Также Георгий сдал экзамен на знание местных законов. «Власти хотят быть уверенными, что ты предоставишь клиентам качественный сервис, а также — в случае чего — сможешь защитить их от нападающего буйвола», — поясняет предприниматель.

ЮАР пленила Рагозина разнообразной флорой и фауной, и он не видит достойных альтернатив Африке для своего бизнеса. Привлекает предпринимателя и безопасность: «В этой стране правопорядок — не пустое слово, полиция реагирует на все обращения незамедлительно, — замечает он. — И, в отличие от России, чиновники здесь не лезут в бизнес».

Надежда Кукавко с ним соглашается: «Преступность сконцентрирована в так называемых «тауншипах» — пригородных территориях с низким уровнем жизни и поголовной безработицей. Там и формируется пугающая туристов статистика преступлений». По мнению Кукавко, один из плюсов для иммигрантов в ЮАР — поддержка русской диаспоры, в том числе и в бизнесе. «Любой русскоязычный человек, приезжающий в ЮАР, может рассчитывать на помощь соотечественников». Другой плюс жизни и работы в Южной Африке — расслабленный стиль жизни. «Даже занимаясь бизнесом, вы можете позволить себе во время рабочего дня съездить на океан, насладиться коктейлем и ланчем в одном из многочисленных ресторанов на побережье», — говорит Кукавко. Георгий Рагозин вспоминает, что его жена поначалу возражала против переезда в ЮАР: «Она была уверена, что увидит здесь только песок и пальмы с обезьянами. Но буквально на второй день пребывания в Южной Африке заявила: летим домой, собираем вещи и переезжаем сюда насовсем».

Обратная сторона расслабленного стиля жизни — невысокое трудолюбие местного населения. «Большинство владельцев бизнеса закрывают офис в три часа дня и едут заниматься серфингом», — уверяет Надежда Кукавко. Поэтому, добавляет она, если вы готовы уделять своему бизнесу хотя бы стандартные восемь часов, то точно будете конкурентоспособны.

Уникальные природно-климатические условия Южной Африки позволяют местным предпринимателям поставлять свои товары на мировой рынок, сталкиваясь с минимальной конкуренцией. Например, сейчас ЮАР поставляет 75% мирового объема страусоводческой продукции. И все 100%, когда дело доходит до ройбуша и некоторых других экзотических растений, которые не встречаются больше нигде на земле.

Южноафриканка Ронель Тербланш обожает традиционный местный напиток — настой листьев растения буху. Буху растет только на территории ЮАР и давно известен своими тонизирующими и лечебными свойствами (в XIX веке, когда фармацевтическая отрасль еще не успела как следует потеснить традиционные лекарственные средства, листья буху даже продавались в английских аптеках). В 2005 году Тербланш впервые предложила рынку чай буху для заваривания в пакетиках. До такого простого решения другие поставщики почему-то не додумались, и торговая марка Cape Moondance без боя завоевала внутренний рынок, несмотря на то что в штате компании всего один постоянный сотрудник — сама Ронель. Когда продукция Cape Moondance начала продаваться в магазинах международных аэропортов, Ронель стали звонить представители иностранных фирм, заинтересовавшиеся возможностями импорта пакетированного буху. Наибольшую активность, по словам Ронель, проявляют швейцарцы, известные своей любовью к травяным настоям. В 2010 году Ронель приезжала в Россию и сочла этот рынок перспективным, но выйти на него не решилась.

Все, что связано с выращиванием и переработкой сырья, Тербланш изначально передала на аутсорсинг: этим занимаются отобранные ей фермеры и небольшие семейные предприятия. На себя Ронель взяла функции маркетинга, организации сбыта, контроля качества. Приличная доля расходов, по ее словам, приходится на микробиологические тесты обрабатываемых листьев: за соблюдением санитарных норм в ЮАР следят строго. Объем производства пакетированного буху не поражает воображение: за год партнерские фабрики Cape Moondance производят около трех тонн сушеных листьев. Ронель прогнозирует ежегодный рост на 50-100%. Розничная цена одной упаковки (20 пакетиков по 1,25 грамма каждый) составляет около $2,5.

Чай буху даже на внутреннем южноафриканском рынке считается в определенном смысле экзотикой, а вот к разведению страусов здесь привыкли. Антон Крюгер, CEO Южноафриканской палаты страусоводческого бизнеса (общественной организации, представляющей интересы фермеров, разводящих страусов), рассказал о том, что бизнес этот капиталоемкий и рискованный. Прибыли приходится ждать долго: от покупки птенца до забоя проходит 3,5 года. Одна из основных статей расходов для фермеров — аренда или покупка земельных участков, на которых пасутся страусы: каждой птице нужно не меньше одной десятой гектара. Кроме того, компания, согласно законодательству ЮАР, должна иметь достаточно свободных средств для утилизации отходов фермерского производства.

Проблем добавляет то, что страусята в возрасте до трех месяцев часто гибнут, не успев развить иммунную систему. Снижение рисков требует затрат на очистку пищи, воды, дезинфекцию помещений. Обычно птенцов отдают в «ясли» — компании, специализирующиеся именно на выращивании молодняка. Рентабельность страусиных ферм в ЮАР, по словам Антона Крюгера, составляет около 20% и зависит от курса национальной валюты (низкий курс рэнда выгоден фермерам).

Разведение страусов — почти безотходный вид животноводства. Продать можно все — мясо, кожу, перья, яйца. Наибольшую прибыль фермерам приносит кожа, затем мясо, перья и яйца. Почти 90% страусиного мяса из ЮАР поставляется в страны Западной Европы, а большая часть кожи и перьев — в США. Крюгер отмечает, что в Америке растет спрос на автомобильные сиденья, обитые страусиной кожей.

КАК ОТКРЫТЬ ФИРМУ В ЮАР

• В ЮАР существует три основных организационно-правовых формы бизнеса: частная компания (Private Company, сокращенно PTY Limited, аналог российского ООО), публичная компания (Public Company, PLC, аналог ОАО), компания с персональной ответственностью (Personal Liability Company, INC, аналог ОДО).

• Для регистрации фирмы необходимо загрузить с сайта Комиссии по бизнесу и интеллектуальной собственности (CIPC) и заполнить два документа — Заявление об учреждении (форма CoR 14.1) и Меморандум об учреждении (CoR 15.1 А).

• В Меморандуме об учреждении содержатся такие сведения: персональные данные учредителей, количество директоров, максимальный размер уставного капитала. В Заявлении об учреждении указывается следующая информация: организационно-правовая форма, дата, финансовый год, адрес офиса, количество директоров, название компании. Также необходимо приготовить нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих личность директора и учредителей.

• Вместе с подачей документов в CIPC оплачивается сбор в размере 175 рэндов ($20). Стандартный срок регистрации фирмы — 1 рабочий день.

• Формы CoR 14.1 и CoR 15.1 А можно заполнить в режиме онлайн. Для этого необходима предварительная регистрация в качестве пользователя системы в офисе CIPC.

• Название компании может включать любые символы, соответственно, быть написанным на любом языке.

• Для регистрации названия фирмы заявителю (который обязательно должен быть одним из учредителей) необходимо загрузить и заполнить форму CoR 9.1. Сбор за регистрацию в режиме офлайн — 75 рэндов ($8,5), онлайн — 50 рэндов ($5,8). В заявлении необходимо указать четыре варианта названия. Если название представляет собой торговую марку, к форме CoR 9.1 необходимо приложить подтверждающие документы. Также нужна копия документа, удостоверяющего личность заявителя.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЮЖНОАФРИКАНСКИМ БИЗНЕС-ПАРТНЕРОМ:

1. В обязательном порядке включать в контракты сроки исполнения: южноафриканцы склонны затягивать дела, а возможность разрыва контракта в одностороннем порядке будет держать их в тонусе.

2. Смотреть бизнес-партнеру в глаза, чтобы заслужить его доверие, — особенно при рукопожатии.

3. Одеваться как можно более консервативно, особенно во время первых встреч с партнерами.

4. Делать все возможное для достижения консенсуса на переговорах: оба партнера должны выиграть от сделки в равной степени. Торговаться и требовать преференций не принято.

НЕДОПУСТИМО:

1. Перебивать партнера, повышать на него голос.

2. Удивляться, если южноафриканский бизнес-партнер спрашивает о чем-то, не касающемся бизнеса (хобби, привычках, жизненных принципах). Южноафриканцы стремятся сделать бизнес-общение более дружеским.

3. Торопить партнера с принятием решения. Южноафриканцы предпочитают неторопливо обдумывать предложения.

Консультанты лондонской тренинговой компании Communicaid, составившие эти рекомендации, советуют также при общении с южноафриканскими бизнес-партнерами избегать традиционного в англоязычных странах обращения «мисс» и «мистер». Исключение составляют случаи, когда перед вами известный человек.