Сайт является вершиной айсберга интернет-бизнеса, но его функциональность очень важна. От того, как она выстроена, зависит конверсия, то есть то количество посетителей интернет-магазина, которые превратятся в покупателей. Конверсия может отличаться в десятки раз — как правило, от 0,1% до 3%. Чтобы приблизиться к верхней границе диапазона, необходимо, чтобы в вашем интернет-магазине присутствовало несколько важных элементов.
Юзабилити. Главный принцип магазина — пользователь не должен думать, что и как ему делать. Все элементы сайта должны быть понятными интуитивно. В противном случае, если сайт окажется слишком сложным или слишком оригинальным, посетитель так и не совершит ни одной покупки и ваша конверсия будет стремиться к нулю.
Скорость загрузки сайта. Сайт должен быть готов к серьезному росту посещаемости. Есть специальные сервисы, которые позволяют отслеживать загрузку сайта на разных этапах формирования заказа. Это может быть просмотр товара, оформление покупки и т.п. Нагрузочное тестирование каждого этапа позволит оптимизировать работу интернет-магазина и избежать потерь из-за медленной работы сайта.
Дизайн. Дизайн и графические элементы сайта должны быть не только современными и красивыми, но и сделанными под конкретную аудиторию. Полезно провести бенчмаркинг и посмотреть, как выглядят магазины конкурентов или западных аналогов. Понятно, что если ассортимент вашего магазина— женская одежда, то дизайн сайта должен быть ориентирован на женскую аудиторию.
Также важны дополнительные «фичи»: яркая кнопка «купить», фото и даже видео с описанием товара. Атакже различные дополнительные элементы: новости о товаре, рейтинги товара, промо акции Покупателю должна быть доступна максимально полная информация о продукте, а процесс оформления заказа и покупки должен быть логичным и простым. При этом пользователь должен всегда понимать, на каком этапе заказа он находится, в каком разделе каталога.
Важнейшую роль играет навигация магазина, то есть меню, которое позволяет найти товар. Меню должно хорошо восприниматься, иметь четкую логику и графику. В поиске просто необходима разветвленная система фильтров, с помощью которой можно быстро и удобно найти нужный продукт.
Классические элементы дизайна. У интернет-магазинов уже есть определенный стандарт дизайна, которого лучше придерживаться. Отсутствие классического расположения элементов сайта может смутить покупателя и стать причиной его ухода с сайта. К классическим элементам можно отнести:
• Логотип. Должен находиться в верхнем левом углу.
• Значок корзины. Должен находиться в правом верхнем углу.
• Кнопка входа и выхода из системы. Должна находиться в правом верхнем углу.
• Область поиска. Должна находиться в верхней части сайта.
Есть и другие классические элементы, которые должны быть на своем месте, чтобы сайт был удобным для покупателя. Цель интернет-магазина—продавать, а не выигрывать конкурсы оригинального дизайна. К тому же можно сделать сайт оригинальным, сохранив на своих местах все классические элементы.
Очень важно не перегружать сайт информацией в надежде на то, что посетитель из такого изобилия выберет хоть что-то. Это ошибка: на перегруженном информацией сайте пользователь останется надолго только в том случае, если ему по каким-то причинам нужен именно этот сайт. В противном случае он просто не станет искать нужную ему информацию. Четкий дизайн и не очень большое количество вариантов выбора, напротив, облегчают просмотр сайта и стимулируют к поиску необходимой информации.
Расположив грамотно все необходимые элементы, предоставив максимальное количество полезной информации о своем товаре, вы сможете добиться высокой конверсии. Конечно, она зависит еще и от грамотного маркетинга, качественного сервиса, правильно выбранной целевой аудитории, ассортимента и т.п., но об этом мы подробно поговорим в следующий раз.
(с) Александр Семенов