Любой народ, какой ни возьми, имеет несколько своих, только одному ему принадлежащих, сакральных объектов, которые во всем остальном мире ассоциируются именно с этим этносом и больше ни с каким другим. Для России перечень подобных, скажем так, артефактов очень точно сформулировал певец Николай Расторгуев: это «баня, водка, гармонь и лосось». Три последних пункта при желании можно оспорить, но баня абсолютно точно является истинно русским заведением.
В одной только Москве испокон веков существовало несколько десятков общественных бань, всерьез конкурировавших между собой за звание лучшей. Как правило, переходящий лавровый венок делили между собой Сандуновские бани и Китайские, переименованные в советские годы в Центральные. В то же время, если знаменитые Сандуны ничем, кроме действительно шикарного интерьера не выделялись, то вокруг Центральных бань столицы всегда витало небывалое количество слухов и легенд.
Своим появлением Китайские бани обязаны зависти и чувству соперничества московских купцов. Еще совсем недавно, в 90-е годы XX века, в России можно было наблюдать, как новоявленные бизнесмены соперничали друг с другом в приобретении дорогих костюмов, автомобилей, украшений, а в 2000-х — немыслимых замков на Лазурном Берегу или самых дорогих в мире яхт.
XIX век не был исключением. Видя, как буквально на глазах богатеют хозяева Сандуновских бань, крупный купец, фабрикант и домовладелец Хлудов решил построить новые бани, превосходящие по роскоши всех конкурентов. Так в Москве появились будущие Центральные бани, поименованные изначально Китайскими по названию проезда, в котором располагались. Вскоре, в 1881 году, был закончен корпус с «простонародным» отделением, чуть позже — с «дворянским», а в 1883 году состоялось официальное торжественное открытие Китайских бань. На банкет собрался весь московский бомонд тех лет. Гости оказались по-хорошему поражены роскошной обстановкой и великолепной, дорогой отделкой помещений бани.
НА ПЕРЕДОВОЙ ПРОГРЕССА
Среди историков Москвы существует предание, что, когда нанятый заказчиком бань один из самых высокооплачиваемых архитекторов Москвы Семен Эйбушиц спросил у Хлудова, какими он, собственно, хочет видеть свои будущие бани, тот ответил: «Сказочными. Такими, что в точности и описать невозможно. А еще пышными. С русскими парилками разного разряда, большой турецкой залой. Ты, главное, работай, а я подскажу». Ответ, достойный строк русских народных сказок: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что... Однако умудренный опытом архитектор спорить с богатым заказчиком не стал и создал именно то, о чем его просил Герасим Хлудов: взял технические новинки тех лет, облачив их в существующие на тот момент различные архитектурные стили, добавил к этому самые дорогие из всех возможных отделочные материалы. В итоге к моменту открытия бань фасад, как того и требовал заказчик, представлял собой сочетание классического стиля русского зодчества с элементами малых архитектурных форм западноевропейского барокко. Примечательно, что построенный в 1881 году первый корпус для рядовых москвичей в советское время получил статус высшего разряда, и посещала его элита советского государства. Что же можно было сказать об убранстве помещений бань, выстроенных для дворянского сословия? В них входили русские, финские и турецкие бани, отделанные редкими породами ценного красного дерева, покрытые узорами из настоящего сусального золота. В номерах дворянского отделения бань парились исключительно князья, графы, генерал-губернатор с семьей и даже члены царской фамилии. Говоря сегодняшним языком, Китайские бани Хлудова являлись настоящим пятизвездочным заведением, в котором было все! В кабинете врача можно было проверить здоровье после парной, в просторные комнаты отдыха гости заказывали любые яства и напитки. В бане даже был собственный банкетный зал. Но главной диковинкой оказалась первая в России механическая прачечная. Также, по наущению одной из дочерей фабриканта, в банях построили первые в Москве крытые плавательные бассейны. В комплексе зданий бань предприимчивый хозяин открыл фирменный парфюмерный магазин, небольшую гостиницу, дешевые доходные номера и даже деловой центр.
ТАЙНА ЗОЛОТЫХ ШАЕК
После смерти Хлудова бани вместе с наследством в десять миллионов рублей перешли к четырем его дочерям. Надо сказать, что промышленник в лице своих дочерей воспитал себе достойное продолжение. Удачно выйдя замуж, сестры не только не растратили папино наследство, но и сильно приумножили его, в том числе вкладывая немалые средства в совершенствование Китайских бань. Так бы и развивался дворец банно-прачечных услуг фабриканта Хлудова, если бы не революция 1917 года, после которой наследницы гигантского состояния, как и многие другие богатые россияне тех лет, отбыли во Францию. Однако накануне отъезда произошло достаточно курьезное событие, в качестве предания вошедшее в перечень легенд о кладах, спрятанных во время революции в России. Как гласит предание, буквально накануне отъезда все честное семейство собралось на совещание в одном из залов собственных бань. Решили ехать в эмиграцию и там ожидать, что в дальнейшем произойдет с Россией, надеясь вскоре вернуться обратно. Когда все разошлись, а в помещении бань осталась одна, самая любимая из дочерей почившего купца, она попросила своего мужа привести к ней трех самых преданных служителей бани. Этим людям, предварительно поклявшимся на иконе Спасителя о неразглашении тайны, она рассказала, что перед Первой мировой войной, в 1914 году, Хлудовы отлили три тазика из чистого золота по десять килограммов каждый и сорок тазов из серебра. В войну драгоценные шайки были сданы в банк на хранение. Рассказав эту историю, женщина попросила служителей бани сходить в банк и принести ей сокровища. Несмотря на беспорядки в городе, драгоценные тазы получить все же удалось, но вот куда их затем перепрятала дочь купца, до сих пор остается тайной. Основная версия такова: золотые и серебряные шайки были замурованы в одной из стен бани. Однако советские власти буквально метр за метром простучали стены теперь уже Центральных бань, но так ничего и не нашли. Существует, правда, вторая версия, согласно которой клад был зарыт на Волхонке, во дворе дома одного из работников бани, забиравшего сокровища из банка. Так что московские кладоискатели, если им будет сопутствовать удача, еще смогут сходить в баню с золотой или серебряной шайкой от Хлудовых.
(с) Дмитрий Соколов