воскресенье, 5 мая 2013 г.

Железная леди


Весь март 1889 года Виктор Гюго прочил гневные письма в мэрию с требованием немедленно убрать с улиц Парижа башню, сконструированную Гюставом Эйфелем. Правда, это не мешало господину Гюго регулярно обедать в ресторане на самом верху уродливой громадины. На вопрос, зачем он это делает, если башня ему так не нравится, писатель отвечал: «Это единственное место во всем Париже, откуда ее не видно».


Все началось до банального просто. К столетнему юбилею Французской революции правительство Третьей республики решило организовать на Марсовом поле всемирную выставку. Историческое, но ничем не примечательное место решено было украсить сооружением, равного которому не видел мир. Известный инженер Гюстав Эйфель, основательно порывшись в своих архивах, внес на рассмотрение высокой комиссии чертеж 300-метровой железной башни.

С башней Эйфеля серьезно конкурировали гигантская гильотина — в память о погибших во время революции — и огромный 150-метровый фонарь. Последний был, по крайней мере, функционален, но, увы, совсем неказист и воображения не поражал.

Проведя в зале заседаний не один час, члены комиссии решили остановить свой выбор на башне господина Эйфеля. «Бесполезна, зато монументальна» — таков был их вердикт. Сам же господин Эйфель самокритично воскликнул: «Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!»

Однако завистники инженера не смирились. Не без их участия рисунки башни, отправленные в журналы, оказались настолько безобразными, что вызвали всеобщий протест. В феврале 1887 года директору будущей выставки Альфану была послана петиция, подписанная лучшими писателями и художниками Франции. В ней говорилось: «Мы, страстные любители до сих пор еще не тронутой красоты Парижа, протестуем всеми силами нашей возмущенной души, во имя оскорбленного французского вкуса...» Эйфелю пришлось проявить чудеса дипломатии. Он сам ездил к возмущенным эстетам домой, уговаривал их, показывал подлинные рисунки, на которых башня выглядела куда изящнее. Убедить удалось не всех — многие остались при своем мнении, а некоторые даже уехали из Парижа, чтобы не видеть «осквернения» любимого города.

В январе 1887 года, когда 300 рабочих, нанятых господином Эйфелем, приступили к работе, мало кто верил, что этакую громадину можно построить за два года. На одну только закладку фундамента ушло 18 месяцев.

Чтобы закончить башню в назначенный срок, Эйфель использовал заранее сделанные части: 12000 металлических деталей и 2,5 миллиона заклепок для их сборки. Ни одна из заготовленных балок не весила больше 3 тонн, что облегчало поднятие металлических частей на большую высоту.

Работа продвигалась медленно и трудно. Когда порывы ветра достигали особой силы, рабочие, трудившиеся наверху, рисковали сорваться вниз. Однако парижане, приходившие поглазеть на удивительную стройку, уже не могли скрыть своего восхищения.

Торжественное открытие 312-метровой «железной леди», как окрестили башню в народе, состоялось в марте 1889 года. Дабы развеять опасения тех, кто боялся падения башни, Эйфель оборудовал на высоте 276 метров свою квартиру и рабочий кабинет.

Сооружение имело грандиозный успех. За шесть месяцев работы выставки посмотреть на ажурную красавицу, словно сотканную из тончайших кружев, пришло более 2 миллионов посетителей.

Господин Эйфель был чрезвычайно доволен. И только два обстоятельства омрачали его радость. Во-первых, башня была абсолютно нефункциональна. Во-вторых, согласно договору, подписанному перед началом строительства, через 20 лет она подлежала сносу.

«Жизнь» башни несколько раз висела на волоске. В 1890-х годах дело почти дошло до ее демонтажа. Помог Его величество случай, а точнее, появление радио.

В октябре 1898 года был проведен первый сеанс телеграфной связи между Эйфелевой башней и Пантеоном. Так «железная леди» стала опорой антенн для радиовещания, а затем и телевидения. Г-н Эйфель был счастлив. Ведь теперь башня была по-настоящему функциональна. И никто больше не заикался о ее демонтаже.

В начале XX века на башне разместили постоянную радиостанцию и в эфир вышла первая радиопередача, которую так и назвали «Эйфелева башня». А спустя 14 лет началась трансляция регулярных телевизионных программ.

К тому времени парижане уже привыкли к своей «стальной красавице», как назвал ее Жан Кокто. Гийом Аполлинер увидел в ней «лестницу в бесконечность». А композитор Шарль Гуно не только превратился из ее врага в почитателя, но и, сидя в кабинете Эйфеля, сочинил свой «Концерт в облаках». Специально для композиторских нужд на верхнюю платформу башни пришлось поднимать рояль. И это событие подробно освещалось в газетах.

Не обошлось и без ложки дегтя: каждый год с площадок башни бросались вниз 5-10 человек. Лишь через много лет власти додумались перекрыть самоубийцам «кислород». Но и сейчас, несмотря на стальные решетки, опоясывающие башню, кое-кто умудряется свести счеты с жизнью при помощи творения Эйфеля.

В декабре 1923 года Гюстав Эйфель скончался. Он не дожил всего восемь лет до того момента, когда самым высоким зданием в мире стал 381-метровый Эмпайр стейт билдинг в Нью-Йорке. Впрочем, Эйфель вряд ли стал бы сильно горевать по этому поводу. Он не раз говорил: «Какая разница, кто из нас совершил шаг, если он двинул вперед все человечество?»

Спроектированные Эйфелем лифты безотказно работали полвека и внезапно сломались в июне 1940 года, когда в Париж вошли немецкие войска. В течение четырех лет, пока во французской столице оставались оккупанты, башня была закрыта. Специально выписанные из Берлина инженеры так и не смогли наладить работу лифтов.

Соответственно, Гитлеру не удалось подняться наверх и посмотреть на Париж с высоты птичьего полета. А знамя со свастикой, закрепленное на башне нацистскими солда-тами-верхолазами, было настолько большим, что его сдуло ветром. «Гитлер завоевал Францию, но не завоевал Эйфелеву башню», — с гордостью говорили парижане. Так «железная леди» стала еще и символом неповиновения фашизму.

Удивительное дело, но, как только Париж освободили от гитлеровцев, подъемники тут же заработали. Старый механик, знавший механизм лифтов как свои пять пальцев, отремонтировал его за полчаса.

Кстати, в августе 1944-го, когда союзники приближались к Парижу, Гитлер приказал военному губернатору Парижа генералу Дитриху фон Колтицу уничтожить башню наряду с остальными городскими достопримечательностями. Фон Колтиц, рискуя собственной жизнью, приказу не повиновался.

Сегодня Эйфелева башня разделена на три уровня: первый находится на высоте 57 метров, второй — на 115, третий — на 274. На случай поломки лифта наверх ведет лестница, состоящая из 1792 ступеней.

На двух первых платформах расположены рестораны, бары и смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на Париж. В ясную погоду взгляд человека может охватить расстояние радиусом до 70 километров.

На третьем уровне находится уникальная метеостанция, где ведется изучение суточных колебаний атмосферного электричества, степени загрязнения и радиации атмосферы. Отсюда транслирует свои программы парижское телевидение. На ней же установлен передатчик, который обеспечивает связь полиции и пожарных.