В далёком будущем заселённая человечеством часть Вселенной становится единым Мегаполисам, безупречно функционирующим техническим и социальным механизмом. Но транспортные лифты-телепорты, связывающие Мегаполис в единое целое, начинают всё чаще давать сбои...
«Фимбулвинтер» стал результатом совместного творчества писателей, которые два года назад собрались на литературном семинаре «Партенит». Самый старший и опытный из компании — Игорь Вереснев, остальные — молодые авторы, у которых в активе совсем немного публикаций, в основном сетевых. Всё началось с идеи Андрея Валентинова, продолжилось как литературная игра, — а завершилось настоящей книгой, причём вполне достойной.
«Фимбулвинтер» — это антиутопия, притворяющаяся утопией. Речь в ней идёт о мире далёкого будущего, в котором люди заселили множество терраформированных планет. Лифты-телепорты отменили расстояния, и все планеты слились в один большой город. В Мегаполисе царит атмосфера всеобщего равенства и счастья: благодаря искусственному интеллекту люди избавлены от необходимости трудиться на скучных работах и могут посвятить себя исключительно самореализации. Причём совершенно неважно, что это за самореализация: можно быть учёным или медиазвездой, а можно — садистом-психопатом. В последнем случае тебя просто отправят на изолированную планету играть в смертельные игрушки с себе подобными. Вот только коммунистический принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» здесь трансформировался: уровень обеспеченности зависит от уровня популярности. Индекс популярности, «ипо», отображается с помощью разноцветных нимбов или кулонов — по их цвету и яркости можно определить, звезда перед тобой, унылый неудачник или вообще затворник-хикки.
Вот тут-то и кроется главная ловушка этого прекрасного мира, в котором нет ни денег, ни проблем, с ними связанных. Когда популярность становится валютой, интровертам и просто людям, ценящим своё личное пространство, жить становится несладко. Одна из героинь романа, умная и талантливая, но замкнутая девушка Марсилуна Фокс, испытывает это сполна на собственной шкуре. Представьте, что ваше благосостояние напрямую зависит от количества «френдов» в «Живом Журнале» или «Фейсбуке». Кем бы вы стали в таком мире — супергероем или лузером?
Интересно, что авторы, обрисовывая социальное устройство своей вселенной, не делают его главной проблемой романа, но всё равно в конце концов ставят читателей, героев и придуманную ими реальность перед фактом: мир должен быть устроен как-то по-другому, иначе — тупик. Человечество получает второй шанс, пусть и ценой смерти старого мира. А начинается всё с нескольких сбоев в работе транспортной системы, в результате которых некоторые люди попадают в странные и страшные уголки Вселенной — и, разумеется, после пережитых испытаний существенно меняются. Впрочем, не все герои (а их в романе довольно много - пожалуй, чересчур для такого объёма) получились одинаково интересными - это один из немногих недостатков романа. Любопытно, что самые яркие образы в романе — женские: та же Марсилуна Фокс, звезда «стрима» (нечто вроде «телепатического ТВ» — эмоционально-чувственная «картинка», транслируемая прямо в мозг) Айна Лири, девушка-спасатель Эсдар. Мужские персонажи обрисованы схематично, а некоторые из них даже имён не обрели.
Собственно говоря, после прочтения этого увлекательного и содержательного романа вопрос остаётся только один: что, неужели для него действительно было нужно шесть авторов? Неужели подобные многоплановые, интересные, захватывающие миры, так похожие и непохожие на наш, уже не способны рождаться в голове одного писателя, а могут бьггь только результатом коллективного творчества-игры? Это наводит на невесёлые размышления о судьбах отечественной фантастики — притом что сам роман оставляет массу положительных впечатлений. Впрочем, не исключено, что каждый из авторов «Фимбул-винтера» в будущем проявит себя «в полный рост». Будем за ними следить.
Для Атоса слишком много, для графа де ля Фер слишком мало»: роман сам по себе куда лучше «среднего по палате», но недостаточно многопланов и масштабен для результата коллективного творчества.