Древний Город, которым правит загадочный император по прозвищу Бессмертный, ведёт бесконечную войну с соседями-варварами, в то время как внутри и снаружи Города зреют планы по прекращению этой бойни.
Самая главная сложность при чтении дебютного сольного романа Стеллы Геммел, вдовы, редактора и соавтора британского фантаста Дэвида Геммела, — не сравнивать её книгу с работами покойного супруга. Как тут не сравнивать, когда «Город» посвящается «Дэйву, конечно же», а эпический размах и батальная составляющая романа прямо-таки взывают к духу писателя. И всё-таки Стелла Геммел написала вполне самостоятельный фэнтезийный эпик в лучших традициях жанра, классический и современный в одно и то же время. То, что она писала его, стоя на плечах гигантов, достоинств её дебюта не умаляет.
Масштаб повествования задан уже выбором места действия. Город (в книге упоминается, что другие племена называют его иначе, но для всех героев он просто Город) - это огромный древний мегаполис, центр мироздания и сам по себе целая вселенная. Из текста непонятно, как он выглядит: его стены и храмы, равно как и одежда и доспехи его жителей, не описаны подробно, любой меч — это просто меч, равно как и башня - просто башня. Читатель волен дорисовывать картинку, как посчитает нужным.
Просто Городами некогда называли Рим и Константинополь, также на ум приходят «вечные» Троя и Вавилон, - и Город действительно имеет черты их всех. Но с одним уточнением: времён упадка. Город умирает. Целые века его истории давно ушли под землю, рушатся старинные сливные сооружения, рассыпаются кварталы. Вымирает и население - уже не одно поколение сильных молодых людей, мужчин и женщин, погибло на войне, а Город, подобно Молоху, требует новых жертв. В Городе остались лишь старики, калеки да немногочисленные дети. Да ещё те, кто осмелился бежать от тотальной мобилизации. Кто-то прячется в подземных Чертогах, кто-то без смущения переходит на сторону врага, чтобы помочь окончить войну. И только император и аристократия, кажется, ни в чём не испытывают нужды. Но они - особый случай. Императора не случайно называют Бессмертным. Тайна правящих семейств, все представители которых обладают гипнотической харизмой и странными способностями, приоткрывается постепенно и полностью будет объяснена лишь на последних страницах. И финал расставляет далеко не все точки в сюжете — на горизонте маячит продолжение.
Пафос «Города» — трагический. Для автора выбор между свободой воли и предопределением — иллюзия: каждый герой исполнит то, что было ему назначено, и любой, полагавший, что действует самостоятельно, окажется пешкой в большой игре. Судьбы всех персонажей предопределены изначально, они так же обречены, как и Город.
При этом герои не картонные марионетки — у них есть характеры, чувства, привязанности. Трогательная забота полководца Бартелла о приёмной дочери Эмли, мучительная любовь командира Фелла и воительницы Индаро, тоска Эмли по потерянному в Чертогах старшему брату, «мужество обречённых», которое проявляют как враги, так и защитники Города, - всё это выписано не менее тщательно и подробно, чем натуралистические батальные сцены.
Действие романа движется неспешно, иногда даже слишком. Да, все подробности важны, а все ружья в итоге стреляют, но для читателя, привыкшего к динамичному экшену, одолеть шестьсот страниц вязкого повествования будет непросто. Замедляет движение сюжета и любимый приём автора — «стереовзгляд», при котором один и тот же эпизод то и дело показывается глазами разных персонажей. Так картинка становится объёмной, но при этом временами застывает, словно в режиме «стоп-моушн». Впрочем, на общую эпичность повествования такой приём работает неплохо. Перевод Марии Семёновой, владеющей широким диапазоном стилей, от эпически возвышенного до «низкого» просторечного, также добавляет описанному миру объёмности и глубины.
Местами затянутое, но мощное и трагическое повествование для всех, кому не хватает классических фэнтези-эпиков.
Стелла Геммел. Город |
Электронная книга: Стелла Геммел. Город