пятница, 3 апреля 2015 г.

Джон Лав. Вера

Джон Лав. Вера
«Вера». Так назвали неизвестный космический корабль, некогда погубивший Шахранскую империю. И вот, несколько столетий спустя, «Вера» угрожает уничтожить человеческое Содружество. Противостоять врагу должно уникальное оружие человечества — крейсера класса «аутсайдер». Их всего девять, они воплощают мощь и силу Содружества. Но есть и обратная сторона медали — командой на таких кораблях становятся изгои, психопаты, преступники. Te, кто не может жить в обществе, но чьи таланты слишком велики, чтобы их не использовать...

В своём дебютном романе Джон Лав играет с читателем с первых страниц и до самого финала. Что перед нами? Космоопера? Вроде бы да - но не может быть в космоопере такой детализации боёв. Тогда военная фантастика? Но в большей части книги нет вообще никакого экшена - это медлительная планетарная фантастика с подробным описанием инопланетян, их образа жизни, культуры... А если учесть, что на переднем плане в книге вовсе не вопрос, одержит ли победу над «Верой» крейсер «Чарльз Мэнсон», а то, через что пройдёт команда «аутсайдера», чтобы эту «Веру» познать, — получается уже психологическая фантастика... В общем, роман явно не укладывается в рамки привычного деления по направлениям. Но это и к лучшему — «Вера» уникальна, тем и хороша!

То, что «Вера» — книга непростая, становится ясно почти с самого начала. Язык и стиль автора непривычны - текст очень хочется назвать «мозголомным». Более того, Лав меняет стилистику от эпизода к эпизоду. Автор играет словами, образами, понятиями, заставляя читателя максимально прочувствовать то, что он хочет показать. Особенно ярко это видно при резких сменах темпа повествования в рассказе о битве с «Верой», а также при переходах от мыслей и чувств героев к описаниям сражения. На фоне основного потока фантастики с его усрёдненным языком и стилем «Вера» выделяется, как небоскрёб среди пятиэтажек. При этом редкий читатель осознает, что именно Лав делает с текстом, он лишь почувствует: что-то изменилось. Мастерский подход, которым умеют пользоваться единицы!


Но эти словесные игры не единственное, что привлекает в романе. Стиль написания книги важен, но её содержание - ещё важнее. «Вера» в этом плане текст абсолютно гармоничный: безумной форме — безумное содержание. Герои книги, команда «Чарльза Мэнсона», и особенно их капитан Фурд — стопроцентные маньяки. И читать о них было бы даже неприятно, если бы автор не подчёркивал в течение всей книги: «Вера» - символ непостижимого, символ, если угодно, Бога. Недаром все, и земляне, и шахранцы, говорят о неизвестном корабле «Она» (с большой буквы). И нельзя понять непостижимое, если вы мыслите обычными категориями: именно поэтому у Содружества есть крейсеры-«аутсайдеры», именно поэтому их команды совершенно ненормальны. Лав невероятен в деталях: и «Чарльз Мэнсон», и вся его команда - это не люди. Они не воспринимают себя частью человечества. Мало того, руководство тоже их так не воспринимает. Ибо они всего лишь инструменты Содружества. Молоток не думает, стоит ли забивать гвоздь и насколько это опасно. Команда «Чарльза Мэнсона» не думает, можно ли одолеть непобедимый инопланетный корабль, а просто сражается. И то, что сражение растянуто на несколько сотен страниц, -это не авторский просчёт. Эта часть текста может показаться затянутой - если смотреть на то, что лежит на поверхности, на все эти манёвры кораблей, описания того, какое оружие кто использовал. Вот только в глубине кроется другой смысловой слой. Это сражение не в космосе, да и по большому счёту вообще не сражение. Это процесс познания «Веры» через собственные изменения. И именно то, что происходит с командой, с самим Фурдом и его офицерами, и составляет суть книги. То, что открывается в персонажах и сильнее всего берёт за живое.

Увы, невозможно без спойлеров рассказать о каждом члене команды «Чарльза Мэнсона». Все они уникальны, в каждом есть нечто, что обязательно раскроется в течение повествования. И какими бы психопатами они ни были, не сопереживать им в итоге попросту невозможно. Растянутая кульминация романа только способствует такому отношению к персонажам. Драматичная и непредсказуемая развязка, напротив, героев практически не затрагивает. Джон Лав сумел логично и непротиворечиво описать суть непознаваемого объекта, «Веры». На протяжении всего романа читатель будет гадать, с чем же сражается «Чарльз Мэнсон», но реальность превзойдёт все ожидания...

Великолепная книга, которая, однако, понравится только внимательному читателю, жаждущему отказа от жанровых клише. Если попробовать проникнуться сутью происходящего, оценить иронию текста, прочувствовать смену ритмов повествования, то этот роман станет открытием.

Джон Лав. ВераДжон Лав. Вера