Как разбить автомобиль и остаться невредимым? Могут ли компьютерные ноу-хау полностью заменить человека в кадре? Когда дело касается автомобильных погонь и трюков, вопросов всегда больше, чем ответов. Впрочем, настоящему каскадеру лишние слова не нужны. Расчетливость, молниеносная реакция, везение и неистовая любовь к жизни — залог большого успеха, минимальных травм и многолетней карьеры.
Если обратиться к истокам кинематографа, то автомобильная эра в кино началась почти одновременно с рождением этого вида искусства. В картине «Рейс Париж — Монте-Карло» (1905) французский режиссер Жорж Мельес показал восхищенным зрителям полет автомобиля, и искусство монтажа поразило их, не искушенных подобными чудесами. Чарли Чаплин подошел к съемкам автомобильных сцен со свойственной ему несерьезностью: юмор и задор царят на экране фильма «Детские автомобильные гонки» — автомобильный переполох и нелепое поведение Бродяги до сих пор вызывают улыбку.
Со временем, насытившись таким позитивом, зрители требуют все более острых ощущений. Вместе с эволюцией кино наступает эра бесстрашных каскадеров, в числе которых — лучшие цирковые артисты, легкоатлеты и гимнасты. Погони на лошадях, трюки на дилижансах, бои с индейцами и перестрелки становятся визитной карточкой вестернов, где в опасных сценах наряду с каскадерами участвуют и актеры.
ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ
А что же автомобили? В середине XX века сцены с ними считались чрезвычайно сложными и опасными, и мало кто решался за них браться. Эра кинопогонь начинается с американской картины «Дорога грома», снятой в 1958 году. Главную роль в ней должен был играть Элвис Пресли, однако бюджета всей картины не хватило, чтобы перекрыть его предполагаемый гонорар. «Отдуваться» пришлось Роберту Митчуму, который лично управлял «Фордом» 1951 года во время съемок экшен-сцен. Но прошло еще 10 лет, прежде чем зрители, увидев погоню, в один голос сказали после просмотра: «Верю!»
В картине Питера Йетса «Буллит» герой Стива Маккуина, управляя Ford Mustang, преследует преступника на Dodge Charger в окрестностях Сан-Франциско. Каскадеры разгоняли машины на ровных участках дороги до 170 километров в час, а потом монтажер Фрэнк Келлер филигранно вклеивал в девятиминутную сцену лица актеров, за что получил заслуженный «Оскар».
Казалось бы, что может быть лучше? Но через три года планка была поднята еще выше, практически на недосягаемую высоту.
Ревущий 330-сильный мотор Pontiac LeMans, скорость свыше 140 километров в час, пять недель съемок, сжатые в семь минут экранного времени, — сцена автомобильной погони за поездом метро по запруженным нью-йоркским улицам в фильме «Французский связной» и сегодня остается во многом непревзойденной, считаясь одной из лучших в истории. Перед режиссером Уильямом Фридкином стояла непростая задача — снять кино, в котором будет настоящий драйв. Задачу эту поставил продюсер фильма, известный американский режиссер, сценарист и в прошлом автогонщик Говард Хокс, открыто признавший, что все его предыдущие картины с автомобильными преследованиями потерпели фиаско.
Фридкин лично снимал погоню, сидя с камерой на заднем сиденье «Понтиака», — потому что был молод и холост, в отличие от операторов. Власти Нью-Йорка не согласились перекрыть улицы для съемок, поэтому пришлось вести погоню на свой страх и риск в обычном потоке транспорта. «Мы неслись 140 километров в час, мы 26 раз попадали в аварию, и у нас не было официального разрешения на съемки», — вспоминает режиссер в одном из интервью. Некоторые из инцидентов, не предусмотренные сценарием (например, таран «Понтиаком» белого Ford Torino, в котором ехал ничего не подозревавший гражданин), вошли в итоговый вариант фильма.
Сегодня постановщики автотрюков часто осваивают искусство съемки и работают во второй группе, состоящей из оператора и специального режиссера. Кто, как не каскадер, знает, как эффектнее преподнести трюк, на что обратить внимание и что скрыть от глаз зрителей? Валерий Деркач, российский каскадер, работавший не только во многих отечественных картинах, но и в голливудских боевиках «Превосходство Борна» и «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть», уже снял несколько фильмов со своей режиссерской группой — с точки зрения профессионального каскадера. К слову, и «Превосходство Борна», и пятый «Крепкий орешек» получили самую желанную награду для каскадеров — «Таурус» в номинации «Лучшая работа с движущимся средством».
На съемках «Крепкого орешка» все трюки были выполнены на реальных авто с укрепленными кузовом и подвеской. В процессе съемок пришлось разбить 10 «Мерседесов». А годом раньше «Таурус» в аналогичной категории достался последнему на сегодняшний день фильму о приключениях Джеймса Бонда «Координаты «Скайфолл».
Арша Агдаси, талантливый иранский каскадер, участвовавший в съемках 23-го «Джеймса Бонда», делится впечатлениями: «Сниматься было легко — благодаря прекрасному координатору Гарри Пауэлу. Мы много репетировали, поэтому во время исполнения трюков все было четко и понятно». В вопросе о технологиях, которые могут заменить человека на съемочной площадке во время трюка, Арша поясняет, что голливудские режиссеры — большие любители компьютерных инноваций в кино, однако сам каскадер предпочитает быть внутри автомобиля и исполнять трюк лично. Сегодня технологии могут заменить каскадера на 90%, но зрители всегда отличат, где реальность, а где «спроецированная картинка».
Чтобы исполнить такой трюк и сохранить здоровье, каскадеру нужно позаботиться о многих вещах: специальной каркасной конструкции внутри машины, шлеме, защите на руки, спину, специальном огнеупорном костюме, так как часто автомобильные трюки сопровождаются взрывами с последующим горением. Открытые участки тела для съемок «горящих» сцен обрабатывают специальным негорючим гелем. В случае, если машина падает в воду, необходимы приспособления для пребывания под водой, а также трамплин — для прыжка, чтобы сцена выглядела эффектнее. Иранские каскадеры изобрели систему дистанционного управления автомобилем для трюков, а сам Арша Агдаси может похвастаться некоторыми личными рекордами: поворотом на машине в воздухе вокруг оси на 720 градусов с приземлением на колеса и автомобильным прыжком через 35-метровое препятствие на высоте шести метров. Последний трюк был исполнен во время съемок одного из турецких фильмов.
С пяти лет Арша занимался спортом и отличался от сверстников активностью. Прыжкам его научил тренер, а прочие трюки каскадер изучил... благодаря интернету и фильмам, равняясь на лучших из лучших.
Всю подготовку трюка на себя берут постановщик и его команда. Несколько секунд захватывающего автомобильного экшена в киноленте могут означать несколько дней, а то и недель тщательной подготовки. Каскадерам приходится помнить о негативных последствиях любых действий как в профессии, так и в обычной жизни, опасаясь ситуаций, о которых обычные люди даже не задумываются. Зато рядом с каскадером можно чувствовать себя в полной безопасности. «Мне нравится то, чем я занимаюсь, для меня это лучшая профессия в мире», — признается Арша и скромно продолжает, что, возможно, через пять месяцев отправится на съемки очередного фильма о Джеймсе Бонде, чтобы выполнить новые сложнейшие трюки под маской неуязвимого агента 007.
СИЛА ОГНЯ
«Рецепт» трюка, как и любого другого фокуса, остается за кадром. Зрители лишь могут додумывать, каковы ингредиенты захватывающего дух полета автомобиля или его обжигающего взрыва при столкновении с препятствием. Арсенал для «приготовления» автомобильного трюка на самом деле не меняется уже годами: рампа или пневматическая пушка для прыжка; для особо сложных сцен, чтобы автомобиль пролетел расстояние по определенной траектории, его подвешивают на тросы, которые потом убирают во время монтажа.
Самые любопытные могут заглянуть за кулисы съемочной площадки, попав на ежегодный Международный фестиваль профессиональных каскадеров «Прометей». 29 августа 2014 года прошел уже 15-й слет каскадеров (на этот раз в Крыму), в котором приняли участие команды из семи стран: России, Франции, Испании, Белоруссии, Украины, Ирана и Сербии.
Неотъемлемая часть автомобильных трюков — огонь, а умение гореть — целое искусство. С замиранием в сердцах зрители видят, как пылает человек на площадке фестиваля, и с особым восторгом приветствуют каскадера, когда выясняется, что под защитным костюмом скрывается бесстрашная — и единственная в Иране — женщина-каскадер Махса Ахмади. Ее азарту и жизнелюбию можно только позавидовать. Глядя на хрупкую Машу — так ее прозвали остальные участники, — трудно представить, что в ее портфолио уже 27 серьезных проектов. Например, в 2010 году Махса была каскадером-водителем на съемках «Охотника» режиссера Рафи Питтса, а также принимала участие в съемках последнего бондовского боевика.
«Я предпочитаю не разбивать машины, а демонстрировать виртуозную езду», — делится с нами Олег Дитяткин после блестящей езды на двух колесах за рулем внушительного полноприводного автомобиля. Такой трюк команда называет «автородео», ведь железного коня так же непросто укротить, как и темпераментного быка. Тем временем «товарищи по цеху» демонстрируют «воздушный поцелуй по-русски», соприкасаясь крышами автомобилей в полете.
Взрывы и огонь — обязательные атрибуты шоу каскадеров. Но температура поднимается не только от жара на площадке, но и от адреналина, зашкаливающего у всех присутствующих. После очередного трюка две с половиной тонны бензина растворились в огненном шаре, опалив лишь сердца зрителей.
Для каскадера риск — это имя, опасность — профессия, а трюк — жизнь, однако каждый профессионал своего дела подходит к исполнению задачи с холодной расчетливостью. Спортивная выдержка и стремление к поставленной цели, инженерный склад ума, умение просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед и инстинкт самосохранения — залог многолетней карьеры каскадера. Его имя — в финальных титрах, его лицо остается за кадром, но результат его работы видят миллионы зрителей.
(с) Юлия Говорова