четверг, 18 сентября 2014 г.

Леонид Сурженко. Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей

Леонид Сурженко. Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей
О чём эта книга? О них, о мальчишках. Сыновьях, внуках, братишках. 
Только о них? 
Вовсе нет. Ещё о воспитании. О характере и темпераменте. Об отношениях с папой и мамой. О том, как эффективно учиться. Как укрепить здоровье. Как преодолеть кризисы роста. 
Короче – о том, чем живёт семья, в которой имеется мальчик.
И ещё – о нас, о родителях, о нашей нелёгкой, но, наверное, счастливой родительской доле. 
Впрочем, если мы не согласны, что родительская доля – такая уж счастливая, думаю, что это ещё один весомый повод прочитать данную книгу. Кто знает – возможно именно здесь мы найдём ту маленькую подсказку, которая, как магический ключик, поможет открыть волшебную дверцу под названием «родительское счастье».

Отрывок из книги:

Книжек по воспитанию издано огромное множество, это факт. Как воспитывать правильно. Как воспитать гражданина. Как воспитывать нельзя. Как вырастить дочку. Как — сына. Воспитание «для чайников». Воспитание без криков и истерик. Без усилий. Без понятия...

В общем, писать на воспитательную тему еще что-либо — занятие не только нелегкое, но и, на мой взгляд, бессмысленное: ничего нового уже не скажешь, а повторять избитые истины как-то совсем уж не хочется.

Правда: сколько можно? Имеющие уши уже услышали, а не имеющие — все равно не услышат. Сколько ни кричи.


Тогда зачем? Зачем писать очередной труд о том, о чем уже столько написано? Для чего заново поднимать вопросы, на которые давным-давно даны ответы вполне авторитетными педагогами и воспитателями? Какой смысл переносить на бумагу идеи, записанные до нас? Стоит ли заново изобретать велосипед?

Все равно найдется читатель, который воскликнет: «Да это уже было!», «Автор повторяется!», «Откровенный плагиат!»

Пусть. Это ничего. Это можно пережить. В конце концов, любое новое — это хорошо забытое старое. Особенно что касается человека. Он ведь практически не изменился, этот человек, со времен библейского Адама. Разве что пересел из примитивной колесницы в комфортабельный автомобиль. Разве что вместо почтовых голубей научился посылать эсэмэски. А вместо пламени огня в своей пещере любуется по вечерам на «плазму».

Не в этом суть. Пусть старое. Пусть плагиат. Пусть это было. Главное — ведь многие, очень многие читатели воспринимают эти старые, прописные истины как откровение. Как реальную, необходимую, а иной раз и неотложную помощь. И пока эти читатели есть — нужно писать. Обязательно.

Для тех же, кто ищет новизну, кто не терпит повторений и считает себя обманутым, когда в прочитанном он обнаруживает знакомые мысли, — для этих читателей я открою одну великую тайну. Тайну важную и для кого-то шокирующую. А именно:

Нет никаких прописных истин.

Особенно в том, что касается человека. Его психики. Его души.

То, что сработало вчера, может не сработать сегодня. То, что казалось панацеей, для другого ребенка будет пустышкой. Рецепт, оправдавший себя в сотне случаев, окажется неприемлемым в сотне первом. Может быть, как раз — в вашем.

Хорошо... А как тогда вообще — воспитывать? Да и что это такое — воспитание? Может быть, и нет его вовсе? Может быть, это грандиозная мистификация?

Действительно, растет ребенок и растет. Суждено ему вырасти приличным человеком — вырастет. А уж если на роду написано бутылки собирать или по чужим карманам шарить — никакое воспитание не поможет.

Что, разве не так? Разве мы занимаемся каким-то воспитанием? Или, может быть, всерьез считаем, что этим занимается детский сад, школа?

Ну-ка, попробуем припомнить наши «воспитательные мероприятия» за последнюю неделю . Как? Получается?

А может быть, он просто смотрит на нас, копирует наши жесты, фразы, поведение, выражение лица, настроение? Может быть, он воспринимает не то, что мы говорим, а то, что мы делаем? Может быть, мы и не воспитываем вовсе, а лишь читаем нотации, да изредка придумываем наказания, чтобы мальчишка-то наш не очень-то многое себе позволял? Да где же оно вообще, это воспитание?

А вот это оно и есть . Самое натуральное . Самое настоящее . Самое непосредственное воспитание . От которого никуда не деться . Которое «включено» постоянно, а не только в те редкие минуты, когда нас тянет «повоспитывать» .

Фраза «заняться воспитанием» в корне неправильна. Как неправильна фраза «не заниматься воспитанием». Потому что ни одно, ни другое невозможно. По крайней мере, пока мы рядом со своим ребенком. Ведь воспитание — это не какие-то педагогически выверенные ритуалы, досконально прописанные в умных книгах. Воспитание — это любое, вольное или невольное, воздействие на нашего ребенка.

Мы что-то сказали — он запомнил. Это воспитание словом.

Пришел обиженный — погладили по головке. Воспитание лаской.

Помогает по дому — воспитание делом.

Лежим, смотрим телевизор. Тоже воспитание. Только уже бездельем.

Выясняем отношения на кухне. Воспитание скандалом.

Не разговариваем весь день. Воспитание молчанием.

В общем — что ни делай... А он все равно растет. И все равно вырастет. Как бы мы ни воспитывали.

Однако хотелось бы, чтобы он вырос таким, каким мы хотели бы его видеть.

Леонид Сурженко. Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителейЛеонид Сурженко. Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей