вторник, 5 августа 2014 г.

Цвет карандаша

карандаши

Почему рубашка высококачественного карандаша (будь то наш «Конструктор», чешский «Кохинор» или итальянский «Тикондерога») чаще всего бывает жёлтой или чёрной?

Поданным американского инженера Генри Петроски, написавшего толстую книгу о карандашах, три из четырёх чертёжных карандашей в мире имеют жёлтую рубашку и один — чёрную. Чёрный цвет понятен: это цвет графита. А откуда жёлтый?

В середине XVI века на северо-западе Англии нашли крупные залежи графита. Местные крестьяне, вырезая из графита палочки, метили ими своих овец. Прошло несколько десятилетий — и появился карандаш, в котором тонкий графитовый стержень заключён в деревянный футляр, чтобы не сломался. Кстати, русское название двух склеенных половинок карандашного футляра (обычно из кедрового дерева) — обжимки.


К середине XVIII века высококачественное английское месторождение истощилось, но ещё до того научились делать карандаши из более распространённого в природе пылевидного графита, прессуя его с глиной.

В 1846 году французский коммерсант Жан-Пьер Алибер, прослышав, что в Сибири можно найти золото, отправился в Россию. Золота он не нашёл, но близ границы с Монголией, на горе Ботогол, в отрогах Саян, обнаружил залежи чистого графита (там его добывают и сейчас). Образцы, посланные в Санкт-Петербург, были признаны геологами Академии наук по качеству не уступающими старым английским, а Академия художеств дала заключение, что это прекрасное сырьё для карандашей, даже лучше исчерпанного английского графита.

С разрешения русского правительства Алибер начал добычу графита, продавая его в основном немецкой фирме «Фабер-Кастелл», лучшему тогда производителю карандашей. Фирма, чтобы подчеркнуть происхождение графита из далёкой, загадочной и романтичной Азии, родины «жёлтой расы», стала окрашивать карандаши из ботогольского графита в жёлтый цвет. Примеру последовали конкуренты, а некоторые из них ещё и давали своим карандашам названия «Монгол» или «Микадо», чтобы «примазаться» к славе азиатского графита. Со временем жёлтый цвет стал традиционным для высококачественного карандаша.

Утверждают, что яркий жёлтый или контрастный чёрный цвет облегчает обнаружение орудия письма на заваленном бумагами столе.

Чешская фирма «Кохинор», существующая с 1890 года, при изготовлении рубашки карандаша наносит на дерево четырнадцать слоёв жёлтого или чёрного лака. А логотип и марка карандаша печатаются золотой фольгой.

Как сообщает Г. Петроски, в середине прошлого века в США был проведён эксперимент. Чертёжникам конструкторского бюро выдали карандаши одной и той же марки, но часть из них была жёлтой, а другая — зелёной. Вскоре сотрудники начали жаловаться на зелёные карандаши: царапают ватман, быстро тупятся, плохо чинятся, легко ломается грифель. .. А дело было только в привычке и самовнушении.

В наше время, конечно, чертежи выполняются, как правило, на экране компьютера посредством специальной сложной программы, распечатываются на широкоформатных принтерах и цвет карандаша, да и он сам, не имеет для инженеров или чертёжников никакого значения.