среда, 9 июля 2014 г.

Ксения Любимова. Последняя шутка графини

Ксения Любимова. Последняя шутка графини
Анжелика была счастлива: она наконец-то смогла купить собственное жилье. И пускай это пока не отдельная квартира! Комната в старинном особняке, ныне являющемся большой коммунальной квартирой, – очень неплохой вариант. Но оказалось, что там обитают привидения, по ночам бьют несуществующие часы, а сам дом настоятельно советует покинуть его стены и больше никогда не возвращаться. Вскоре один за другим здесь были убиты трое жильцов. За советом Анжелика обращается к известному частному детективу Эрику Петрову, внуку самого Эркюля Пуаро. С помощью сыщика и его помощницы Мариши, которой тоже «посчастливилось» пожить в «нехорошем доме», Анжелике предстоит разобраться, почему бесчинствуют потусторонние силы. Или объяснение гораздо прозаичнее?..

Глава из книги:

– Это вы из полиции? – поинтересовался Олег, внимательно разглядывая Эрика.

– Да. Где мы можем поговорить?

– Пойдемте в кухню, – предложил тот и вдруг спохватился: – Или туда пока нельзя?

– Почему же? Место преступления осмотрено, препятствий к доступу в общественное помещение нет.

Олег слегка побледнел, услышав официальный тон, кивнул и пошел вперед.


– Итак, что вы хотите узнать?

– Ваша жена вчера угрожала Марии Хлебниковой.

– Угрожала?! С чего вы взяли? – распахнул глаза Маков.

– А как еще назвать те слова, которые произносила ваша жена?

– Какие слова?

– Что она может дать в нос и ей ничего за это не будет. А вы добавили, что если Маша не будет следить за своими словами, то язык ей укоротят. Так, может, вы ей его и укоротили?

– Вы с ума сошли? – вполне искренне удивился парень.

– А что, похоже?

– Я не понимаю, с чего вы взяли, будто мы ей угрожали.

– А вы подумайте… Если бы я сказал вам, что укорочу ваш язык или сверну шею, как бы к этому отнеслись?

– Да ведь мы не всерьез! Если бы вы знали Римму, то не увидели бы в ее словах ничего криминального. Она, когда выпьет, часто бывает агрессивной. Но только на словах. Ее нельзя злить, она сразу становится острой на язык. Я пытался сказать Маше, чтобы она не выводила Римму из себя, но та не поняла. Вот я и вспылил. Кстати, я потом долго успокаивал супругу. А вот если бы Маша меня послушала и вовремя замолчала, Римма была бы в порядке.

– Ага! Значит, Маша сама виновата, что ваша жена несдержанна на язык?

– Я не это хотел сказать. Всем известно, что Римма больна. Но она отнюдь не агрессивна. Если ее не трогать, конечно. Так зачем человека специально выводить на эмоции?

– Но ведь не Маша начала эту ссору!

– Какая разница!

– Значит, вы не допускаете, что Маше тоже могут быть неприятны некоторые слова и она тоже может быть несдержанна на язык?

– Почему? Вполне допускаю. Но Маша – здоровый человек и должна была смолчать.

– Ничего она вам не должна! Это вы должны следить за вашей женой, если не хотите содержать ее в специализированном учреждении. Но речь сейчас не об этом. Пока единственная подозреваемая в этом деле – ваша супруга. Именно она поссорилась с Марией и угрожала ей. Кстати, где она?

– Спит в комнате.

– Так она дома?

– Дома, конечно, где же еще?

– А почему вы ее не разбудили?

– Нельзя. Она под действием снотворного.

Сыщик удивленно приподнял брови.

– Она всегда пьет снотворное на ночь?

– Нет, только когда перевозбудится.

– Когда она выпила лекарство?

– Я сам ей дал. Вчера вечером, когда мы вернулись из кухни.

– Расскажите поподробнее, что вы делали после того, как покинули компанию.

– Пожалуйста. – Олег пожал плечами. – Я увел Римму из кухни и немного пожурил за то, что она опять распустила язык. Римма расплакалась и пообещала, что больше не будет так поступать. Тем более Маша ей очень нравится. Я, конечно, не поверил, потому что подобная ситуация повторялась не в первый раз, но говорить ничего не стал, а попытался уложить ее в кровать. Но супруга совсем расклеилась, стала винить себя во всех смертных грехах и рвалась поговорить с Машей, попросить у нее прощения. Я не пустил.

– А почему?

– Римма в таком состоянии легко переключается из одного настроения в другое. Сейчас она раскаивается, а через пять минут может стать агрессивной. В общем, я ее все-таки уговорил лечь в кровать и дал двойную дозу снотворного. Минут через десять Римма уснула, а я вздохнул спокойно.

– После этого вы видели Машу?

– Нет. Пока я возился с женой, все разошлись по комнатам. Так что, когда я пошел в душ, коридор уже был пуст.

– Допустим. А как вы спали ночью?

– Так себе… В нашем доме выспаться невозможно. То одно мерещится, то другое…

– А что вам мерещилось этой ночью?

– Так, ерунда всякая…

– И все же?

– Гремучая смесь из привидений, котов и часов, – невесело улыбнулся Олег.

Сыщик хмыкнул, а Маков поспешил уточнить:

– Вчера Анна опять рассказывала историю нашего дома. Рассказчик из нее отличный. Как начнет повествование, так перед глазами сразу встают картины, словно наяву.

– А что она вчера рассказывала?

– Много чего. В основном для Мариши – она ведь в нашем доме новый человек. Там были и графиня, пережившая всех своих детей, и призраки, и старинные часы, которые должны быть в музее, а на самом деле их там давно нет.

– Как нет? – удивился Эрик.

– Так. Нет – и все. Анна лично ходила в музей и разговаривала с работниками. Часы в документах значатся, а на самом деле они пропали. И никто не знает куда.

– Какая занимательная история!

– А под конец она рассказала историю про кота. Якобы он всегда появляется накануне чьей-то смерти. Я, конечно, человек не впечатлительный, но, видимо, рассказ и на меня произвел впечатление. Знаете, в один момент мне даже показалось, что кот находится рядом со мной. Будто он сидит рядом с моей кроватью и смотрит прямо на меня. Я даже замер в кровати, боясь пошевелиться. Лежал так минут десять, наверное, а потом заставил себя встать и включить свет. Конечно, никакого кота в комнате не оказалось, но ощущение было очень даже реалистичное.

– Во сколько это было? Сразу после того, как вы легли спать?

– Нет, что вы! Гораздо позже. Я сейчас припоминаю, что проснулся посреди ночи от странного ощущения. Сначала я не мог понять, из-за чего волнуюсь, а потом меня словно обожгло – кот! Почему я решил, что это был именно он, – не спрашивайте. Просто я так подумал, и все. Тогда я включил свет, чтобы осмотреть комнату. Было начало пятого.

– А проснулись от чего?

– Кто ж его знает… В этом доме я постоянно отчего-то просыпаюсь. То громыхнет где-то, то зашумит.

– Громыхнет?

– Ну да. Словно гром во время грозы.

– А в этот раз тоже громыхало?

– По-моему, да.

– А это не могли быть часы?

– Вы это серьезно спрашиваете? – удивился Маков.

– Конечно, а что вас смущает?

– Но ведь это не могут быть часы! Их нет!

– Подождите, – остановил его сыщик. – Мы сейчас говорим не о том, есть часы или нет, а о том, на что похож грохот, который будит вас по ночам.

– Тогда он больше всего похож на бой часов. Но ведь это же абсурд, не так ли?

– Не знаю, не знаю… Легенды на пустом месте не возникают. Может, ваш дом и в самом деле обладает определенными свойствами.

– Вы в это верите?

– А почему нет? В моей практике чего только не встречалось. Значит, вы проснулись в начале пятого. В кухню выходили?

– Нет, что мне там делать? Кувшин с водой стоит у нас в комнате. А больше идти незачем.

– Римма точно не просыпалась?

– Конечно, точно. Снотворное, которое прописал психиатр, вырубает на двенадцать часов.

– Кто может подтвердить, что вы и в самом деле оставались в своей комнате?

– В смысле – кто? Римма спала, а больше я ни с кем не общался.

– Может, кто-то из соседей выходил в коридор?

– Не знаю, не слышал. Хотя у нас не всегда слышно, если кто-то выходит из комнаты. Смотря как открывать дверь.

– Тогда, может быть, у вас есть подозрения, кто мог желать смерти Маше?

– Понятия не имею! Мы все общались очень спокойно и дружелюбно. Как и полагается хорошим соседям.

– Я заметил, – хмыкнул сыщик.

– Не ехидничайте! Римме всегда нравилась Маша. Ну, не сдержалась один раз. Так за это не убивают. За волосы подрать – еще куда ни шло. Но вогнать в человека нож…

– Ваша жена именно так и поступает?

– Что вы все время бросаетесь в крайности? – возмутился Олег. – Подумаешь, Римма выдрала у какой-то лахудры клок волос. Что же, об этом всю жизнь вспоминать?

– Зачем же? Можно и забыть. Но в определенных ситуациях эти факты играют против вас.

В кухню осторожно заглянула Римма и замерла, увидев мужа в обществе Мариши и незнакомого мужчины.

– У нас гости? – неуверенно спросила она. – Я вышла в коридор, а там незнакомый мужчина. Я испугалась, а он велел мне идти сюда. Что случилось?

– Не волнуйся, дорогая, все в порядке, – спокойно сказал Олег. – Иди сюда, садись рядом.

Мариша разглядывала женщину. Сегодня она была вялой и апатичной. Римма послушно опустилась на стул и замерла.

– Вы давно проснулись? – поинтересовался сыщик.

– Недавно. Минут пятнадцать назад. Проснулась, осмотрелась вокруг, а Олега нет. Думаю: где он ходит? А он здесь, оказывается. Это твой знакомый, Мариша?

– Это из полиции, – подсказал ей супруг.

– Полиция? – Римма удивленно распахнула глаза. – У нас дома? А по какому поводу?

– По поводу вашей соседки, Марии Хлебниковой, – подсказал Эрик.

– А… Значит, она нажаловалась, что я ее вчера обзывала? Странно, не замечала раньше за ней такой обидчивости.

– Нет, она никому не жаловалась. И уже никогда не пожалуется.

– Вот это правильно! – весело произнесла Римма. – Ябедничать нехорошо. Лучше всего выяснять отношения между собой.

– Дорогая, ты не поняла, – мягко сказал Олег. – Машу убили, именно поэтому она больше никому не пожалуется.

– Давно пора, – кивнула женщина – Машка сама напрашивалась, чтобы ей кто-нибудь дал в нос. Вела себя вызывающе, мол, кто я и кто вы. А муженек у нее и вовсе строит из себя звезду. Глядишь, и ему кто-нибудь нос разобъет.

– Ты не поняла, – прервал ее супруг. – Машу убили. Зарезали…

Римма умолкла и недовольно посмотрела на мужа. Очевидно, она не понимала, о чем он ей говорит.

– Что, ты говоришь, случилось с Машкой? – наконец переспросила она и нахмурила лоб.

– Ее зарезали.

– Зарезали?

– Да.

– Но кто?

– Очевидно, тот, с кем она вела себя вызывающе, – мурлыкающим тоном произнес сыщик. – Назовите хотя бы пару имен.

– Кого назвать?

– Людей, с которыми Маша не ладила.

– Откуда же я их знаю? – обиженно поинтересовалась женщина.

– Вы же сами только что сказали, что желающих поквитаться с ней было довольно много.

– Ну, сказала.

– Так назовите их.

Римма молча хлопала глазами.

– Я жду, – напомнил ей сыщик.

– Сразу никого и не вспомню, – начала она, – но в ресторане, где она работает, наверняка что-то знают.

– В ресторане я поговорю с кем нужно. Пока же я спрашиваю вас.

– Что вы ко мне пристали! – вдруг взорвалась она. – Что хочу, то и говорю. И нечего привязываться к словам!

– Значит, никого не знаете, – удовлетворенно кивнул Эрик. – Я так и думал.

Римма вспыхнула и со злостью посмотрела на сыщика.

– Маша ладила с остальными соседями? – сменил он тему.

– На мой взгляд – да, – ответил Олег. – Она ни с кем не ругалась и вела себя вполне достойно. В отличие от ее муженька. Вот он – противный тип. Вечно проходил мимо с гордо поднятой головой, будто он звезда экрана. А сам даже на нормальную квартиру не смог заработать. И Машку ругал за то, что она общалась с нами на равных.

– А явных конфликтов не было?

– Не припомню. Только вчера с Риммой немного повздорили. Но это ничего не значит.

– Совершенно ничего, – подтвердила его супруга. – Мне Маша нравилась. Певица, красавица, карьеру делает.

– Тогда зачем вы ее оскорбляли?

– У меня такое бывает. – Она смущенно улыбнулась. – Завидую просто. Мне тоже когда-то хотелось петь. Но ни голоса, ни слуха у меня нет. В общем, клинит иногда. Заведусь и не могу остановиться. Потом, конечно, стыдно. Но поделать с собой ничего не могу.

– Ночью ничего подозрительного не слышали?

– Куда там! Олег дал мне снотворное, а после него я моментально вырубаюсь. Даже никаких сновидений не вижу.

Эрик окинул супругов взглядом и махнул рукой.

– Идите в свою комнату. И из дома пока никуда не уходите. Могут возникнуть еще вопросы.

Олег не заставил себя долго ждать, он резво вскочил и потянул за собой жену.