четверг, 10 июля 2014 г.

Томас Ярема. Аюрведа. Здоровые рецепты с тысячелетней историей для современной жизни

Томас Ярема. Аюрведа. Здоровые рецепты с тысячелетней историей для современной жизни
Эта книга подробно расскажет вам об аюрведе — самой древней системе здорового образа жизни — и предложит исцеляющие рецепты, питающие тело, разум и душу. 

В этом издании объединены достижения проверенной временем науки, современной западной медицины и международной кулинарии. Ознакомившись с ними, каждый сможет получить индивидуальную модель укрепления здоровья, основанную на простом выводе о том, что правильное питание — лучшее лекарство от всех болезней.

Книга делится на две части: подробный путеводитель по аюрведе и сборник полезных рецептов, иллюстрированных красочными фотографиями готовых блюд. Кроме того, в ней много дополнительных материалов: информация о продуктах, помогающих излечить разные заболевания; данные о современных диетологических проблемах. 

Над книгой работало необыкновенное трио авторов: врач-терапевт Томас Ярема, создавший диету на основе аюрведы и здравого смысла; его пациент Дэниел Рода, которому древняя наука помогла вернуть здоровье, и шеф-повар международного класса Джонни Бранниган, предлагающий 150 полезных рецептов.

Рекомендуем прочесть эту книгу всем, кто ценит активную жизнь и качественную пищу и всегда стремится чувствовать себя лучше.


Отрывок из книги:

АЮРВЕДА: РЕЦЕПТ ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ

Первые упоминания об аюрведе встречаются в духовных писаниях Древней Индии, известных как Веды, или «Книги мудрости». Они появились не менее пяти тысяч лет назад и по праву считаются древнейшей литературой человечества.

Слово аюрведа образовано от двух санскритских слов ayus и veda. Ayus в переводе означает «жизнь», а veda — «знания» или «наука». Таким образом, можно считать, что аюрведа — знания или наука о жизни. Ayus (жизнь) — не только биологический возраст или физическое здоровье человека. Согласно аюрведическим принципам, «это союз разума, тела, чувств и души. Это бесконечная энергия и жизненная сила».

Аюрведа — отражение мудрости природы, она учит нас жить в гармонии с ее фундаментальными законами. Как всеобъемлющая медицинская наука это полное руководство по самоврачеванию. Основа аюрведической медицины довольно проста: найдите в себе способность к самоисцелению, и вы станете своим лучшим доктором!

Согласно аюрведическим принципам, здоровье не сводится к лабораторным анализам или ежегодным медицинским осмотрам. Это непрерывный процесс, требующий прямого участия человека и включающий все аспекты его жизни: физический, умственный, эмоциональный, поведенческий, духовный, семейный, социальный и общечеловеческий. Равновесие на всех уровнях бытия — истинный показатель абсолютного здоровья. В аюрведической медицине нет понятий «среднестатистический человек» или «стандартное лечение». Каждый человек уникален — у него есть неповторимый генетический код здоровья. Аюрведа дает нам ключ к этим кодам и учит поддерживать свою индивидуальную природу.

ДРЕВНЯЯ МУДРОСТЬ

Древние ученые сочетали мудрость Вед с простым научным наблюдением и экспериментами. Первое произведение об аюрведической медицине «Чарака-самхита» («самхита» — на санскрите «трактат»), написанное в V—III вв. до н. э., до сих пор остается каноническим. Его автор, великий врач и мудрец Чарака, впервые описал диабет, множественный (рассеянный) склероз, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и другие заболевания. Скоро появился другой трактат — «Сушрута-самхита», за авторством хирурга Сушрута. В нем описаны сложные хирургические процедуры — от удаления катаракты до трансплантации кожи. Методы ринопластики, предложенные Сушрута, существенно повлияли на развитие западной пластической хирургии. Обе работы входят в число самых древних и самых длинных медицинских текстов в истории.

К III в. н. э. в аюрведе уже были описаны восемь направлений медицины: внутренние болезни, хирургия, отоларингология, токсикология, акушерство-гинекология и педиатрия, психиатрия, применение афродизиаков и способы омоложения. После колоссального успеха в Индии аюрведа стала популярна и в других частях света. По Великому шелковому пути в страну приезжали студенты из Китая, Тибета, Египта, Афганистана и Персии. В древних медицинских традициях этих стран явно прослеживается влияние аюрведы.

В течение почти 1000 лет продолжался золотой век аюрведы. Однако в VIII в. н. э. Индия была оккупирована иноземными захватчиками. Аюрведические школы закрывались, классическая индийская культура приходила в упадок. Более 1000 лет, пока продолжалась оккупация, об аюрведе помнили только в индийских деревнях и отдельных домах. Однако практичность и популярность науки гарантировали ее выживание. Врачи передавали аюрведическую мудрость из уст в уста своим последователям.

СОВРЕМЕННАЯ АЮРВЕДА

После получения Индией независимости в 1947 г. в стране началось активное возрождение национальных традиций. За этот период аюрведа из народной мудрости превратилась в основу культуры. В наши дни есть больше 100 колледжей и 50 университетов, где можно получить ученую степень по аюрведической медицине. Она по-прежнему широко используется наряду с популярными западными наработками. Аюрведическая «кухонная аптека» и стиль жизни — основа индийской традиции.

В последние два десятилетия во всем мире возрос интерес к аюрведе. В частности, древняя система исцеления была очень хорошо принята на Западе. Благодаря использованию холистического подхода, репутации и достижениям она стала одной из самых популярных альтернативных медицинских систем. Среди наиболее известных пионеров аюрведы на Западе — Махариши Махеш Йоги, Васант Лад, Дипак Чопра, Дэвид Фроули, Бри Майя Тива-ри и Роберт Свобода.

Западные ученые сумели адаптировать древнюю систему под свои нужды, а аюрведа переняла современные западные медицинские достижения. У нее нет ограничений: приветствуется все, что помогает исцелить человеческое тело, разум и душу. Она практикуется как самостоятельно, так и в сочетании с другими системами — в частности, аллопатией (западная медицина), гомеопатией, натуропатией, акупунктурой, хиропрактикой и массажной терапией. В совокупности все эти дисциплины могут составить новую интегрированную медицинскую модель.

МЕДИЦИНА ТЕЛА И РАЗУМА

В последнее столетие современная наука сумела преодолеть границы статичной физики Ньютона, приняв упорядоченный хаос квантового мира. Доказав, что E = mc2, Эйнштейн открыл истинную картину мироздания. В течение 300 лет царствовала механическая наука, а ученый разрушил убеждение в том, что важна только материя. Он доказал, что материя и энергия — две стороны одной медали.

Сегодня квантовые физики считаются первопроходцами в том, что касается «меньшего, чем самое маленькое». Нечто в десять или даже в сотню миллионов раз меньшее, чем субатом, образует квантовый уровень — новый рубеж исследования разума и тела. В его основе лежит чистая энергия — чистый разум, клей, на котором держится Вселенная. Шестьдесят пять лет назад квантовые физики назвали это явление единой теорией поля. А почти 6000 лет назад аюрведические мудрецы изобрели термины «космическая жизненная сила» и «поле чистого сознания». Современные ученые еще не до конца осознали смысл квантовой теории, а в аюрведе она используется уже несколько тысяч лет.

Согласно аюрведическим принципам, единое поле — основа сознания, которая объединяет все мысли, волны и частицы нашей сущности. На этом уровне нет границ между телом и разумом. Наш интеллект — ключ к мышлению и обновлению тела. Когда в основе динамических процессов лежат нездоровые умственные и эмоциональные модели, существенно повышается вероятность развития физической болезни. На клеточном уровне мы сами создаем тело, которое отражает нашу внутреннюю дисгармонию. Аюрведа определяет суть этой жизненно важной связи и представляет собой полностью интегрированную систему излечения тела и разума — систему будущего.

Вот знаменитая цитата, которая подчеркивает нашу связь с Вселенной:

Каково космическое тело, таково и человеческое тело.
Каков космический разум, таков и разум человека.
Каков макрокосм, таков и микрокосм.

Безграничный интеллект природы на квантовом уровне составляет основу нашего существования. Какова Вселенная (макрокосм), таков и человек (микрокосм). Поняв эту связь, мы сможем найти силу исцеления внутри нас самих.

ПРИРОДА И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ: ВАТА, ПИТТА И КАПХА

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ: ОТРАЖЕНИЕ ВНЕШНЕГО МИРА В КАЖДОМ ИЗ НАС

В основе всего физического мира лежат пять элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля. В аюрведе они считаются «строительными блоками» материи.

Попробуйте идти против ветра или погрузите руки в землю — вы почувствуете близость к природе. Все органические и неорганические вещества (и камень, отточенный и отшлифованный временем, и блестящий кусок пластика) — комбинации пяти элементов. Каждый объект уникален, поскольку характеризуется собственным соотношением этих элементов.

Человек — миниатюрная копия природы. Согласно аюрведе, в нашем теле присутствуют все пять элементов. Мы питаемся продуктами, полученными с земли, наше тело возвращается туда, откуда пришло, — в землю. Вода поддерживает жизнь и на 70% заполняет наше тело. Огонь дает тепло и энергию и участвует в каждом метаболическом и химическом процессе. Воздух свободно циркулирует по телу, обеспечивая выполнение биологических функций и обогащая клетки кислородом. Эфир бесконечен — будучи незаметным, он становится основой взаимодействия остальных элементов.

На квантовом уровне пять элементов представляют собой динамичный энергетический континуум, проистекающий из единого поля. Он постепенно разрастается — от тонкой вибрации эфира до глубокой вибрации земли. Любая материя представляет собой сочетание базовых энергий.

С точки зрения аюрведы вода — нечто большее, чем то вещество, которое мы привыкли называть этим словом. Сюда также можно включить физические качества, биологические функции и энергетические свойства данного элемента. Например, вода жидкая, тяжелая, мягкая и вязкая. Она управляет всеми жидкостями тела и необходима для природных химических реакций. На самом тонком уровне мышления и эмоций воду связывают со спокойной дошей, отвечающей за проявление таких чувств, как любовь, сопереживание и удовлетворение.

Наличие пяти элементов также объясняет, почему вещества окружающего мира могут существовать в гармонии с человеческим телом. Мы используем растения, травы, минералы и воду, поскольку эти вещества по своему составу и свойствам очень близки к элементам человеческого тела.

ТРИ ДОШИ: КЛЮЧ К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА

Понимаете ли вы, в чем причины различий между людьми? Почему одни активны, быстро двигаются, а другие грациозны и спокойны? Почему одни запросто съедают обед из пяти блюд, а другие еле справляются с салатом? Почему одни жизнерадостны, а другие все время тянут лямку? Современная генетика дает ответы на некоторые из этих вопросов. Но как насчет тех особенностей, которые делают каждого человека уникальным? Аюрведа отвечает на все эти вопросы, используя понятия трех дош: Ваты, Питты и Капхи.

Доши — биологические силы человеческого тела и разума. Они управляют всеми физическими и умственными процессами и предопределяют индивидуальный сценарий здоровья и самореализации каждого человека.

Доши основаны на пяти элементах и их свойствах. Вата состоит из эфира и воздуха, Питта — из огня и воды, а Капха — из земли и воды.

Поэтому доши нельзя распознать непосредственно в теле. Но они проявляются в качествах и поступках, начиная со сложных биологических функций и заканчивая личностными чертами. Каждая клетка тела содержит Вату, Питту и Капху. Различное их соотношение определяет уникальность человека.

При рождении мы все уже обладаем как неповторимым генетическим набором, так и уникальным соотношением дош. Это сочетание родительских дош в момент оплодотворения яйцеклетки. Согласно аюрведе, в процессе жизни мы реализуем потенциал своей основы, называемой индивидуальной конституцией, или пракрити. Именно в ней заключен ключ к гармонии. Благодаря ей мы можем обрести идеальное здоровье.

Человек с доминирующей конституцией Вата обладает психическими и умственными характеристиками, которые отражают свойства эфира и воздуха. Вот почему люди этого типа в большинстве случаев имеют худощавое телосложение, острый ум и быстро двигаются. Тип Питта отражает характеристики, свойственные огню и воде: вспыльчивый характер, рыжие волосы и красноватый цвет лица. Тип Кап-ха обычно обладает крепким телосложением и спокойной натурой (влияние элементов земли и воды). У большинства людей одна доша доминирует, а вторая оказывает сильное влияние на нее. Это явление обозначается термином конституция с двойной дошей. Традиционно в аюрведе выделяют семь основных типов конституции: Вата, Питта, Капха, Вата-Питта, Питта-Капха, Капха-Вата и Вата-Питта-Капха.

Они подразделяются на подтипы. Например, в типе Вата-Питта Вата выступает в качестве основной доши, а Питта оказывает на нее сильное влияние. Тип Питта-Вата больше ассоциируется с характеристиками Питты, но в нем присутствуют и выраженные черты Ваты. Самый редкий конституционный тип, известный как тип с тройной дошей, или Вата-Питта-Капха, описывает людей с равным соотношением всех трех дош.

Доши — подвижные энергетические потоки, которые постоянно меняются в зависимости от наших действий, мыслей, эмоций, пищи, которую мы едим, времени года и любых других сенсорных сигналов, поступающих в наши тело и разум. Когда мы живем в гармонии с собой, то ведем тот образ жизни и принимаем такие решения относительно питания, которые способствуют равновесию дош. Когда же мы живем вопреки своей внутренней природе, то используем модели, ведущие к физическому и умственному дисбалансу.

Если соотношение дош в определенный момент приближается к вашей конституции при рождении, здоровье у вас будет отличное. Расхождения означают нарушение равновесия. Для описания этого явления применяется термин, противоположный по значению понятию пра-крити: викрити.

Возбужденная доша подразумевает отсутствие равновесия. Дисбаланс возникает при любом воздействии, например когда вы употребляете возбуждающие дошу продукты или испытываете слишком сильный стресс. Чтобы восстановить равновесие, необходимо определить свой конституционный тип и понять, как гармонизировать свой внутренний мир с миром внешним.

Чаще всего дисбаланс связан с доминирующей дошей. Например, если вы относитесь к типу Питта, то можете ощутить изжогу (типичное недомогание), съев что-то острое. Важно помнить главный принцип: подобное усиливает подобное, а противоположности создают баланс. С помощью щелочной еды вы можете избежать изжоги.

Аюрведа дает рекомендации каждому — начиная с общих изменений в стиле жизни и заканчивая лечением болезней (в буквальном смысле дисбаланса естественного состояния). Поэтому ее оправданно можно назвать системой индивидуального лечения, значительно отличающегося от западного подхода «одна таблетка для всех». Поскольку концепция дош помогает выявить дисбаланс до проявления заболевания, аюрведу можно считать системой профилактической медицины.

Для достижения баланса нужно уделять максимальное внимание основной доше. В данной книге мы определяем тип по ведущей доше (например, Вата): это может быть и чистый тип, и тип с двойной дошей Вата-Питта.

ТРИ СОСТОЯНИЯ ДОШИ

СБАЛАНСИРОВАННАЯ — все три доши присутствуют в естественном соотношении, в состоянии равновесия.

ВОЗБУЖДЕННАЯ — определенная доша более выражена, нежели в нормальном состоянии. Такое состояние также называется «повышенным», или «избыточным».

ИСТОЩЕННАЯ — определенная доша менее выражена по сравнению с обычным состоянием. Такое состояние также называется «пониженным», или «недостаточным».

Если вы относитесь к типу с двойной дошей, то должны всегда помнить о второй, но не пытаться следовать сразу двум наборам рекомендаций. Установление равновесия дош — процесс скорее интуитивный. Например, если вы принадлежите к типу Вата-Питта, в жару вы предпочтете успокаивающие продукты и образ жизни, подходящий для Питты.

Поддержание индивидуальности — прямой путь к самореализации, раскрытию потенциала. Один из верных путей к созданию дисбаланса дош — подавление или игнорирование своей природы. Представьте себе ребенка, у которого есть склонность к рисованию, не находящая выхода. Подавление творческого порыва может со временем стать причиной серьезного дисбаланса. Но если ребенку позволить реализовать свой потенциал, здоровье его будет крепче, а жизнь интереснее.

Ниже мы подробно изучим индивидуальные характеристики каждой доши. В конце раздела есть развернутый тест на определение конституционного типа. Поняв свою природу, вы получите ключ к кладезю знаний. Мы рекомендуем вам использовать их для улучшения здоровья и исцеления!

ЗНАКОМСТВО СО СВОИМИ ДОШАМИ

При изучении дош не забывайте важное правило: личность никогда полностью не соответствует всем характеристикам одной конкретной доши.

Все мы — уникальные комбинации этих биологических энергий. Никого нельзя описать с помощью одного набора характеристик. Существует бесконечное количество физиологических и психологических вариаций. Их можно соотнести с одной дошей. Но, например, два представителя типа Питта не будут иметь одинаковый набор физических и умственных характеристик, хотя их основополагающие конституции обеспечивают определенное психофизиологическое сходство.

Изучая характеристики дош, не интерпретируйте их слишком буквально. Человек с доминирующим типом Вата будет ассоциироваться с большинством перечисленных черт. Человек с конституцией Питта-Капха — с особенностями обеих дош. Независимо от конституции у каждого есть свои уникальные особенности.

Универсальные принципы аюрведы выходят за рамки таких поверхностных различий, как раса и культура. При описании учитываются и географические особенности, а каждую характеристику можно адаптировать для читателей из конкретных регионов.

Важно четко различать баланс и дисбаланс. Доши гарантируют оптимальное здоровье в состоянии равновесия и способствуют развитию заболеваний в состоянии дисбаланса. В состоянии равновесия не нужно задумываться: «Как прекрасно работают мои суставы! А как хорошо функционирует пищеварительная система!» Но нельзя не обратить внимание на болевые ощущения, возникающие при дисбалансе.

Именно поэтому мы прежде всего сосредоточимся на дисбалансе, связанном с физическими свойствами дош. Некоторые характеристики весьма широки. Например, хрупкое телосложение может быть свойственно как сбалансированному, так и несбалансированному типу Вата. Поскольку мы учитываем как благоприятные, так и неблагоприятные психические состояния, мы обсудим психологические характеристики дош в состоянии и баланса, и дисбаланса.

Томас Ярема. Аюрведа. Здоровые рецепты с тысячелетней историей для современной жизниТомас Ярема. Аюрведа. Здоровые рецепты с тысячелетней историей для современной жизни