Вышедший на экраны в 1980 году фильм «Пятница, 13» стал первой частью одной из величайших киносерий в жанре ужасов. Тогда ещё никто не ожидал успеха, который свалится на создателей картины. Как же возник культ «Пятницы»? Сегодня у нас в гостях человек, который придумал зловещего Джейсона Вурхиза, — сценарист Виктор Брук Миллер.
Добрый день, мистер Миллер! Вы уже четвёртый из создателей «Пятницы, 13», у кото я беру интервью. По словам практически всех ваших коллег, они и представить не могли, что фильм станет настолько культовым. А у вас было какое-нибудь предчувствие насчёт этого?
Я воспринимал «Пятницу», как и две мои предыдущие работы с Шоном Каннингемом, лишь как очередную поделку для индустрии драйв-инов (кинотеатров под открытым небом, в которых зрители смотрят фильмы прямо из автомобилей). Мы и подумать не смели, что он сможет заработать по-настоящему большие деньги.
Когда фильм стал блокбастером, какой была ваша реакция?
Восхищение, восторг и шок. Я был знаменитым минут двадцать, но это лучше, чем не знать славы вообще.
Сценарий «Пятницы» вы писали с нуля или его замысел родился задолго до фильма?
После успеха «Хэллоуина» Джона Карпентера Шон позвонил мне и предложил сделать фильм с похожим сюжетом. Я посмотрел ту картину и по ней научился, как писать сценарии хоррора. У меня была полная творческая свобода, я мог написать какую угодно историю, избрать любое место действия. И я придумал летний лагерь и эту историю про миссис Вурхиз и мёртвого Джейсона.
Вы контролировали съёмочный процесс? Никоим образом. Моя работа заключалась только в том, чтобы написать сценарий.
Самые яркие впечатления от съёмок «Пятницы»? Я присутствовал на съёмочной площадке, когда снималась сцена, где персонажа Кевина Бейкона убивают охотничьей стрелой в горло. Никогда не забуду восторг, охвативший меня, когда я увидел работу мастера по спецэффектам Тома Савини. Я бы хотел, чтобы компьютерная графика никогда не была изобретена, потому что мастерство таких профессионалов, как Ромеро и Савини, было поистине волшебным.
А какие ещё сцены оригинальной «Пятницы» вам больше всего нравятся?
Моя любимая сцена та, в которой миссис Вурхиз говорит: «Он был не очень хорошим пловцом...». а затем озвучивает желание своего сына: «Убей её, мама, убей её!».
Я собирался спросить, какой из фильмов цикла «Пятница, 13» у вас любимый, но прочёл в одном интервью, что вы не стали смотреть ни один из сиквелов. Но, может быть, с тех пор ситуация изменилась?
Нет, я не стал смотреть продолжения. Когда я сочинял сценарий, я не мог и представить, что фильм превратится в бесконечный сериал. Поэтому для меня центральной фигурой в фильме была миссис Вурхиз. Я знаю, что в продолжениях Джейсона подняли из могилы, но это категорически невозможно и неправильно. Вся мотивация Памелы на том и основывалась, что её сын мёртв, мёртв, мёртв! Будь у Джейсона пульс, хотя бы самый слабый, она не могла бы этого не заметить. Она была всем матерям мать! Я рад за людей, сделавших карьеры на сиквелах, но у меня с миссис Вурхиз особые отношения.
Так вот почему вам не нравятся сиквелы!
Мне не может «не нравиться» то, что я не видел. Мне кажется сомнительной сама идея превратить Джейсона в машину для убийства. У него для этого слабая мотивация. Его мать была мотивирована намного лучше.
Вы говорили, что прототип юного Джейсона Вурхиза - вы сами. Удивительное признание, надо сказать! Что же делает вас похожими?
Думаю, мой «внутренний ребёнок» отождествлял себя с ним. Я слишком хорошо помню, что сказала мне мать, когда я едва не утонул: «Я говорила тебе - не суйся в воду. Ты сам виноват». Миссис Вурхиз - такая мать, какой у меня никогда не было. Если кто-то причинял вред ее сыну или нс оказывал ему уважения, она превращалась в монстра и карала таких людей. Джейсон же изо всех сил старался стать частью общества, но неизбежно превращался в объект насмешек.
Вы неоднократно заявляли, что не работали над продолжениями потому, что не хотели делать из Джейсона «дойную корову». Но. в конце концов... неужели вас настолько не интересуют деньги?
Не забывайте, что я никак не мог повлиять на производство сиквелов. Меня даже не приглашали писать сценарии ни к одному из них. Мой контракт предполагал только, что за выход каждой части мне будут приходить авторские отчисления. Я бы хотел сочинить приквел, но не думаю, что он заинтересует студию Paramount.
По вашим словам, вы не поклонник хоррора. Но вы дали жизнь знаменитейшему персонажу из фильмов ужасов, и я думаю, это всё-таки сделало вас частью хоррор-сообщества. Вы часто появляетесь на хоррор-конвентах?
Я очень пугливый человек, и именно поэтому, думаю, мне удалось создать по-настоящему страшный фильм. Я люблю фанатов и стараюсь посещать каждый конвент, на который меня приглашают. Кроме того, я читаю сценарии новичков и помогаю их улучшить. В последнее время я часто смотрю фильмы ужасов - просто чтобы быть в курсе, как сегодня обстоят дела в жанре.
Не планируете снова вернуться в мир хоррора?
Я соавтор одного очень страшного сценария, который пока никто не купил, и пишу ещё один с моим другом из Вирджинии, с которым мы общаемся но Скайпу. А ещё мы с Гарри Манфредини работаем над общим проектом, списываясь по электронной почте. Это триллер про обычных людей, в нём нет ничего сверхъестественного.
Что бы вы посоветовали начинающим сценаристам?
Учитесь. Смотрите фильмы, общайтесь с людьми, которые разделяют ваши мечты, и не бойтесь писать. И перестаньте на всех углах кричать о своей «великой идее» и торчать в социальных сетях. Присылайте ваши сценарии мне, я бесплатно вычитаю их и дам советы, которые вы вольны принять или отвергнуть. Я не украду ваши идеи!
(с) Антон Вильгоцкий