вторник, 6 мая 2014 г.

Рон Фрай. Тренировка памяти. Экспресс-курс

Рон Фрай. Тренировка памяти. Экспресс-курс
Эта книга, выдержавшая шесть переизданий в США и Европе, предлагает читателю простые, нетривиальные и действенные способы для запоминания сведений разной степени сложности. Нужно быстро подготовиться к экзамену, контрольной работе, докладу или проведению презентации, но нет уверенности в том, что в самый ответственный момент память не подведет? Кажется невозможным запомнить иностранные слова, сложные термины и речевые конструкции? Не можете сосредоточиться при запоминании больших объемов информации? Эта книга для вас! Упражнения по мнемотехнике, приведенные на страницах «Тренировки памяти», обязательно помогут справиться с вышеперечисленными проблемами. Создатель методики профессор Рональд Фрай является признанным в США авторитетом в области педагогики и автором нескольких десятков бестселлеров по эффективному образованию. 

Почему «Тренировка памяти» достойна прочтения?
- Книга поможет вам запоминать любую необходимую информацию, в том числе трудные иностранные слова, термины и числа, ― качественно и в сжатые сроки.
- Методики Рона Фрая помогут совладать с запоминанием больших объемов информации.
- Вы научитесь читать быстрее без освоения классической методики скорочтения, правильно составлять конспекты и создавать индивидуальные «банки памяти».
- Интересные упражнения по запоминанию дадут возможность победить забывчивость навсегда!

Книга адресована школьникам, студентам, их родителям и педагогам, а также всем, кто продолжает учиться и узнавать новое, не желая останавливаться на достигнутом.

Начните создавать свой банк памяти

Что вы запомните на всю жизнь — свое первое свидание с будущим супругом/супругой (даже если это было лет тридцать или сорок назад) или то, что вы ели на завтрак в прошлый четверг?

Скорее всего, первое (ну разве что в прошлый четверг вам довелось впервые в жизни попробовать на завтрак масло из молока яка).

Какое событие вызывает больше воспоминаний — снежная буря Blizzard of 1996, парализовавшая Восточное побережье США, или последний дождливый день (разумеется, если только тогда не лило как из ведра)?


Какое имя труднее забыть — Джо Смит или Ирина Хакамада? (О том, как запомнить правильное написание фамилии г-жи Хакамады, мы поговорим в главах 5 и 7.)

Что общего у всех этих «достопамятных» имен, дат, мест и событий? То, что они отличаются от других — выходят за рамки нашего привычного опыта. Именно необычность делает что-либо незабываемым.

Почему мы часто забываем, куда положили ключи от машины или очки? Потому что это заурядное однообразное действие, которое мы повторяем по нескольку раз на день. (Хотите верьте, хотите нет, но, согласно журналу Reader’s Digest, взрослый человек в среднем тратит на поиски ключей 16 часов в год.) По той же причине нам трудно запомнить факты и формулы из книг и лекций. На студентов и школьников ежедневно обрушиваются горы фактов. Как сделать эти факты запоминающимися?

Наращивайте оперативную память

Чтобы понять, как запомнить важные факты и надежно сохранить их в памяти хотя бы до выпускных экзаменов, давайте сначала разберемся в том, как работает наш головной мозг и, в частности, наша память.

Представьте себе, что головной мозг — это органический компьютер с нервами вместо проводов, подключенный к различным устройствам ввода информации (ваши пять органов чувств) и оснащенный постоянной (ПЗУ) и оперативной (ОЗУ) памятью.

Постоянная память нестираема и служит для хранения информации, которую вы не можете изменить, — например, программ, управляющих работой вашего сердца и легких.

Оперативная память гораздо доступнее. Как у большинства компьютеров, у вашего мозга есть два вида оперативной памяти: кратковременная (кэш-память, или буферная память) и долговременная (жесткий диск).

Итак, что же происходит с входящей информацией в этой системе?

Маркируйте информацию при запоминании

Обрабатывая шквал данных, который обрушивается на нас каждый день, мозг раз за разом совершает выбор. Информация либо влетает в одно ухо и вылетает в другое, либо задерживается в кратковременной памяти. Но когда наша кэш-память переполняется, у мозга остается два варианта: просто стереть часть старой информации или же переписать ее на жесткий диск.

Как мозг принимает решение о том, какую информацию сохранить и где?

Честно говоря, у ученых пока нет точного ответа на этот вопрос, но, разумеется, есть теории.

Легче всего запоминается и извлекается из памяти та информация, которая повторяется много раз и воспроизводится снова и снова. Большинство из нас без труда «вспоминает», как читать, как водить машину, в каком году Колумб открыл Америку, кто был первым президентом Соединенных Штатов и т. д. Нам легко получить доступ к этим и другим базовым знаниям и умениям, потому что к местам их хранения в нашем банке памяти ведут хорошо проторенные дорожки. (На худой конец, нас спасает школьный стишок: «Один-четыре-девять-два — Колумб приплыл на острова»1. Нам повезло, что Колумб закрепил приоритет за собой — в противном случае нам бы пришлось запоминать, что «Лейф Эрикссон высадился в местечке Л’Анс-о-Медоуз в северной части острова Ньюфаундленд примерно между 997 и 1003 гг.».)

Но как же некоторым людям (к примеру, участникам разного рода интеллектуальных викторин) удается с той же легкостью выдать на-гора массу разнообразных и не столь общеизвестных сведений, таких как названия, обозначения и атомные веса элементов периодической таблицы Менделеева?

Возвращаясь к компьютерной аналогии, можно сказать, что информацию, которая при запоминании была тем или иным образом «промаркирована» или «закодирована», впоследствии гораздо легче извлечь. Скажем, сохраняя файл на жестком диске, вы присваиваете ему имя, кратко описывающее его содержимое. Тем самым вы выделяете этот файл среди множества других файлов, которые там хранятся.

Некоторые люди обладают уникальной способностью почти автоматически маркировать подобным образом мириады фрагментов данных, обеспечивая себе легкий и быстрый доступ к ним. О таких людях мы говорим, что у них «феноменальная память». Большинству же из нас приходится прилагать особые усилия, чтобы получить подобный результат.

Танцуйте рок-н-ролл... и запоминайте

Начнем с того, что есть три основных вида памяти: зрительная, словесная и двигательная. Каждая из них может быть развита сильнее или слабее, и только первые две связаны с головным мозгом. (Разумеется, это грубое упрощение того, что мы называем «памятью». В ходе исследований было выявлено более ста различных задач на запоминание, каждая из которых может вызвать проблемы у людей в повседневной жизни и требует отдельного подхода! С сожалением вынужден вам сообщить, что даже обретенная способность запоминать 100-значные числа (см. главу 8) не гарантирует, что вам больше не придется часами искать эти чертовы очки.)

Большинству людей проще всего дается улучшение зрительной памяти — вот почему многие техники запоминания построены на формировании «мысленных образов» или картинок.

Для укрепления словесной памяти обычно используются рифмы, песни, замена букв и другие мнемонические приемы.

Наконец, не стоит недооценивать важность двигательной памяти, или памяти тела. Любой спортсмен и танцор скажет вам, что у его мышц, суставов и связок есть «своя память». Многие из нас, вспоминая телефонный номер, пытаются воспроизвести движение пальцев при его наборе.

В следующий раз, когда вам нужно будет запомнить какой-нибудь список — список чего угодно, — попробуйте произнести вслух каждый пункт, одновременно сопровождая это каким-нибудь движением тела. Танцовщица может делать танцевальные па и заучивать исторические даты. Бейсболист может ассоциировать каждый пункт с определенным замахом биты. Подойдут даже абсолютно произвольные движения.

Например, если вам нужно запомнить перечень стран, свяжите каждую страну с конкретным движением. Для Бурунди поднимите вверх указательный палец правой руки. Для Зимбабве поверните голову влево, для Эквадора согните в колене правую ногу, для Сан-Марино поднимите левую руку, для Латвии повращайте стопой, а для Камбоджи подергайте себя за волосы. Если вам нужно запомнить список, просто начните двигаться! Со стороны это может выглядеть довольно странно, особенно если вы начнете совершать экзотические телодвижения посреди урока географии, — но если результат налицо, кого это волнует?

Этот новый вид запоминания можно использовать для создания так называемой резервной копии. Например, запоминая важные телефонные номера, попробуйте произносить их вслух и сопровождать движением пальцев, как если бы вы действительно набирали номер. Может статься, что в тех случаях, когда ваш привычный способ запоминания вас подведет, «память тела» придет (прибежит, прискачет или пританцует) вам на помощь!

Освойте несколько хитростей...

Хорошая память (врожденная или сформированная целенаправленно) нужна прежде всего студентам и школьникам — иначе они обречены на низкую успеваемость. Обучение в любом учебном заведении сопряжено с запоминанием огромного количества дат, формул, исторических событий, персонажей и сюжетов, а иногда и целых стихотворений. (Например, учитель биологии в нашей школе заставил нас вызубрить названия 52 частей тела лягушки. Впоследствии эти знания очень пригодились мне в моей профессиональной карьере! Шучу.)

Есть два основных способа запоминания. Более известный и привычный — это повторение. Как бы он ни назывался, суть его в том, что вы читаете или произносите что-либо снова и снова, пока не выучите назубок.

Но есть и более простой способ. Возвращаясь к нашей компьютерной аналогии, вы должны маркировать те вещи, которые вам нужно запомнить, при помощи картинок (образов) или слов — необычных или, наоборот, хорошо знакомых.

Вы никогда не задумывались о том, как трубадуры заучивали огромные былинные циклы, а политики — свои длинные речи в стародавние времена, когда не было ни ручек, ни блокнотов для заметок, ни тем более телесуфлеров? Например, великий римский оратор Цицерон при подготовке к важному выступлению прогуливался по комнатам своего дома и «расставлял» ключевые моменты своей речи, словно мебель, внутри каждой комнаты. Во время выступления он мысленно повторял эту прогулку — скажем, начинал свою речь в «спальне», затем шел во «двор» и т. д.

Этот простой метод отлично подходит для запоминания относительно короткого перечня связанных между собой вещей — например, списка покупок при походе в супермаркет. Для этого можно использовать комнаты в вашем доме, предметы мебели или даже ваш путь до работы. Применяйте ориентиры, которые вы видите каждый день: вошли в гараж — «купить мешки для мусора»! Повернули ключ — «не забыть про брокколи». Проезжая мимо химчистки, представьте себе, что из-за под ее дверей выбивается мыльная пена — «купить стиральный порошок». «Макдоналдс» должен напомнить вам о покупке мяса (а также булочек и кетчупа!). Остановились на светофоре? Вообразите, что с него свисает рулон туалетной бумаги. Включили стеклоочистители? Ах да, «спагетти и бананы». Главное — заранее определить ориентиры, которые вы будете использовать, чтобы в ходе запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с этим ориентиром или лучше со следующим (в этом случае при воспроизведении вы можете совершить ошибки).

У такого списка нет ограничений. Даже если в вашем доме не 35 комнат, а дорога на работу занимает всего 10 минут, в вашей квартире и по пути можно найти предостаточно подходящих ориентиров!

В других случаях лучше работают необычные ассоциации. Чем смешнее или абсурднее ассоциация, тем легче она запоминается. И хотя борьба с рассеянностью (или так называемой «бытовой» забывчивостью) не входит в число задач этой книги, есть одно верное средство от этого недуга, которое хорошо иллюстрирует данный принцип.

Если вы часто забываете, куда положили авторучку, заведите привычку придумывать потрясающие воображение картинки, которые связывают (далее на протяжении всей книги это будет ключевым словом) ручку и место. Например, кладя авторучку на кухонный стол, представьте себе, что вы едите фасоль при помощи этой ручки или что ручка торчит из тарелки с дымящимся картофельным пюре. Даже много дней спустя, стоит вам только подумать: «Хм, куда же я подевал эту ручку?», — как у вас в памяти тут же всплывет смешная картинка с фасолью или дымящимся пюре, которая напомнит про кухонный стол.

...и остальное будет легко

Это основные принципы работы памяти, для которых особенно хорошо подходит компьютерная аналогия. В конце концов, правило «Мусор на входе — мусор на выходе» применимо к человеческому сознанию в той же степени, что и к машине. Если вы пассивно позволяете своему мозгу решать, что и как запоминать, в вашей голове возникнет такая мешанина, из которой будет трудно извлечь даже крупицы нужных знаний.

Но если вы внимательно и избирательно подходите к процессу запоминания, маркируя — снабжая полезными ярлыками — знания при размещении их в банке долговременной памяти, вы сможете без труда запомнить целый телефонный справочник Манхэттена!

Рон Фрай. Тренировка памяти. Экспресс-курсРон Фрай. Тренировка памяти. Экспресс-курс