четверг, 17 апреля 2014 г.

Учение - золото

учеба
Цены на высшее образование в России растут, а качество падает. Зачастую учиться в престижном зарубежном университете выгоднее, чем в МГУ или МГИМО.

В мировом рейтинге качества университетов, составленном компанией Quacquarelli Symonds (QS) в конце 2013 года, МГУ занял «почетное» 120-е место. Но это действительно лучший российский вуз, ведь СПБГУ расположился на 240-м, Бауманка - на 334-м, а МГИМО - на 386-м. Еще 10 учебных заведений получили места поскромнее (хотя, казалось бы, куда уж ниже). Недостатки наших вузов настолько очевидны, что проблему понимают и на самом верху: согласно указу Владимира Путина, к 2020-му пять университетов должны пробиться в первую сотню. Рецепт успеха известен, деньги на рывок выделены. Но стоит ли надеяться на быстрые улучшения, а главное, что делать нынешним абитуриентам здесь и сейчас?

НЕ ВСЕ УЧИЛИСЬ ПОНЕМНОГУ

Сегодня российской высшей школе ставят в вину отрыв от научной работы (в западных университетах лекции читают ведущие ученые, а у нас - зачастую обычные преподаватели) и практически полную изоляцию от глобальной образовательной среды: малочисленность публикаций в международных журналах, низкую долю иностранных студентов и еще более низкую - иностранных преподавателей. В советские годы закрытость значительной части науки была сознательным выбором государства, а публикации в иностранной прессе по некоторым темам воспринимались как диверсия. Но за прошедшие годы мир изменился, границы стали прозрачнее, и университеты осознали, что теперь у них есть конкуренты не только в соседнем городе, но и за рубежом.


В каждой стране проводили собственный «тюнинг» системы образования. Например, в начале 1990-х в университетах Великобритании, как и у нас, занимались в основном преподаванием, а не наукой. В этом увидели проблему и начали менять сотрудников. С тех пор раз в пять лет британские вузы проводят аттестацию штата математиков, приглашая для этого международную комиссию. В конце 1990-х добиться международного успеха решили университеты из Азии - Гонконга, Сингапура, Южной Кореи и Китая. Двум последним странам пришлось вводить обучение на английском языке.

Российское высшее образование топталось на месте, а то и делало шаги назад. «Сейчас любят говорить о визовых сложностях, но в нашем департаменте эта проблема возникает, когда мы хотим нанять американцев, - отмечает профессор математики University College London Дмитрий Васильев. - Россияне же в последние годы не проходят по конкурсу». Профессор молекулярной биологии Rutgers University Константин Северинов рассказывает, что до недавнего времени поступить в биомедицинскую аспирантуру в США для выпускников лучших биофаков России не составляло труда. «Но чем позже уезжаешь, тем труднее найти работу, - уточняет он. - Не потому, что есть дискриминация. Просто вероятность того, что человек, сделавший карьеру в России, интересен в США в научном смысле, стремится к нулю». Впрочем, есть и исключения. Многие из наших экспертов, работающие как за рубежом, так и в России, приводили пример Высшей школы экономики как университета, который активно и успешно встраивается в глобальный образовательный процесс. Они приглашают иностранных ученых, читают лекции и принимают экзамены на английском. В результате их выпускники поступают в сильные экономические магистратуры и докторантуры мира.

Ректор МГУ Виктор Садовничий говорит о некорректности ведущих мировых рейтингов - QS и Times Higher Education - и предлагает создать свой, правильный, где МГУ будет на первом месте, но очевидность проблемы бросается в глаза. Чтобы ее решить, правительство дало российским университетам время и деньги. Правда, мало и того и другого. Срок - до 2020 года. А совокупный размер бюджета для прошедших отбор 14 вузов на первые три года - 1 млрд долларов. Реальна ли поставленная задача?

Выполнить ее будет сложно, убеждена партнер компании Odgers Berndtson Russia Елена Чернышкова: «Путь, который у китайских университетов, где была принята аналогичная гос-программа, занял лет 15, у нас сократили более чем в 2 раза. Из-за этого каждая ступень стала слишком высокой». Например, многие региональные вузы в течение ближайшего года планируют нанять по 30 иностранных профессоров. Но на рынке нет 200-300 специалистов соответствующей квалификации, к тому же готовых приехать в университет, о котором никогда не слышали, говорит г-жа Чернышкова. Сложно будет и перевести образование на английский язык. Однако представитель QS Михаэла Драгичи настаивает: если вуз хочет быть признанным в международном сообществе, он должен быть открыт для студентов всего мира.

Реформа российского образования наверняка займет не шесть лет, а гораздо больше. И все же есть основания полагать, что лучшие из этих 14 вузов пробьются хотя бы в топ-100 тематических рейтингов. А что делать абитуриентам, которые станут студентами совсем скоро? Сегодня цены на учебу в ведущих вузах нашей страны сопоставимы со стоимостью обучения в престижных европейских и азиатских университетах, а при получении стипендии - и в американских. Впрочем, не стоит забывать: в системе образования каждого государства существуют свои особенности и подводные камни.

ВО ФРАНЦУЗСКОЙ СТОРОНЕ

Принимая решение об учебе за границей, человек должен понимать, где он планирует работать. Больше всего это касается медицинского и юридического образования: те, кто хотел бы практиковать не в той стране, которая выдала диплом, будут вынуждены сдавать местные экзамены для подтверждения квалификации. С остальными специальностями куда проще: выпускник просто отправляет диплом на оценку в специальную организацию той страны, в которой он хочет трудиться. «Корочки» вузов из топ-50 рейтинга QS признают в любой точке мира.

Итак, по соотношению «цена - качество» несомненными лидерами являются азиатские учебные заведения, особенно университеты Сингапура, где все программы идут на английском языке. Правда, есть нюанс: вместе с дипломом выпускник получает обязательный к исполнению трехлетний контракт на работу в стране. Кроме того, по примеру Британии в тамошние вузы выпускников российских школ сразу не принимают -требуется пройти годичный подготовительный курс. Европейские вузы хороши всем, вот только англоязычный бакалавриат в них практически отсутствует, но уже на магистерском уровне выбор у англоговорящих абитуриентов значительно шире. Британские университеты славятся во всем мире и занимают верхние строчки рейтингов, однако надо понимать: не все вузы Соединенного Королевства одинаково полезны. «В Британии проблема с качественным образованием, за исключением того, что дают 7-10 лучших вузов, -утверждает Иннокентий Алексеев, глава практики России и СНГ лондонской компании Kerman & Co. LLP. - В Штатах можно не учиться в Гарварде или Стэнфорде, но качество частного образования в пределах первой сотни американских вузов будет достаточно высоким».

В общем, выбор у выпускников российских школ есть и сегодня, а в разнообразии вариантов недолго запутаться.

(с) Дарья Шипачева, Милена Бахвалова