среда, 30 апреля 2014 г.

Роджер Сайп. Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей

Роджер Сайп. Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей
Мы все хотим преуспевать, ставить рекорды и влиять на мир, но далеко не все из нас реализуют свой потенциал полностью. Стремясь расти и развиваться как личность, мы ищем ответы вне себя — секретные формулы, чудо-средства, которые обещают дать нам мгновенный результат. Но чаще всего ответ в нас самих — мы не умеем эффективно использовать возможности своего мозга.

В книге Роджера Сайпа, тренера и консультанта в области самосовершенствования, вы найдете проверенные методики ускоренного обучения, постоянного развития и достижения рекордных показателей. Они увлекательны в освоении и легки в применении. И хотя волшебных средств в этой книге нет, результаты покажутся вам настоящим чудом:

- запоминать информацию в три раза лучше;
- читать в два, три или даже четыре раза быстрее;
- формулировать заряжающие энергией цели и достигать их;
- осознавать и преодолевать ментальные барьеры;
- распоряжаться временем, чтобы его хватало на все действительно важное;
- управлять своей энергией в течение дня;
- а также понять свое главное предназначение в жизни.

Эта книга заменит собой сразу несколько изданий, посвященных развитию памяти, интеллекта, скорочтению и управлению энергией. Читайте ее с карандашом в руке, записывайте свои мысли и выполняйте все упражнения, предлагаемые автором, и вы поднимете свои результаты на новый уровень.

Развивающие тесты, практические упражнения и полезные советы в самой книге, а также бонусные обучающие видео на сайте компании Freedom Personal Development. Для всех, кто хочет научиться активно использовать свой мозг и бить рекорды во всех сферах своей жизни.


Отрывок из книги:

Введение
Как бить рекорды

Первое в своей взрослой жизни выступление мотивационного оратора я услышал в возрасте 19 лет — в мае 1989 года в Нэшвилле, в конце тренинга для продавцов, который проводила Southwestern Company. Оратора звали Морт Атли, и он сделал одно из самых расхолаживающих заявлений на моей памяти.

«Большинство людей не получают от жизни того, чего хотят».

«Ну и тоска», — подумал я. Морту платят кучу денег за то, чтобы он мотивировал людей, а он выходит на сцену и заявляет, что большинство не получают от жизни желаемого. В моем 19-летнем мозгу пронеслось: «Спасибо за совет, Морт. А сейчас ты, наверное, заявишь, что во Франции говорят по-французски. Большинство не получают от жизни того, чего хотят, — да ну? А зачем я, по-твоему, вообще тебя слушаю?»

Я не хотел быть в таком большинстве, и вы наверняка тоже. Если бы вы желали быть середнячком — с финансовыми проблемами, недомоганиями и нехваткой времени, мешающими получать удовольствие от жизни, — то не читали бы эту книгу. Однако нужно понимать, что в вашем мозге есть много неосознанных схем мышления и поведения, которые вам мешают. Вот одна из них.

У вас есть сильное стремление быть посредственным.

Начиная с младших классов, из-за системы обучения и присущего нашему мозгу стремления к безопасности у нас появляется сильное неосознанное желание быть как все. Мы хотим слиться с толпой, стать посредственными.

Почему я начинаю с этого? В основном потому, что, если вы серьезно настроены жить так, как действительно хотите, для начала нужно понять: даже в самом процветающем и продвинутом с точки зрения технологий обществе в истории человечества быть посредственностью паршиво!

Но, как я уже говорил, вы же не хотите быть середнячком. Поздравляю! Читая эту книгу, вы уже показываете, что посредственность не для вас. Вы хотите бить рекорды! Из моей книги вы узнаете основные принципы, которые за много веков доказали свою эффективность, помогая людям и компаниям достигать постоянного роста во всех областях: профессиональной, финансовой, физической, эмоциональной, духовной, — а также во всех видах отношений. У успеха есть прекрасная особенность: его просто достичь. Не легко, но просто. Усвойте основы, старательно применяйте их, и вы точно добьетесь желаемого.

Итак, прежде чем мы пойдем дальше, выполните небольшое упражнение. Подумайте, что сейчас вы считаете своей важнейшей целью, и запишите ее.

Я серьезно: не читайте дальше, пока не выполните это упражнение. Запишите цель, которая для вас важнее всего.

А теперь перечитайте ее и представьте, что желаемое уже сбылось. Вообразите, будто заработали нужную сумму, получили повышение по службе, избавились от лишних 9 кг или встретили свой идеал.

Как вы себя чувствуете? Здорово, правда? Полагаю, это неплохой старт. Книга объяснит вам, как взять зернышко идеи и прорастить его так, чтобы оно принесло не просто мимолетное ощущение радости, а плоды в виде реального результата, причем эффективно, радостно и увлеченно.

Начнем с трех особенностей мышления, влияющих на успех. Понимая эти идеи и применяя их, вы автоматически начнете движение к своим целям. Чем лучше вы их понимаете, тем быстрее и легче достигнете своих целей.

Первая особенность мышления: успех дает подсказки

Это значит, что достижение целей зависит не от волшебства, удачи или обстоятельств, а от вашего образа мышления и действий. Перечитайте цель, которую записали. Кому-нибудь уже удавалось добиться результатов, которые вы хотите повторить или превзойти? Трудно найти человека, который ответит «нет». Чего бы вы ни хотели достичь, у кого-то это уже получалось, и для вас это прекрасная новость. Кто бы ни добился желаемого результата, можете быть уверены: он сделал это не потому, что в чем-то лучше или удачливее вас, а благодаря определенному образу мышления и неким действиям. Если вы разовьете такие же модели мышления и привычки, то вам практически гарантированы подобные результаты. Успех дает подсказки. Следовательно, какими бы ни были ваши стартовые позиции, вы способны прийти к финишу. При этом, чтобы быстрее всего добраться до финиша, лучше всего найти того, кто это сделал, и подражать его действиям.

Отличный пример этой идеи я нашел в интервью с очень успешным профессиональным рыбаком, который специализировался на ловле окуня. Он не раз выигрывал турниры, каким бы плохим ни был клев: он всегда ловил рыбу, даже когда другие терпели неудачу. Репортер спросил его: «Как вам это удается? В чем секрет вашего успеха?» Ответ рыбака подтверждает, что успех дает подсказки.

Рыбак: «Большинство людей считают, будто в ловле окуня главное — удача. Мол, если оказаться в нужном месте в нужное время с правильной приманкой, то поймаешь рыбу, а если не повезет — уйдешь с пустыми руками. Но я узнал, что на самом деле клев окуня можно предсказать на научной основе. Если взять конкретный водоем, то по сезону и погоде можно примерно определить, где будет рыба. Тогда проще решить, какие способы подачи приманки сработают, и я нахожу рыбу и экспериментирую с блеснами и способами подачи, пока не найду эффективную. Это просто. Иногда легче, иногда труднее, но всегда лучше всего срабатывает систематический подход».

Журналист: «Звучит так легко, будто это каждому под силу».

Рыбак: «Да, наверное, так».

Журналист: «Почему же тогда не у всех такой регулярный улов, как у вас?»

Рыбак: «Вспомните, что я сказал в самом начале. Большинство считают, будто в ловле окуня главное — удача. Они просто не понимают, что могут так сильно влиять на результат, и поэтому никогда не пытаются найти эффективные схемы действий. Они просто не знают об этом».

В жизни все так же. Да, есть обстоятельства, и зачастую непростые, которые нужно преодолевать. Но ваш успех — производное не от обстоятельств, а от вашего поведения. Да, к большинству людей не приходит успех; достаток, отношения, здоровье так и остаются для них мечтой. Они считают, что им просто не везет. А вы находите успешных людей — ставших тем, кем хотите быть вы, добившихся нужных результатов — и подражайте их действиям. Успех дает подсказки. Это то, что можно и нужно создавать по чужому образцу.

Вторая особенность мышления: что видите, то и получаете

Говоря «что видите, то и получаете», люди чаще всего имеют в виду отсутствие «подводных камней», возможность верить человеку на слово или принимать ситуацию такой, какой она кажется. Я же о другом: картины, которые вы рисуете в своем воображении, обычно воплощаются в жизни. Чем занимаются спортсмены высокого класса перед самым выступлением? Они представляют себе желаемый результат: как мяч влетает в ворота, как они идеально выполняют программу. Каким бы видом спорта они ни занимались, мысленно они видят образцовый результат.

А поступают так спортсмены потому, что знают: это работает. Они понимают: чем яснее они представят желаемый результат, тем скорее выступят так, чтобы добиться его. И опять-таки, это верно и в обычной жизни: чем четче вы представите желаемые результаты, тем выше вероятность, что ваши действия приведут к ним.

Третья особенность мышления: что ищете, то и видите

Вероятно, чаще всего в вашем воображении будут возникать картины, к которым вы приучите свой мозг. Одна из его частей, очень важная, может работать на вас или против вас. Это активирующая ретикулярная система (АРС), выполняющая роль «фильтра». Она обращает ваше внимание на то, что вы научите ее замечать, и отсеивает почти все остальное. Вы уже знакомы с работой этой части мозга, если, например, выбирали новую машину. Как только вы останавливались на определенной марке, где вы начинали видеть именно такие автомобили? Правильно — везде! И не потому, что они вдруг стали кучковаться вокруг вас; просто вы наконец повернули переключатель, который позволил вам их замечать. И не видеть их вы уже не могли. А теперь хорошая новость: вы можете применять АРС, чтобы достигать своих целей гораздо быстрее и легче. Позже я еще не раз вернусь к АРС; эта система очень полезна, если применять ее с толком.

Вот крайне важная идея: ваш мозг работает всегда. На вас или против вас, но постоянно. И необходимо понять: «по умолчанию» он работает так, что это не всегда помогает вам в достижении желаемых результатов. В его деятельности имеются естественные тенденции, и здесь для вас есть три новости: плохая, хорошая и прекрасная.

Плохая новость: зона комфорта сковывает вас

Одна из самых сильных тенденций работы мозга называется гомеостатическим импульсом; это желание сохранять нынешнее положение дел. Я подробнее вернусь к этому позже, а пока подчеркну, что в результате эволюции мозг приобрел сильную способность к выживанию; ему исключительно хорошо удается оберегать вашу жизнь. Может быть, вам не нравится, в какой ситуации вы сейчас находитесь, но факт остается фактом: она пока не привела к вашей гибели. В результате ваш мозг счел ее безопасной и будет прибегать к странным уловкам, чтобы вы и дальше в ней оставались. Знакомы ли вам случаи, когда человек похудел на 9 кг, набрал их снова и опять похудел, и так 4-5 раз? Погасил все задолженности по кредитам, а потом снова нахватал долгов? Или раз за разом вступал в отношения с представителями одного типажа? Все это примеры гомеостатического импульса, широко известного под названием «зона комфорта».

Это плохая новость, потому что рост в зоне комфорта невозможен; расти можно только за ее пределами. Мне очень нравится иллюстрация этой идеи (рис. 1).

Если вам нужны изменения, которые приведут к долгосрочным результатам, то необходимо заняться зоной комфорта: она удерживает вас с невероятной силой.

Хорошая новость

А теперь, когда я убедил вас, что вы можете навсегда застрять в нынешней ситуации, вы должны понять: такой судьбы можно избежать. Вам, несомненно, по силам перенести свою зону комфорта туда, куда вы захотите, и вот почему.

Вы сами выбрали свою зону комфорта, понимаете вы это или нет.

Пусть неосознанно, но вы все-таки выбрали ее. Это внушает оптимизм: вы контролируете свой выбор и, следовательно, можете сознательно отказаться от нынешней зоны комфорта и выбрать другую. А главное, когда вы сдвигаете свою зону комфорта на новый уровень, ваша жизнь улучшается! Вы можете навсегда переставить свой «внутренний регулятор» на более высокую отметку. Вам придется серьезно заниматься этой задачей, учиться и получать небольшую помощь со стороны, но это вполне осуществимо.

Прекрасная новость: небольшие изменения приносят огромную пользу

Вам не нужно становиться на 100% лучше, чтобы достичь повышения результатов на 100%; достаточно стать немного лучше. Здесь действует принцип минимального перевеса: небольшое нужное изменение сильно влияет на конечный результат. Возьмем, например, игру в гольф: если изменить наклон головки клюшки на 1 мм, мяч не приземлится в нужном месте на поле, а улетит непонятно куда. На скачках победитель зачастую опережает соперника на считаные миллиметры, но они обычно означают четырехкратное увеличение призовой суммы. В продажах мельчайшее заметное различие между конкурентами может означать, что один получит все заказы, а другой — ни одного.

Так что у вас есть повод для оптимизма: небольшие улучшения в нужной области приведут к серьезному повышению конечного результата. Вот некоторые примеры, которые я наблюдал на практике — среди своих клиентов:

— Руководитель компании начал составлять график на неделю немного иначе, и чистая прибыль компании выросла на 125 тыс. долларов.

— Эксперт по банковской деятельности изменила один элемент в своих привычных утренних действиях, и ее доход за полгода утроился.

— Торговый представитель просто стал уделять больше внимания своей мимике, и его результаты резко выросли.

— Учитель применил самую простую форму «чтения с умом», и его ученик, раньше почти не понимавший текст, начал вникать почти во все.

И таких примеров множество. Главное то, что в конечном итоге вы сами выбираете, как использовать свой мозг. Эта книга предлагает вам конкретные инструменты и навыки, чтобы вы, применяя возможности своего мозга, уверенно шли вперед.

Как пользоваться этой книгой

Это не просто интересная книга для пассивного отдыха. У нее есть две цели.

1. Стать инструментом вашего постоянного развития.

2. Дать вам доступ к системе ускоренного обучения и получения рекордных результатов.

В первом разделе мы отрегулируем ваши основные навыки обучения — мгновенное воспроизведение информации, хранящейся в памяти, и умение «читать разумно». Вы сможете учиться так, чтобы ваш мозг был активнее задействован и вы усваивали любую информацию быстрее и на более длительный срок. Обе части этого раздела оптимизированы для запоминания (Memory Optimized™); в конце каждой главы есть ссылки на интерактивные видеоупражнения. Memory Optimized™ означает, что вас шаг за шагом проведут через увлекательный и легкий процесс закрепления основных положений в вашей долговременной памяти.

Сначала прочтите этот раздел, а главное, выполните упражнения для оптимизации запоминания. На это уйдет немного больше времени, чем на обычное чтение? Да, но в результате вы усвоите остальную информацию гораздо эффективнее и лучше запомните ее. Лучшие методы обучения не принесут вам пользы, если не применять усвоенное, а для этого нужно помнить, что вы выучили. Так что подойдите к обучению серьезно и активно.

Далее рассматриваются четыре компонента, позволяющие бить рекорды. Когда человек или компания поднимает свои результаты на новый уровень, вы можете заметить, что они используют следующие четыре метода, и тоже применить их.

1. Ставить цели, заряжающие энергией.
2. Действовать осознанно и правильно распоряжаться временем.
3. Опираться на основные ценности.
4. Заботиться о своем разуме.

Главы 7-17 посвящены тому, как с помощью этих четырех компонентов поднимать свои навыки на новый уровень. Вы разработаете конкретные планы, которые докажут свою эффективность: они помогут быстро добиться долгосрочных результатов в любой важной сфере жизни. Опять-таки к этим главам прилагаются упражнения и инструменты. Читая, делайте заметки, а потом закрепите усвоенное, прежде чем переходить к следующей главе. Подходите к этой книге с активной позиции: читайте ее с карандашом в руке и записывайте свои мысли.

Несомненно, вы можете стать кем угодно, делать что хотите и получить все желаемое, но с вашим нынешним мышлением это не выйдет.

Если вы хотите перейти на новую ступень, то должны научиться мыслить на более высоком уровне. Многие книги по самосовершенствованию обещают некий «ключ» или «секрет», а потом просто заявляют: «Вам это по силам!» Это, конечно, хорошо, но мы идем на шаг дальше. Мы научим вас, как добираться из пункта А в пункт Б быстро, эффективно и весело!


Глава 5
Инструменты «разумного чтения»

Что делать, если вы хотите улучшить внимательность, скорость чтения и понимание прочитанного (или все сразу)? В этой главе есть немного теории. Но главное — вы сможете разобраться в инструментах, которые у вас уже есть, и научитесь применять их наиболее эффективно и целесообразно.

Механизм процесса чтения

По сути, «читать» значит просто «смотреть на символы и понимать их». Если вы не понимаете материал, то это не чтение. Быстро читать и быстро смотреть на текст — разные вещи. У вас от природы есть два инструмента, нужных для чтения, и еще один, который полезен, но не обязателен. Необходимые инструменты — глаза и мозг, ведь по сути чтение — зрительный процесс. Руки или другие инструменты не обязательны, но при правильном применении могут стать огромным подспорьем для усиления внимательности и более активного участия в чтении.

Нужно понять ключевой момент: задействовать рот при чтении обычно вредно, так как это замедляет процесс. Опять-таки, за исключением перечисленных выше жанров (поэзия, диалоги и Священное Писание), чтение должно задействовать зрительные центры мозга, которые, как вы уже знаете, действуют очень быстро. Чтение с проговариванием (субвокализация) задействует слуховые центры, которые работают гораздо медленнее. По максимуму исключив слуховые участки мозга из чтения, вы облегчите процесс и повысите его эффективность. Чтобы избавиться от привычки проговаривать, нужны сознательные усилия, но дело того стоит.

Выбор скорости чтения зависит от вашего мозга. Ведь именно он решает, сколько воспримет. Однако всегда лучше начинать с тренировки глаз: мало кто прилагает сознательные усилия, чтобы упорядочить их движения при чтении.

Как работают ваши глаза

Во время чтения глаза двигаются скачкообразно. Конкретное количество скачков — четыре в секунду; со стороны этот процесс выглядит немного странно. На своих семинарах мы просим участников разделиться на пары, в которых один человек читает, а второй наблюдает за его глазами. Удивительно, что со стороны можно увидеть, как движутся глаза при чтении. Описывая этот процесс, люди чаще всего используют сравнение с пишущей машинкой. Попробуйте как-нибудь сделать это сами. Если сможете найти желающего, понаблюдайте, как он читает какой-нибудь текст, и вы увидите, что его глаза прыгают со слова на слово, слева направо, а потом возвращаются влево, как каретка пишущей машинки. Если наблюдать достаточно долго, еще вы увидите, как его взгляд возвращается или влево, или даже выше по странице (чтобы лучше это понять, посмотрите видео, ссылка на которое дана в конце главы).

Вы не увидите такого только у людей, которые читают со скоростью более 500 слов/мин. Их глаза движутся намного плавнее и равномернее. Этот факт достоин внимания, и вот почему.

Два нужных вам термина, связанных с движением глаз

Фиксация: при чтении мышцы останавливают глаза четыре раза в секунду. Каждая такая остановка называется фиксацией. Информация воспринимается и поступает в мозг только во время остановок. В промежутках между ними глаза движутся так быстро, что ничего не воспринимается. Итак, во время чтения информация поступает к вам через глаза четыре раза в секунду. Эта особенность заложена природой, и переучивать бесполезно: у вас не получится повлиять на частоту остановок глаз. Но вы можете повлиять на то, сколько слов воспринимаете при каждой остановке.

Поле зрения: ширина текста, который воспринимают ваши глаза при каждой остановке. У большинства людей при чтении поле зрения максимально узкое: одно слово на остановку. Статистика это подтверждает: если читать пословно, то получается четыре слова в секунду и ровно 240 слов/мин — средняя скорость чтения шестиклассника! Чтобы повысить ее, достаточно расширить свое поле зрения и воспринимать больше слов при каждой остановке. Представьте, что вы пытаетесь перейти поле, но не можете делать более четырех шагов в секунду. Если они будут короткими, то на пересечение поля уйдет много времени. Но если шагать шире, не увеличивая числа шагов, вы перейдете его гораздо быстрее и с меньшими усилиями.

На самом деле расширить поле зрения несложно; нужно только немного натренировать глазные мышцы и недолго попрактиковаться.

Улучшаем движения глаз

Начнем с мышц, которые отвечают за движение глаз. Выполните упражнение.

Встаньте прямо и смотрите вперед. Не поворачивая головы, посмотрите как можно дальше влево. Затем как можно дальше вправо. Потом как можно быстрее пять раз подвигайте глазами налево-направо и обратно в горизонтальной плоскости. Теперь сядьте.

У вас закружилась голова или заболели глаза? Это случается с большинством людей и означает, что у них слабые, нетренированные глазные мышцы. Чтобы укрепить и натренировать их, попробуйте выполнять это же упражнение пару раз в день. Очень скоро (в большинстве случаев всего через пару дней), по мере укрепления глазных мышц, упражнение становится гораздо менее утомительным.

Правильно используйте руки

Второй ваш инструмент для повышения скорости чтения — руки. Как я уже упоминал, их использовать вовсе не обязательно, но большинству наших студентов они очень помогают. Причин тому две.

1. Используя руки (или карточку-разделитель), вы активнее участвуете в чтении — физически. Уменьшается вероятность, что вы заснете! Чем активнее вы участвуете в процессе обучения, чем больше задействован ваш организм, тем лучше результаты.

2. Ваш мозг «запрограммирован» природой на то, чтобы заставлять глаза замечать движения. Это явление восходит ко временам охотников-собирателей, когда движения выдавали существо, которое хотело съесть вас или было для вас желанным блюдом. С этой точки зрения у большинства материалов для чтения есть недостаток: они не двигаются. Поэтому так легко отвлечься. Телевизор, пролетающая мимо птица — практически все, что движется, может привлечь ваше внимание. Применяя руки или карточку-разделитель, вы создаете движение на странице, которую читаете, причем так, чтобы повысить внимательность и помочь глазам двигаться ритмичнее и быстрее.

На своих семинарах я предлагаю участникам поэкспериментировать с 13 методами, в которых задействованы руки или карточка-разделитель. Здесь я расскажу вам о тех, к которым обучающиеся прибегают чаще всего. Поэкспериментируйте, чтобы найти тот, который вас больше устраивает и повышает вашу внимательность.

Первая категория включает методы, которые я называю палец-указка. В них используется правый или левый указательный палец. Не ручка, не костяшки, а палец, который становится указкой. Суть здесь в том, что при чтении вы ведете пальцем вертикально по странице вниз с постоянной скоростью — немного быстрее темпа, в котором способны двигаться ваши глаза. Нужно соблюдать постоянный темп, не останавливаясь и не возвращая палец вверх. Вы можете вести им вниз по левому полю, по правому полю или по центру текста. Не нажимайте слишком сильно; ведите вниз по странице непринужденно и легко. А если вы хотите еще активнее участвовать в чтении, примените метод двойной указки: ведите правым и левым указательными пальцами одновременно вниз по правому и левому полю. А сейчас попробуйте эти методы на любой странице текста в этой книге, чтобы понять, какой вам больше нравится.

Вы нашли самый удобный вариант? Прекрасно, а теперь попробуйте метод карточки-разделителя. Он намного опережает остальные по популярности на наших семинарах. Вам понадобится картотечная карточка (размер примерно 13x7,5 см) или чистый лист бумаги, сложенный вдвое. Или даже визитка, хотя она маловата. Единственный критерий отбора карточки — чтобы ее легко было держать одной рукой.

Главное — правильно разместить карточку во время чтения. Возьмите ее и положите над строкой, которую читаете. Да, именно так — над строкой. «Подождите-ка! — воскликнете вы. — Мне же не видно, что я только что прочел!» Вот именно. Этот метод сразу же повышает скорость и внимательность у более чем 90% наших студентов в основном потому, что исключает возможность регрессии, и ваш мозг это понимает. Отрезав себе путь к отступлению, вы даете подсознанию понять: надо быть внимательным, так как есть только один шанс. Так что по мере чтения просто перемещайте карточку по странице вниз в равномерном, постоянном темпе, чтобы ваши глаза продвигались вперед. В идеале карточка не должна останавливаться, и, конечно, ее нельзя передвигать вверх. Испытайте метод на любой странице этой книги 1-2 минуты и посмотрите, понравится ли он вам.

Какой метод вы предпочитаете: палец-указку или карточку? Вам не нужно решать это раз и навсегда, но выберите предпочтительный, потому что сейчас вы пройдете еще один небольшой тест. Вы уже выполняли что-то подобное: засеките время, за которое вы прочтете статью ниже, но в этот раз используйте выбранный вами метод пальца-указки/карточки.

Роджер Сайп. Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целейРоджер Сайп. Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей