понедельник, 20 января 2014 г.

Скотт Вестерфельд. Голиаф

Живой воздушный корабль «Левиафан» продолжает свой путь: сначала он подбирает самого Николу Теслу и его секретное оружие под названием «Голиаф», а затем следует в Америку. Тем временем принцу Александру и Дэрин Шарп становится всё сложнее хранить свои тайны...

Альтернативная вселенная дизельпанка-биопанка времён Первой мировой войны, созданная недюжинным воображением писателя Скотта Вестерфельда и художника Кита Томпсона (без иллюстраций последнего трилогия многое потеряла бы), оказался не тон реальностью, с которой просто расстаться. Вероятно, поэтому финал трилогии оставляет желать лучшего: по сути, автор более-менее завершил только линию отношений Александра и Дэрин, и во все стороны остались торчать глобальные «хвосты». Впрочем, возможно, всё так и задумывалось: история мира «Левиафана» продолжается на официальном сайте писателя (там уже появилась бонусная глава), существует «Вестерфельд-Вики», и кто знает, не ждёт ли нас ещё выпуск комиксов или даже экранизация? Автор явно шагает в ногу со временем, работая не столько над книгами, сколько над интерактивным проектом.


История Александра и Дэрин, завершение которой было довольно-таки предсказуемым, не всегда выходит в романе на первый план: безумный гений Никола Тесла — у Вестерфельда он «жестянщик» (технарь), переметнувшийся к «дарвинистам» (биотехнологам), - утверждает, что изобрёл супероружие, которое может положить конец войне. Разгадка тайны этого оружия надолго занимает героев и читателя. Надо сказать, что образ Теслы у Вестерфельда неканоничен: писатель рисует его абсолютно аморальным и неприятным гиком, маниакально убеждённым в своей гениальности.

Хуже всего, что немалую часть романа занимают нудные политические интриги — то, без чего прекрасно обходились две предыдущие части. Мелькают новые персонажи, которые не играют решительно никакой роли в повествовании. А вот детальных описаний воздушных и прочих сражений гораздо меньше, и подросткам, любящим экшен, это вряд ли понравится.

Неплохое, хотя и не ударное завершение отличной трилогии для начинающих стимпанкеров. Жаль, что весь выдуманный писателем мир в неё не поместился.