понедельник, 20 января 2014 г.

Как учить детей в цифровую эпоху?

Они едва ли не с пеленок овладевают языком новейших технологий и зачастую вызывают растерянность у родителей и учителей. Но могут ли современные дети учиться так, как учились их родители?

Кажется, в мозг современного ребенка уже с рождения встроена программа для освоения компьютера и прочих цифровых устройств. В два-три года современные дети легко управляются с iPad. В пять помогают взрослым осваивать гаджеты. А когда это поколение, уже получившее название digital natives, приходит в традиционную школу, учителей оно зачастую ставит в тупик.

Вот типичный пост на учительском форуме: «Пока не вижу способов решения. Ведь то, что они отсекают информацию, не позволяет им в дальнейшем творчески ее использовать и развиваться интеллектуально. А еще отсутствие мотивации: им это не нужно, как бы вы на ушах ни стояли. То есть забавно, пока это шоу, но сразу скучно, как только говоришь: реши или сделай сам. Каждый урок - как с чистого листа». Типичные жалобы: дети не могут надолго сосредоточиться, комментируют происходящее в классе, как если бы сидели у монитора компьютера, у них плохая память. Еще одна вол-нующая учителей тема: как им, «цифровым иммигрантам», догнать детей, «цифровых аборигенов»?


Психологи тоже признают, что современные дети очень отличаются от нас. «Все увиденное и услышанное по телевидению, в интернете мы, взрослые, называем псевдореальностью, - говорит детский аналитик Анна Скавитина. - Но для психического мира нынешнего поколения это самая настоящая реальность. Темпы усвоения информации у детей сейчас во много раз выше, чем у взрослых. Это требование времени. Одновременно у детей стала «хуже» память. Но дело в том, что теперь они хранят информацию как компьютеры - на внешних источниках. Они запоминают не информацию, а каталоги. Читающие дети редкость, потому что чтение слишком медленный процесс для их динамичных мозгов. Они научились делать все сразу: слушать музыку, готовить уроки, отвечать на сообщения и постить фото в Сети. Но концентрация внимания на объекте у них падает, им трудно улавливать смысл длинных предложений». Нравится нам это или нет, но это реалии наших дней, и нам, взрослым, надо учиться реагировать на них адекватно. Вот несколько подсказок, которые помогут и преподавателям, и детям.

СТИМУЛИРОВАТЬ ИХ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Десятилетний Антон скучает в классе, быстро отвлекается: «Я думаю о многих вещах сразу. Учительница говорит так долго, я не могу дослушать, мне неинтересно». Психоаналитик Серж Тиссерон (Serge Tisseron) советует: «Надо стимулировать критические размышления детей. Учить их задумываться о собственных действиях и действиях других людей. Например: почему учитель объясняет не торопясь? Как он э го делает? Наблюдая за преподавателем, ребенок может заинтересоваться педагогическими стратегиями. Тогда время на уроках не будет тянуться так медленно».

ВМЕСТЕ ОБСУЖДАТЬ ИХ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Жанне 9 лет, она хорошо учится. Но ей, живой и непосредственной, трудно управлять своей речью. Слова льются водопадом, она далее не успевает их четко выговаривать, как будто боится, что ее прервут: «Мне всегда нужно что-то сказать подружке. А учительница говорит, чтобы мы замолчали». Перед монитором компьютера дети испытывают очень насыщенные эмоции, а в классе время будто замирает. По мнению Сержа Тиссерона, надо просить их рассказывать о своих переживаниях: так они учатся организовывать свои мысли, смотреть на события со стороны, развивают навык рефлексии.

РАЗВИВАТЬ ЖИВОСТЬ УМА

Во многих школах уроки ведутся по старинке: учителя и дети пишут мелом на доске. Но современному ребенку ближе персональный компьютер, позволяющий чувствовать динамичность жизни и сохранить правильную версию работы, в которой больше нет ошибок. «Не надо бояться быстрого переключения внимания в разговоре или во время навигации по интернету, - говорит психоаналитик. - Наоборот, давайте использовать это, чтобы развивать в детях живость ума».

ПОБУЖДАТЬ К ПОИСКУ

«Когда наша учительница не знает ответа, то говорит, чтобы мы сами нашли его», - 12-летняя Жанна пожимает плечами, по сути, она сомневается в компетентности учителя. «Связь между учителем и учеником теперь важна как никогда, - отмечает Серж Тиссерон. - Учитель -это первопроходец, дирижер. Он должен вдохновлять и внушать доверие. Объясните детям, что взрослые знают не все и это нормально. Скажите им, как это потрясающе - вступить в мир, где нет ничего несомненного и где многое может измениться благодаря им. Детям нравится эта идея».

ПОМОЧЬ ИМ НАЙТИ СВОЕ МЕСТО

Если ребенок привык в одиночестве сидеть перед компьютером, сблизиться с одноклассниками ему не всегда легко. Начиная с 9 лет наши эксперты советуют отдать предпочтение групповым компьютерным играм с участием родителей или друзей, чтобы дети могли учиться находить свое место в группе: «Просите их, чтобы они рассказывали о своих успехах и неудачах. Именно так они могут осознавать свои умения, знания и навыки».

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ!

Приобщать ребенка к цифровой технике нужно с учетом его возраста. Советы нейропсихолога Ксении Вотяковой.

До 3 лет: никаких экранов
Маленькому ребенку совершенно ни к чему сидеть перед экраном - для развития его познавательных способностей необходим весь спектр ощущений: не только визуальные, но и тактильные и слуховые. Для него полезнее игрушки, которые он может трогать, и сказки, которые ему рассказывают.

До 6 лет: никаких игровых приставок
Как только ребенок знакомится с компьютерными играми, они занимают все его внимание в ущерб другим видам деятельности. Лучше отдать предпочтение интернет-приложениям, где в игровой форме предлагаются задания на развитие памяти, внимания, зрительного восприятия (например, cognifit. com/ru/cogmfit-for-kids). Это важно для подготовки старших дошкольников к школе.

До 9 лет: контролируемый интернет
Ребенок должен запомнить три основных правила: все, что мы оставляем в интернете, может попасть в публичный доступ; все останется там навечно и ко всему, что мы там находим, надо относиться с осторожностью. Желательно использовать функцию «родительский контроль», которая ограничивает список доступных для ребенка сайтов.

До 12 лет: никаких социальных сетей
Доступ в интернет должен предоставляться в соответствии с правилами пользования, а главное - в часы, ограниченные родителями. Не надо ставить компьютер в комнате ребенка. Хорошо, чтобы родители сами владели компьютером и могли просматривать в браузере «историю посещений» ребенка. Это позволяет не только контролировать, но и понять сферу его интересов.

Старше 12 лет: предупреждать о рисках
Не оставляйте ребенку неограниченный доступ в интернет ночью, в его комнате. Поговорите с ним о скачивании материалов, о плагиате, порнографии и сексуальных домогательствах (преследованиях). Не включайте его в число «друзей» на Facebook. В целом работа за компьютером и просмотр телевизора - это не отдых, а нагрузка, и детей, которые быстро утомляются, надо еще больше ограничивать в этих занятиях, 

(с) Алина Никольская