среда, 29 января 2014 г.

Дэн Браун. Инферно

Профессор Роберт Лэнгдон приходит в себя в больнице во Флоренции и выясняет, что в него стреляли, события последних двух дней полностью стёрлись из его памяти, а в потайном кармане пиджака находится ключ к спасению мира...

«Инферно» скроен по тем же лекалам, что и любой роман из цикла о Роберте Лэнгдоне, очередной бодрый гибрид остросюжетного детектива с Википедией. Сюжет развивается по принципу полевой ролёвки: герои бегают от одного квеста к другому, а чтобы читатель мог перевести дух и преисполниться ощущением, что он не зря теряет время, автор излагает энциклопедическую информацию по истории искусств, биологии, географии и другим школьным предметам. Иногда эти сведения вложены в уста героев, в основном супермена-интеллектуала Лэнгдона, но порой Браун даже не заботится о том, чтобы как-то оформить их подачу. Рассказывать читателям об истории стамбульского рынка специй прямо во время динамичной погони, важной для сюжета, — это уже выглядит как самопародия.

Читать «Инферно», впрочем, довольно увлекательно. Талант, конечно, купить нельзя, но наработать мастерство вполне реально. К новой книге Дэн Браун отточил свои излюбленные приёмы до бритвенной остроты и выучил парочку новых — скажем, он умело прячет среди героев романа истинного виновника всего происходящего, а также несколько раз показывает читателю события и действующих лиц в неожиданном свете. Герои и злодеи сменяют амплуа в головокружительном темпе, враги становятся союзниками и наоборот, и только Роберт Лэнгдон остаётся всегда в белом.


К сожалению, Браун в погоне за скандальной славой «Кода да Винчи» слегка увлёкся моральным релятивизмом. Центральная проблема «Инферно» — не искусствоведческая («Божественная комедия» Данте здесь лишь эффектный антураж), а, как ни странно, демографическая. Автор рассуждает о перенаселении планеты, опираясь при этом на теорию Мальтуса, которая уже давно не считается истиной в последней инстанции. А финальные страницы заставляют задуматься: не солидарен ли автор с главзлодеем? Для романа, в котором по жанровым канонам добро должно победить зло, это более чем удивительно.

Увлекательный триллер, чья этическая подоплёка вызывает большие сомнения.

(с) Александра Королёва

Дэн Браун. ИнферноДэн Браун. Инферно