Сборник «Антология Мифа» выходит уже во второй раз, и принцип отбора текстов неизменен: берутся рассказы авторов, чьи произведения выходили в издательстве «Шико» в течение предыдущего года, и дополняются рассказами-победителями конкурса «Фанданго».
Рассказы уже известных авторов поделены на три блока — Past Perfect (сказки, предания, сказания о прошлом), Present Continuous (фэнтези на тему «здесь-и-сейчас») и Future Indefinite (будущее в постапокалипсисах). Каждый рассказ - новый оттенок вкуса, новый поворот сюжета, новый стиль. Но у всех есть общий тон: между строк сквозит обыденное, каждодневное и близкое — только руку протяни — чудо.
Чудо здесь уверено в своей силе и правоте, его существование несомненно. Оно оборачивается ночными суевериями («Лаана» Алексея Гедеонова), звучит хитрым одесским говорком («В дырку от бублика» Фёдора Четко), потрясает бронебойной красотой Елены («Она и её мужчины» Генри Лайона Олди).
Далее рассказчики от прошлого переходят к настоящему и предлагают читателю узнать об альтернативной истории «Битлз» («Авторизованная биография» Владимира Рогача), поглядеть на магию в исполнении простого деревенского парня («Финнеган и его чудо» Евгения Боршева) или оказаться на палубе корабля, атакуемого пиратами («В Завечернем море» Петра Воробьёва). А будущее припечатает «Свинцовым ковчегом» Драко Локхарда, в котором человечество почти уничтожено и загнано под землю. Или нам убедительно докажут, что даже самые продуманные планы могут провалиться («Лицензия на просмотр» С. Г. Малиновски). Точка. Гамму доиграли до конца, чудо одержало победу над человеком.
Что до рассказов с конкурса «Фанданго», то, к сожалению, они не оставляют подобного ощущения гармонии. Однако и среди них есть отдельные хорошие вещи — например, «Луноход-1» Ефима Гамаюнова (о долге, героизме и надежде на лучшее, которая никогда не должна умирать) или «Мелесиген с берегов Киммерии» Николая Зайкова - весьма нестандартная трактовка творческого пути Гомера.
Антология, которую однозначно стоит читать ради первой части, где яркие и запоминающиеся льдинки-рассказы складываются в единый узор. В итоге, правда, вышла не «вечность», а «миф с двумя десятками лиц», — но так даже интереснее.