вторник, 7 января 2014 г.

Zарисовка О


Как гласит известная присказка, «наша жизнь похожа на зебру: полоса чёрная, полоса светлая...». Ty же метафору использует и Александра Давыдова, составительница этой нестандартной антологии фантастических миниатюр.

Любая тематическая антология — это, прежде всего, концепция, общий замысел составителя. Позвоночный столб, внутренний стержень, на котором держится каркас. В «Zарисовке О» такой замысел есть, пусть и не слишком внятный. По словам Александры Давыдовой, антология должна освещать две стороны жизни: тёмную и светлую. А в развитие идеи о книге как арт-объекте это издание ещё и свёрстано специфически: устал читать светлые, жизнеутверждающие рассказы, перевернул книжку — и погружайся на здоровье во мрак и безысходность (потому и обложка здесь двойная). Структура антологии многоступенчатая - Белая и Чёрная книги разбиты на небольшие разделы, от «Прошлого», «Рождения» и «Рая» до «Будущего», «Смерти» и «Ада». В общем, на любой вкус.


Всего в антологию «Zарисовке О» вошла сотня микрорассказов от нескольких десятков авторов — в основном завсегдатаев интернет-конкурса фантастических зарисовок (известных имён здесь раз-два и обчёлся). Рассказов, как и следовало ожидать, крайне неоднородных во всех отношениях. Критически настроенный читатель легко обнаружит на этих страницах все недостатки, присущие жанру фантастической миниатюры: невнятность, пафосность, банальность, сентиментальность, вторичность, неверное словоупотребление, ложную многозначительность (что для зарисовки смерти подобно) и тому подобное. Миниатюра Дмитрия Колодана «Матушка Ночи ловит рыбу» красива, но оставляет чересчур широкий простор для толкования, «Перерасчёт» Владимира Аренева завершается слишком банально и предсказуемо, забавная притча «Бог сидел на диване» Юлии Баткилиной написана под явным влиянием Петра Бормора...

С другой стороны, среди сотни рассказов есть и пара десятков таких, в которых авторам удалось одновременно передать эмоцию, нарисовать картинку и рассказать историю. Например, «Домовой» того же Аренева, «Зайчик» Максима Тихомирова или «Дорога до санатория» Натальи Фединой. Если говорить объективно, двадцать процентов годных текстов — очень неплохой показатель для любой тематической антологии.

Идеальная игрушка для эмоготов. От «ми-ми-ми» и «сю-сю-сю» до «жизнь — юдоль скорби» — один поворот книги на 180 градусов.