вторник, 4 июня 2013 г.

Уроки Валаама

Сейчас многие в поисках себя едут на Восток, где изучают йогу и медитацию, обращаются к духовным учителям. И почему-то обходят стороной свои, православные, святыни, сохранившие мудрость живших там святых отцов. В поисках ответов на духовные вопросы Вера Чайка поехала волонтером на Валаам.



Героине фильма «Ешь, молись, люби» понадобилось пересечь океан, чтобы обрести мир в душе. Этот фильм соответствует духу времени -тысячи туристов отправляются на Восток не просто посмотреть на достопримечательности, а с целью лучше понять себя, найти смысл жизни. С определенных лет я тоже искала этот пресловутый смысл. Занималась йогой, увлекалась аюрведой, читала «духовные» книги. Изучала все восточные веяния, пытаясь постигнуть их мудрость. И мне, крещенной в православной церкви, даже в голову не приходило открыть Библию. В погоне за чужим легко не заметить своего - родного и близкого. А ведь по-хорошему духовный поиск нужно начинать именно с этого...


ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА

Самые правильные решения в моей жизни - те, что приняты не умом, а сердцем. Когда меня спрашивали: «Зачем ты это делаешь?», я никогда не могла толком объяснить. Так было и с Валаамом. Узнала о волонтерской работе по возрождению Валаамского монастыря и поняла - мне нужно туда поехать. Преодолеть сотни километров, чтобы ступить на этот священный остров, который за подвижническую жизнь на нем еще называют Северным Афоном.

Заполнила на сайте анкету. Получила подтверждение - меня ждут! Дело оставалось за малым - купить билеты до Питера и собрать чемодан.

Дорога предстояла дальняя: сутки на поезде Киев - Санкт-Петербург, потом из Петербурга на электричке до Приозерска, а оттуда пять часов на корабле по Ладожскому озеру. За последнюю часть пути волновалась больше всего. Так долго по воде я еще не путешествовала. А вдруг у меня морская болезнь?

И вот я стою на причале Валаамского монастыря, вместе с другими волонтерами жду, когда за нами приедет судно. Нас, волонтеров, человек тридцать: из России, Украины, Беларуси, Казахстана и Польши. С погодой повезло - тепло, светит солнце, озеро спокойное и гладкое. Наконец-то приходит корабль. Мы сгружаем вещи посреди палубы и расходимся.

Вода, вода, кругом вода... В ней отражается солнце и белые тучи. Я стою на палубе и вдыхаю свежий карельский воздух. Здесь, вдали от суши, ощущаю беззащитность и уязвимость перед стихией воды. Почему-то вспоминается «Титаник». Чтобы отогнать мысли о затонувшем корабле, присоединяюсь к беседе волонтеров. Загоревшая девушка рассказывает байки о Карелии и Кавказе. Ее зовут Ольга, она из Харькова - землячка! Для нее поездка на Валаам - возможность увидеть жизнь монахов изнутри. Рядом с ней на каремате сидит рыжая девушка в веснушках - Наталья из Тюмени. Она едет на Валаам, чтобы найти себя, место в жизни. А чего жду от поездки я? Почему-то уверена, что Валаам преподаст мне уроки жизни. Поэтому внимательно слушаю, смотрю, наблюдаю...

Солнце прячется за тучи, ветер крепчает. Наслаждаюсь чаем из термоса, но он согревает ненадолго. Под конец пути у меня только одно желание - поскорее ступить на землю. Искренне радуюсь, когда впереди показываются очертания острова.

На причале нас встречают и распределяют по кельям. Почти всех волонтеров поселили в работный дом. И лишь нескольким, в том числе и мне, места там не досталось. Нас ведут в другое жилище. Я расстроена - мне хочется жить вместе со всеми. Но протестовать уже нет сил. По крутым ступенькам поднимаюсь к монастырю, неся тяжелый рюкзак и еле поспевая за провожатым. Я устала, замерзла и хочу есть. Злюсь на себя и на весь мир. В моем жилище мне все не нравится: неудобная кровать, теснота, низкий дверной проем, о который сразу набиваю шишку. Бросаю рюкзак, переодеваюсь и спешу на ужин, имея твердое намерение при первой же возможности поговорить о переходе в работный дом.

Урок 1. О смирении. Иногда нам кажется, что жизнь несправедлива: одним преподносит подарки, а нас обделяет. Особенно если что-то происходит не так, как нам хочется. И мы начинаем роптать, а иногда и всеми силами добиваться своего. А может, стоит принять с благодарностью то, что дает Творец? Ведь он лучше знает, что нам нужно. В христианстве есть такое понятие - смирение. Это принятие любой жизненной ситуации с миром в душе. Нам же порой сложно смириться, хочется бунтовать, отстаивать свое мнение. В современном обществе принято считать, что смирение - удел слабых. Но так ли это?

На следующее утро мы встречаемся возле работного дома, чтобы получить послушания на весь день. Я захожу внутрь этого старого, требующего ремонта, здания. На каждом этаже - длинный коридор, комнаты с койками на 8-10 человек. После маленькой кельи, где меня разместили, работный дом кажется холодным, большим и неуютным. В моей комнатушке (как же быстро она стала моей!) уютно, пахнет травами и дровами. В коридоре есть печка, где весело потрескивают поленья. Соседка по комнате - милая и приятная девушка, с которой мы быстро подружились. Дверь выходит во внутренний двор монастыря, отчего создается впечатление, что ты не только наблюдатель жизни обители, но и немножечко участник. Теперь я рада, что с жильем все сложилось именно так.



ВО ВЛАДИМИРСКОМ СКИТУ

Нам зачитывают список послушаний на этот день: кто-то едет работать на монастырскую ферму, кто-то идет в амбар перебирать картошку, кто-то будет пропалывать грядки. Мне и еще нескольким волонтерам достается работа во Владимирском скиту. Минут тридцать мы едем в старом дребезжащем автобусе по песчаной лесной дороге. По правую и по левую сторону - сосны, буреломы, словно с картин Шишкина. Владимирский скит со всех сторон окружен лесом. Стоит небывалая тишина, нарушаемая только звуками леса. Нас собирают в маленьком деревянном домике для совместной молитвы, а потом дают задание - высаживать клумбу. Возле клумбы уже стоят ящики с растениями - сотни пестрых, ярких цветов. Берем садовый инструмент и принимаемся за работу. Я знакомлюсь со славной девушкой - Ксенией, и она рассказывает, что уже почти год живет на Валааме. Приехала на остров прошлой осенью с группой волонтеров и осталась. «Это был период в жизни, когда я почувствовала бессмысленность работы и уволилась. Мне хотелось делать что-то нужное, а не отрабатывать положенные часы и получать за это деньги. Я узнала о Валааме и приехала на остров. Отбыла смену, но уезжать не хотела... Здесь я просыпаюсь с ощущением, что день пройдет не зря. Моя жизнь и работа наполнены смыслом. Не знаю, что будет со мной дальше, но в любом случае время, проведенное на Валааме, - огромный духовный опыт».

Кому-то может показаться странным такое решение. Девушка уехала от благ цивилизации, перспектив, которые сулил родной город, и выбрала простую, лишенную праздности жизнь на острове. Она отказалась от многого, но при этом выглядит счастливой. Видимо, счастье не зависит от изобилия и комфорта.

Урок 2. О работе. На Валааме совершенно другое отношение к труду, чем то, к которому я привыкла. Работа для многих из нас - это средство получения других благ. Мы трудимся в основном для того, чтобы заработать деньги, а потом потратить их на отдых или покупки. Закончил дело - гуляй смело! И если есть возможность облегчить себе работу, то кто откажется это сделать? А кто из нас, придя в офис в понедельник, не мечтал о том, чтобы поскорее наступила пятница? Ну или хотя бы обеденный перерыв... Работа - это такая тягостная повинность, мешающая наслаждаться жизнью. Для жителей же Валаамского монастыря труд - это важная и необходимая часть жизни. Причем неважно, что человек делает, - печет хлеб или чистит коровник. Любое дело здесь наполнено смыслом. Один монах мне сказал: «Безделье разъедает душу, от него происходит уныние». Возможно, поэтому так возросла потребность в психологах, что мы не хотим трудиться и стараемся всячески облегчить себе жизнь? А тем, кто действительно нашел дело жизни, неведомы сезонная депрессия и профессиональное выгорание.

САДИМ КАПУСТУ

Сегодня все волонтерские силы брошены на капусту. После завтрака мы идем на монастырское поле. Нужно вскопать грядки, а потом посадить рассаду. Мы дружно принимаемся за работу. Я узнаю, что для многих ребят это не первый опыт волонтерства. Полька Иоанна уже год живет в Питере, работает в волонтерской международной организации. Бойкая москвичка с группой единомышленников регулярно ездит в детские дома, где занимается с детьми. Худощавая женщина из Казахстана на Валааме второй раз. Она проработала волонтером все прошлое лето. Чувствуется, что эта деятельность доставляет людям удовольствие. Я смотрю на их счастливые лица и сама улыбаюсь.

День пролетает незаметно. Звонят колокола к вечерней службе, их звук эхом разносится над полем. Возвращаюсь в келью. Устала, но это приятная усталость, совсем непохожая на то опустошение, с которым выходишь вечером из офиса. После ужина мы собираемся в нашей маленькой келье на чай с монастырскими булочками. Моя соседка, Надя, привезла с собой имбирь, и я с наслаждением пью пряный имбирный напиток. А потом мы все идем на берег озера любоваться закатом - сейчас сезон белых ночей, и солнце ложится спать только после двенадцати.

Урок 3. О бескорыстии. Обычно мы что-то делаем, чтобы получить для себя какую-то выгоду. Ходим на работу, чтобы заработать денег, оказываем услугу, надеясь на благодарность. Мы разучились делать что-то бескорыстно, ничего не требуя взамен. Но, видимо, именно таких поступков не хватает нашей душе. Иначе чем объяснить стремительное развитие волонтерского движения?Я не раз общалась с активистами разных организаций -кто-то помогает детскому дому, кто-то посещает больницы, кто-то собирает мусор и высаживает деревья. Все эти люди с воодушевлением говорят о своей деятельности. Бескорыстная помощь каким-то непостижимым образом наполняет человека радостью и удовольствием от жизни, которые многие пытаются отыскать в материальных благах, острых ощущениях и путешествиях.

В христианстве любить - значит, забыть о себе ради других. Делать что-то хорошее не для себя, а для ближнего. И бескорыстный волонтерский труд - первый шаг к обретению любви. Чувства, которого многим из нас так не хватает.



ФЕPMЕPCКИЕ УГОДЬЯ

Сегодня я еду работать на монастырскую ферму. У въезда нас встречают буренки, весело виляя хвостами. Мое послушание на сегодня - отмыть стены и потолок трапезной. Вооружившись мочалкой и шваброй, тру потолок, мыльная пена летит в разные стороны. Перед отъездом наблюдаю, как стадо загоняют в коровник. Знакомлюсь с Антоном, который не первый год пасет здесь коров, и успеваю послушать его историю.

«Мое детство прошло в интернате, - рассказывает Антон. - К Богу пришел, после того как попал в аварию и выжил. В 2008 году я впервые приехал на Валаам и жил здесь почти год. Монастырь изменил меня: я бросил пить, стал по-доброму относиться к людям. У меня нет дома, я живу и тружусь в разных монастырях. Заплатят - хорошо. Нет - и на том спасибо». Антон говорит это не жалуясь, а, наоборот, считая, что ему повезло в жизни. В будущем он надеется обрести жилье и создать семью. Вот у кого можно поучиться оптимизму!

Урок 4. О благодарности. Мы живем в теплых квартирах, обставленных техникой. По телевизору - тридцать каналов, рядом - торговый центр с обилием еды, одежды и развлечений. У нас есть семья, друзья, а также масса возможностей реализовать себя. И часто при этом мы недовольны жизнью. Причины для недовольства могут быть самыми разными: пробки на дорогах, маленькая зарплата, лишний вес, конфликты в семье... Мы разучились быть благодарными зато, что у нас есть! Даю себе слово каждое утро начинать с благодарности...

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Пробуждаюсь в 6 утра отдохнувшей. Дома всегда старалась полежать еще пять минут. А здесь спать не хочется, хотя весь день физически трудилась. То ли это воздух так действует, то ли благодать святого места? За окном уже светло. Тихонечко, чтобы не разбудить Надю, одеваюсь и выхожу на улицу. Монастырь медленно просыпается. Закутавшись в черное, в храм бесшумно спешат монахи. Группой идут паломники. Скоро начнется служба. В святилище прохладно, горят свечи. Людей немного. Служба длится три часа, но времени не ощущаю. И усталости тоже. Здесь, стоя перед Богом, чувствую свое несовершенство и беспомощность. Это так не похоже на то, о чем я читала в книгах: что все в наших руках, что мы - хозяева судьбы. Что мы все можем сами - намечтать, нажелать и воплотить... В христианстве это состояние всемогущества называют гордыней. Может, поэтому и нет человеку душевного покоя? И готов он отправиться на край земли, чтобы вернуть связь с духовным началом? Но нужно ли ехать так далеко? Завтра я возвращаюсь домой. Прощаюсь с островом - брожу дорожками яблоневого сада, устланными белыми лепестками, гуляю по набережной, общаюсь с волонтерами, которые остаются еще на две недели. Валаам преподнес мне много уроков. Они и по возвращении домой еще будут влиять на мою жизнь.

Урок 5. Итоги. Мы стремимся облегчить жизнь. Хотим всего достигать легко. Поэтому так популярны книги о том, как измениться за 7 дней и стать счастливым за неделю или разбогатеть за год. Христианство не обещает ни счастья, ни богатства. Наоборот, говорит о том, что нужно научиться прощать, отдавать, признавать свои недостатки и бороться с ними. Это постоянная работа над собой, требующая напряжения душевных сил. Просто - закрыть глаза и представить, что любишь весь мир. Сложнее - проявить внимание к родителям, отказаться от чего-то, чтобы поиграть с детьми, помочь ближнему. Но, думаю, именно с такой деятельной жизни начинаются настоящие перемены. Перемены, которые открывают внутренний мир и помогают обрести смысл, в поисках которого мы живем...