суббота, 28 декабря 2013 г.

Назойливый медведь

Столетиями считалось, что понять мысли человека, предсказать его реакции и поступки почти не возможно. Психологи доказали: люди действуют по одним и тем же законам, хотя и не осознают этого. Почему диеты обычно заканчиваются неконтролируемым обжорством, бросающие курить постоянно срываются, а несчастная любовь вызывает нечеловеческие муки? Оказывается, во всем этом виноват белый медведь.

Эта история началась в 1833 году в Ясной Поляне, где вместе с братьями и сестрой жил пятилетний Левушка Толстой. Мальчики создали тайное «муравейное братство», одной из целей которого было сделать так, «чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы». Для достижения великой цели полагалось выполнять определенные задания, самое сложное из которых изобрел старший из братьев, выдумщик Николенька. Он решил, что для всеобщего счастья надо стать в угол и не думать о белом медведе. «Помню, как я... старался, но никак не мог не думать о белом медведе...» — напишет через много лет Лев Толстой в «Воспоминаниях».


Настырный зверь так и остался бы смешным фактом из биографии писателя, если бы переведенные «Воспоминания» не попали в руки американскому психологу Дэниелу Вегнеру. И в 1985 году жертвой розыгрыша давно покойного Николеньки стали студенты в психологической лаборатории университета Тринити в Сан-Антонио.

Добровольцев разделили на две группы. Первой разрешили думать о белом медведе, а второй запретили. Каждый раз, когда зверь овладевал мыслями испытуемых, они должны были жать на кнопку звонка. Запрет подействовал на участников эксперимента так же, как и на маленького Леву, — медведь всплывал в их сознании в среднем более раза в минуту. То есть примерно в два раза чаще, чем в контрольной группе, которой думать о медведе не запрещали.

На следующем этапе участникам из второй группы, наоборот, предписывалось думать о медведе, и они стали нажимать на кнопку еще чаще, чем в первом опыте. Озадаченный психолог «подсадил» на белого медведя и другие группы студентов, а затем попробовал запретить испытуемым думать не только о медведе, и оказалось, что дело, конечно, не в нем. Попытка контролировать мыслительный процесс, особенно в состоянии стресса или при внешних помехах, делала запретную мысль особенно навязчивой.

Двумя годами позже Вегнер опубликовал результаты опытов в Journal of Personality and Social Psychology, а в течение последующих 10 лет разработал теорию, в которой ввел понятие иронических процессов, или иронического бумеранга. Суть теории проста: попытка подавить мысль или желание дает обратный эффект — запретное возвращается в сознание с удвоенной силой.

«Бумеранг» безотказно работает в любых ситуациях. Так, в середине 1990-х оксфордские ученые Пол Салковскис и Мартина Рейнолдс показали, что подавление мыслей о курении порождает более сильную тягу к табаку. Куда эффективнее оказалось отвлечь курильщика от навязчивых мыслей о сигарете на что-либо другое. Сходные результаты получили специалисты, работавшие с депрессиями и изучавшие, как формируются навязчивые воспоминания.

По мнению ученых, эффект бумеранга — очередное доказательство, что наш разум на редкость хитрое устройство и преподносит сюрпризы в самых, казалось бы, очевидных ситуациях. Забавно, но решение проблемы давным-давно придумано детскими психологами (да и любыми родителями): нельзя отнимать у ребенка вредную игрушку, надо отвлечь его другой. Пожалуй, наш мозг даже во взрослом состоянии остается в чем-то мозгом маленького ребенка.