среда, 18 декабря 2013 г.

Новинки книжного мира

Известный в России по романам из циклов «Завеса» и «Сага Теней» Кристофер Голден - мастер на все руки. Он и фэнтези сочиняет, и для детей пишет, и в создании комиксов участвует, и детективные триллеры выпускает, и в новеллизациях преуспел. В общем, за двадцать лет выдал более семидесяти книг... Неудивительно, что в январе появятся сразу два томика с именем Голдена на обложке. Конечно, наиболее пристальный интерес у публики вызывает графический роман The Pretenders («Претенденты»), который открывает трилогию «Девушка с кладбища». В первую очередь здесь обращает на себя внимание имя Шарлин Харрис - соавтора Голдена, которая завершила, наконец, многотомную серию о телепатке Сьюки Стэкхаус. Увидит свет и сольный роман Голдена Snowblind («Снежная пелена»), на который автор возлагает особые надежды. Прочитавшие роман критики утверждают, что Голден замахивается на лавры Стивена Кинга, причем довольно успешно. Что ж, поглядим... Сам роман — тягучий мистический триллер о вечно засыпанном снегом маленьком городке Ковентри, жителей которого преследуют призраки прошлого.


Джо Холдеман вошёл в анналы мировой фантастики, сочинив потрясающий роман «Бесконечная война» (1974). Правда, с тех пор из-под его пера ничего впечатляющего не появлялось — он пишет просто качественную фантастику, которая всегда находит своего читателя. Особое внимание писатель уделяет военной теме — что неудивительно, ведь именно впечатления, вынесенные из вьетнамских джунглей, сподвигли Джо на литературное творчество. Вот и герой нового романа Work Done for Hire («Работа — напрокат») — ветеран войны, бывший снайпер Джек Дэйли, которого мучают кошмарные воспоминания о кровавых «подвигах». Отдушиной для Джека становится приглашение в Голливуд - ему предлагают стать консультантом при создании фильма о серийном убийце-снайпере. Однако предложение киношников оказывается лишь ширмой, за которой скрывается попытка вовлечь Джека в запутанный заговор... Завязка сюжета явно напоминает классический триллер «Снайпер» Стивена Хантера, разве что действие происходит в недалёком будущем. Но не может же Холдеман заниматься обычным плагиатом? Возможно, стоит ждать сюрприза...

Роман Скотта Сиглера Pandemic («Пандемия») завершает хоррор-трилогию «Инфицированные», известную и российскому читателю. Уже с самого первого тома серия Сиглера выделялась из аналогичных произведений синтезом отвратительно-тошнотворных эпизодов и нестандартных идей. Читатель завороженно наблюдал за борьбой бывшего футболиста Перси Доусона против вселившихся в него разумных инопланетных патогенов - герой фактически сражался с собственными телом и разумом. В «Пандемии», как ясно из названия, схожие испытания предстоит пережить всему человечеству, которое оказалось на грани самоуничтожения. Ведь коварные «треугольники» превращают своих носителей-людей в кровожадных безумцев, творящих невероятные зверства...

Как ни странно, до Алекса Бледсо российские издатели ещё не добрались, хотя творчество этого американского писателя привлекает многих отечественных поклонников фэнтези - в Рунете можно найти массу отзывов на его книги. В центре внимания, конечно, самый популярный цикл Бледсо о частном детективе Эдди ЛаКроссе, который расследует разнообразные преступления в средневековом фэнтезийном мире. В январе появится пятый роман серии Не Drank, and Saw the Spider («Он выпил и увидел паука»). На сей раз циничный головорез Эдди возвращается в отчие земли, где ввязывается в многоступенчатую интригу. В единый клубок сплелись судьбы юной красавицы Изадоры, двух враждующих королевских семейств, проклятого принца, могучей колдуньи, чудовищного монстра... Эдди придётся напрячь все свои способности, чтобы вывести на чистую воду «пауков», плетущих коварные сети. Остаётся лишь надеяться, что лихие книги Алекса Бледсо когда-нибудь выйдут и на русском.

* * *

Маститый киношник Джей Джей Абрамс дебютировал как писатель, сочинив в соавторстве с более опытным литератором Дагом Дорстом весьма необычный роман «S», который некоторые критики уже окрестили «новым словом» в жанровой литературе. И действительно, хотя по содержанию роман пусть и запутанный, но всё же традиционный детективный триллер с толикой мистики, форма его поражает воображение.

Сюрпризы начинаются с упаковки - роман размещён в футляре с надписью «S», где лежит искусственно состаренная «библиотечная» книга 1949 года издания под названием «Корабль Тесея» некоего В.С. Страхи. Внутри тома находится куча открыток, фотографий, исписанных листков и вырезок из газет - и всё это неотъемлемая часть текста! Кроме того, для понимания сюжета нужно внимательно изучать на полях книги комментарии «от руки», оставленные студентами Джен и Эриком, которые тоже читают «Корабль», пытаясь постичь его тайну...

Мастер загадок Абрамс утверждает, что, придумывая идею «S» (непосредственно текст писал всё же Дорст), он хотел вдохнуть новую жизнь в печатную книгу - ведь в цифровом формате всё это великолепие не отобразишь, так что «пиратам» здесь ловить нечего. Что ж, возможно, мы действительно наблюдаем рождение совершенно нового явления в литературе - романа-загадки-игры. Интересно, решится ли кто-нибудь выпустить этот невероятный ворох тайн на русском языке?

* * *

Названы обладатели Британской премии фэнтези. Лучшим жанровым романом стала современная психологическая фантазия Some Kind of Fairy Tale («Некая волшебная сказка») Грэма Джойса. Премия за лучший хоррор досталась роману Last Days («Последние дни») Адама Невилла — псевдодокументальному расследованию деятельности зловещего культа.

В других номинациях отмечены: повесть Джона Ллевеллииа Проберта The Nine Deaths of Dr. Valentine («Девять смертей доктора Валентайна»), рассказ Рэя Клайли Shark! Shark! («Акула! Акула!»), авторский сборник Роберта Шермана Remember Why You Fear Me («Помните, почему вы боитесь меня»), антология Magic: An Anthology of the Esoteric and Arcane («Магия: Антология эзотерики и арканов»), составленная Джонатаном Оливером, комикс Брайана Вона и Дрю Годдара Saga («Сага»), сценарий Джосса Уидона и Дрю Годдарда для фильма The Cabin in the Woods («Хижина в лесу»). Специальная премия Сиднея Дж. Баундса лучшему дебютанту ушла к Хелен Маршалл за сборник рассказов Hair Side, Flesh Side («Волосы и плоть»). Специальную премию Карла Эдварда Вагнера за достижения всей творческой карьеры посмертно получил Иэн Бэнкс.

Лауреатами британской премии Дэвида Геммела за героическое фэнтези в разных номинациях стали авантюрный роман Брента Уикса The Blinding Knife («Ослепительный нож») и дебютный роман Джона Гвинна Malice («Злоба») — интриганское фэнтези «под Мартина». Лучшими художниками названы Дидье Граффе, Дэйв Сеньора и Лаура Бретт за оформление романа Джо Аберкромби Red Country («Красная страна»).