вторник, 3 декабря 2013 г.

На игле или игре?


Травля на компьютерные игры началась как-то сразу, еще в 1980-х годах, когда легендарный Марио только делал свои первые «прыжки» в домах наших сограждан. Именно тогда каждое уважающее себя СМИ посчитало своим долгом предупредить родителей об опасности, угрожающей их детям. Знали ли тогда дальновидные газетчики, что самих родителей надо ограждать от игровой «иглы» с не меньшим рвением! Но так ли страшны «варкрафты» и «энгрибёрдсы», как их малюют?


НЕ ТАК СТРАШНЫ

Так считают ученые из Института психологии РАН. «Компьютерные игры не вызывают опасных психических расстройств у детей и подростков», - заявляют они. Разберемся по порядку.

Среди основных «обвинений», предъявляемых играм, во главу угла ставят страшное слово - зависимость. Симптомы ее таковы: неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, оскудение эмоциональной сферы и пр. Некоторые компьютерные игры, по мнению авторов многих статей (чаще всего - ненаучных), провоцируют агрессивное поведение, возвеличивание войн, насилия и экстремизма. В качестве негативных последствий указываются: сужение круга интересов подростка, стремление к созданию собственно го мира, уход от реальности. Занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводят к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Масла в огонь добавляют соматические нарушения: снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и т. д.

Специалисты из Института психологии РАН решили проверить все эти утверждения, проведя собственные исследования с детьми в возрасте от 9 до 16 лет. Вердикт ученых таков: «введение компьютерных игр в структуру увлечений изменяет предпочтения других видов досуговой активности и их интенсивность лишь на несколько недель; в течение трех месяцев у большинства пользователей восстанавливается прежняя структура хобби».

Интересен и другой результат. Он опровергает популярное мнение, что заядлые игроманы менее адаптивны в социальной жизни, чем их «независимые» сверстники. У подростков не обнаружили и серьезных нарушений психической деятельности или симптомов компьютерной зависимости. Есть лишь данные о переутомлении, боли в ногах (у игроков с компьютерными автоматами), боли в кистях рук (от судорожного сжимания джойстика), рези в глазах, общей возбужденности, трудности с засыпанием.

Но больше всего «кухонные психологи» (читай - журналисты) любят обвинять компьютерные игры в повышении уровня агрессивности у тех, кто в них играет. Но данные многочисленных работ на эту тему свидетельствуют: игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность только у детей младшего школьного возраста (6-9 лет). Так же влияют на детей и телепрограммы или рекламные ролики с элементами насилия.

Вывод ученых: «накопленные эмпирические данные и результаты проведенного исследования не позволяют говорить об однозначно негативных влияниях компьютерных игр на психику детей и подростков. Однако неумеренное использование компьютерных игр (как и любого досуга) может приводить к психопатологическим симптомам». Впрочем,подобные феномены наблюдаются лишь у одной десятой части исследуемых. «Очевидно, что в группе патологических игроков налицо явная «передозировка» игры как терапевтического средства. Логично предположить, что использование ее в разумных пределах может дать положительный эффект», - делают вывод специалисты.

СОВСЕМ НЕ ТАК СТРАШНЫ

К такому выводу, но уже на основе наблюдения за детьми, имеющими психические расстройства, в сентябре этого года пришли и американские ученые.

«Жестокие видеоигры не делают детей с психическими расстройствами агрессивными», - заявляют они. Более того, по мнению ученых, подобные игры оказывают на таких детей успокаивающее действие, не позволяя проявлять агрессию в реальной жизни.

К подобному выводу ученые пришли, проследив за 377 детьми в возрасте до 13 лет.

Тогда же, пару месяцев назад, другие специалисты из США выяснили, что компьютерные игры помогают пожилым людям поддерживать когнитивные навыки.

В частности, они выяснили, что компьютерные игры, основанные на реакции, помогают старикам, страдающим от болезни Альцгеймера, или слабоумия, поддерживать когнитивные навыки на уровне молодых людей. Помимо этого, у стариков, по мнению ученых, отчасти восстанавливаются способности к образованию новых связей между нейронами, что тоже способствует улучшению самочувствия больных.

ВЫПУСТИТЬ ДЖИННА

Впрочем, всем специалистам в области врачевания душ давно известно и то, что эту самую душу «измерить» и зафиксировать эмпирическими данными можно, но то будут весьма и весьма грубые подсчеты. Недаром психология считается гуманитарной наукой. Психиатры ищут у человека физиологические проявления зависимости, психотерапевты - психологические. Именно поэтому под симптомы зависимости очень «научно» подпадают алкогольная, табачная и наркозависимость, и не подпадает - сексуальная, любовная и игровая. Впрочем, это не значит, что их нет. Это значит, что избавляться от них придется не физиологически (лекарствами), а психологически (например, общением с психологом).

- В настоящее время порядка 90% населения земного шара организуют свое свободное время с помощью компьютера. Это и общение, и знакомства. Но львиную долю, королевское место занимают компьютерные игры. Какой мужчина хоть раз не превращался из застегнутого на все пуговицы клерка в бесшабашного мальчишку, стоило ему войти в игру! - говорит специалист Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии Любовь Заева. - Серая, скучная жизнь, полная неприятностей, напряжения, стрессов, лживых социальных ролей мгновенно отступает. Азарт, предсказуемое движение вперед, безопасная успешность, наполнение оживляющими эмоциями - все это способны дать компьютерные игры. Несомненный плюс игр - они позволяют легко сбросить агрессию, легко и просто разрядиться.

А особенность агрессивных импульсов в том,что поднявшись в неприятной ситуации из недр бессознательного, они непременно будут требовать выхода - в прямой или косвенной, завуалированной, скрытой форме. Прямая форма выхода агрессии - это, например, когда мы можем позволить себе оттолкнуть обидчика, выказать ему свое недовольство, проговорить свои чувства, вложив в интонацию нотки своих эмоций. Когда, как минимум, мы можем сжать кулаки, скомкать ненавистный документ, кинуть дротик в цель, переместив агрессивное действие на какой-то предмет, позволяя своему телу сделать движение, показав миру свою реакцию Но зачастую даже этого сделать невозможно. Неприятности глушатся, гнев задерживается, проглатывается вместе с обидой и даже страхом (а кого из нас не пугает перспектива потери работы, достатка, социального уровня, уверенности в завтрашнем дне, веры в товарищество). Специалисты давно уже причисляют инфаркт, инсульт, псориаз, язву - к психосоматозам. Зачастую агрессия, подобно гадюке из «Пестрой ленты» Конан Дойля, не получив свободного выхода, возвращается назад и кусает «хозяина». Аутоагрессия, то есть агрессия, направленная не вовне, а на себя, способна разрушать наш иммунитет, защитные силы даже самого стойкого организма. Спасти тело от ударов стресса помогает движение: спорт, секс, активный отдых. Но отреагирования агрессивных импульсов требует не только тело, но и психика. В этом смысле пользу могут принести триллеры и... компьютерные игры, так ругаемые многими «стрелялки». Мужчине, живущему в деревне, проще разобраться со своей агрессией - достаточно взять в руки топор, нож, что-то резать, пилить и строгать. Разрядка импульса может происходить автоматически. «Белому воротничку», держащему в течение дня только ручку, листы бумаги и мышку, приходится спасать себя от усиления невротических симптомов из-за эмоционального сдерживания способами, которые предлагает современный мир. Кто-то выбирает компьютерные игры.

Однако следует помнить, что «все есть яд и все есть лекарство». Если одни люди способны адекватно оценивать ситуацию - сколько они играют, зачем, что происходит при этом с их здоровьем и эмоциями, - то другие попадают в ловушку игр. Речь идет о начале компьютерной зависимости.

Интернет- или компьютерная зависимость по своей структуре и симптоматике подобны любой другой аддикции, будь то алкоголизм или сексуальная зависимость. Есть объект удовольствия - тревожность снижается, наступает ощущение комфорта, душевного и телесного удовлетворения, эмоциональный подъем. Нет желаемого объекта - тревожность начинает нарастать, появляется раздражительность, человеку буквально требуется «доза» для купирования неприятных состояний. И дальше ситуация может разворачиваться по той же схеме, как развивается алкоголизм. Увеличивается толерантность к процессу, например, вместо двух часов игры субъект просиживает за танковыми баталиями по пять часов. При этом игнорируются симптомы перенапряжения нервной системы. Бессонница, головная боль, заторможенность вне игровых ситуаций объясняются как угодно, только не превышением игрового времени. Более того, на бессознательном уровне продолжается саморазрушение. Как алкоголик уверен, что еще одна рюмка вернет удовольствие от жизни, расслабление и снимет душевную боль, так и игроман свято верит, что магическим образом новый уровень принесет массу энергии. Однако чаще всего желаемого удовлетворения и расслабления хватает ненадолго. Человек понимает, что игра начинает занимать большую часть его свободного времени, но остановить процесс ему уже трудно.

КТО В ГРУППЕ РИСКА?

- Сложнее вовремя остановиться тем, кто в жизни переживает нарциссическое поражение, то есть чувствует себя неудачником, особенно в сравнении со своими друзьями, - продолжает Любовь Заева. - Неуспешность в финансовых и любовных делах, нерасторопность в принятии решений легко компенсируется игровыми победами. Грань между иллюзией и реальностью размывается.

В группе риска те, кто вырос и живет в пространстве эмоционального холода, то есть когда родители недогрели, недолюбили когда-то своего ребенка, а позднее такой выросший мальчик создал семью, где ему также не хватает любви и тепла. То есть, зависимость становится своеобразной «штопкой» эмоциональных «дыр», которые появились в далеком детстве, продолжают появляться и поныне.

Еще один вариант. Предположим, некий мальчик Вася вырос в семье, где у родителей были свои проблемы с зависимостями (папа пил или был трудоголиком, а у мамы, например, была эмоциональная зависимость от своего мужа). В таких семьях бывает очень много напряжения, тревожности. Члены семьи бессознательно получают удовольствие от саморазрушения. Размываются личные границы - где заканчивается мое удовлетворение, мое отреагирование импульсов, мои желания, и где начинаются желания другого. Если отец мальчика Васи не умел адекватно разграничивать пользу и вред, что для него приятно, а что вредно, не умел вовремя останавливаться и говорить себе «нет», то есть большая вероятность, что выросший Вася будет делать то же самое - руководствоваться инфантильным желанием получать удовольствие без ответственности перед собой и другими.

В группе риска те, для кого стала нормой «глухая» эмоциональная ситуация в семье. Муж и жена, допустим, имеют хорошее образование, приличную работу, их дети сыты, обуты и одеты, сами родители считаются «приличными людьми». Но главным в их жизни стала работа, а их дом превратился в общежитие, где члены семьи едят, спят и приходят в себя после работы. И все! Разорваны эмоциональные связи. Без телевизора, компьютера члены семьи не умеют отдыхать, расслабляться. Нет общих семейных дел, не сформированы семейные традиции. И если спросить этих уважаемых людей, а что они будут делать вместе, если из их дома исчезнет телевизор или компьютер, они теряются.

В эмоционально живую атмосферу семьи вернуть игро-мана легче - легче возвращаться туда, где тепло и интересно. Если же в семье нет любви, взаимопонимания, искренности, теплой атмосферы принятия, то новой «семьей» станет интернет-пространство. Поэтому борьбу с игровой зависимостью сложно вести без оздоровления семьи.

УЧАТ В ШКОЛЕ, УЧАТ В ШКОЛЕ, УЧАТ В ШКОЛЕ!

- Во всем мире сейчас ищут альтернативные способы, как превратить чрезмерное увлечение компьютерными играми в пользу, - говорит Любовь Заева. - Например, интересный эксперимент решили провести в Швеции. Игру Minecraft взяли - да и включили в школьную программу. Даже немного курьезно представлять такую картину: школяр, опустив глаза долу, оправдывается перед учителем: «Да играл я вчера, играл, только не доиграл!». На самом деле, игру стали использовать для тренировки внимания, различных реакций, логического мышления. Пока об отрицательных результатах эксперимента данных нет. Известно, что невротический интерес детей к игре стал снижаться - бывший запретный плод стал менее сладок. Известно, что компьютерные игры способны помогать в изучении того или иного материала, в том числе и иностранного языка.

Но сколько бы плюсов и минусов компьютерных игр мы не привели, будем помнить главное. Все люди - разные по типу и устойчивости нервной системы и психики, у всех была своя аутентичная личная и семейная история, которая во многом определяет наши склонности. Наша жизнь построена на невротическом функционировании. И если для кого-то компьютерная игра становится приоритетным средством снятия напряжения, то стоит не забывать о самоконтроле, присущем любой зрелой личности. Тогда компьютерное развлечение не превратится в очередное средство саморазрушения.

(с) Ольга Фадеева