понедельник, 18 ноября 2013 г.

Дмитрий Харитонович. История Крестовых походов

Вам предстоит окунуться в интереснейший рассказ о Крестовых походах, написанный увлекательным, доступным, сохраняющим особенности устной речи языком. За что король Англии Ричард I получил прозвище Львиное Сердце? Кто такой Гаммельнский крысолов? Сколько всего было Крестовых походов? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной книге.В конце приведены указатели имен и географических наименований, прежних и нынешних. Издание снабжено множеством иллюстраций и картами походов.

Глава из книги:

Начало Третьего крестового похода

Известие о падении Иерусалима поразило Европу как удар молнии. Папа Урбан III, узнав об этом, умер от потрясения. Его преемник Григорий VIII уже 29 октября провозгласил новый, Третий крестовый поход. Среди папских требований было прекращение всех войн между христианскими государями. Крест приняли император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II, который впоследствии получит почетное прозвание Август (в честь римского императора Августа), а также король Англии Генрих II. Сборы заняли немало времени и потребовали много сил и средств. В Англии и Франции ввели особую подать – так называемую Саладинову десятину, десятипроцентный налог на любой доход. От уплаты этого налога не освобождался никто, даже Церковь была обязана его платить.

Первым в путь 11 мая 1189 г. двинулось немецкое войско, насчитывавшее около 30 тыс. человек, во главе с Фридрихом Барбароссой, который как император, а следовательно, в глазах людей той эпохи светский глава всех христиан (этого не отрицали и папы, считавшие, правда, свой сан выше) должен был стать главнокомандующим общими силами крестоносцев. Немолодой – ему было более 65 лет, преклонный по тем временам возраст – государь, которого впору было называть уже не Барбаросса (по-итальянски буквально «Краснобородый», т. е. «Рыжебородый»; смуглые итальянцы, в стране которых Фридрих много и не всегда успешно воевал, дивились его золотистой растительности на лице), а Барбабьянка («Белобородый»), мечтал увенчать свое правление великим деянием – освобождением Иерусалима.


Правда, характер подготовки похода и выбранный маршрут вызывали у современников и позднейших историков вопрос: не было ли у Фридриха кроме цели явной – освобождения Гроба Господня – еще и какой-то тайной цели? В отличие от большинства европейских монархов, избравших морской путь в Святую Землю, Барбаросса шел со своим войском по суше. Было отправлено посольство к королю Венгрии Беле III с просьбой о беспрепятственном проходе. Тогда же начались переговоры с турецким правителем Иконийского, он же Румский, султаната Кылыч-Арсланом II, врагом Саладина. В Германию прибыли послы византийского императора Исаака II Ангела. С ним также было заключено соглашение о проходе через византийскую территорию, о гарантиях безопасности крестоносцев, о снабжении армии Барбароссы продовольствием и т. п. Прислал своих представителей великий жупан (князь) Сербии Стефан Неманя, с которым обсуждались те же темы. Какие-то переговоры вроде бы велись и с болгарским царем Иваном Асенем I. Перед началом похода сам грозный Саладин обратился к императору с любопытным предложением: тот добивается сдачи последних городов в латинской Сирии, а Победоносный Царь, Защитник Веры вернет христианские реликвии (частицу Креста Господня и Святое Копье) и некоторые захваченные монастыри, освободит всех пленных, разрешит свободно проводить богослужение в храме Гроба Господня и обеспечит беспрепятственный доступ паломникам ко всем христианским святыням. Эти предложения были отвергнуты.

Византийские власти с беспокойством следили за происходящим. Отношения между императорами Востока и Запада были, как мы помним, не лучшими со времен Карла Великого. Василевсы не желали признавать императорский титул за какими-то «варварами», императоры Запада и римские папы не оставляли надежд на воссоединение Церквей под эгидой Рима. Да и союзники Фридриха не внушали доверия в Новом Риме. Кылыч-Арслан был врагом не только Саладина, но и Ромейской державы. Стефан Неманя не только добился полной независимости от Константинополя, но еще и претендовал на некоторые земли Греческой империи. Иван Асень являлся, с византийской точки зрения, мятежником и сепаратистом, ибо добился в результате победоносного мятежа 1186 г. восстановления независимости Болгарии от Византии, уничтожившей так называемое (позднейшими историками) Первое Болгарские царство в 1018 г.

В Константинополе возникало опасение: а не собирается ли Барбаросса с помощью своих союзников захватить Византийскую империю? Некоторые хроники сообщают, что великий жупан и болгарский царь делали Фридриху предложения – признать его единственным законным императором в мире, помочь свергнуть греческих владык, конечно же, за значительные территориальные уступки в пользу Сербии и Болгарии. Если это правда, то указанных государей не смущало, что византийские правители были их единоверцами – православными, тогда как император – католиком. Ответ Барбароссы (если он вообще последовал) нам неизвестен. Однако предположение (конечно, только предположение) о том, что император захочет увенчать свой жизненный путь не только отвоеванием Иерусалима, но и восстановлением единой Римской империи, не лишено смысла.

Не лишено также смысла и другое предположение, подтверждаемое некоторыми, правда, позднейшими хронистами, о том, что Саладин предлагал ромеям то же, что он предлагал Барбароссе, при условии, что они откажутся от любых контактов с Румским султаном, а равно не признают никаких прав франков на Святую Землю.

Все это объясняет трудности похода, превратившегося в военную экспедицию еще до вступления в Палестину. Даже более или менее союзные сербы и болгары без восторга встречали крестоносцев, в которых видели еретиков-католиков, а также – по большей части вполне справедливо – грабителей. Еще сложнее было пройти через Ромейскую державу. Там шли настоящие военные действия. Пробиваться приходилось с боями. 24 августа 1189 г. армия Барбароссы вошла в Филиппополь, заняла ряд укрепленных пунктов около города и захватила продовольственные склады в нем. На следующий день посланцы Исаака Ангела передали Фридриху требование василевса оставить ему заложников и поклясться уступить часть будущих завоеваний, если Барбаросса собирается продолжать свой путь. Тот не согласился, но отправил владыке Восточной империи послов, каковых Исаак повелел бросить в темницу. Рассвирепев, Краснобородый приказал своей армии идти на Константинополь, предавая на своем пути все огню и мечу. В конце октября он овладел Адрианополем, а 16 ноября 1189 г. даже написал своему сыну Генриху, будущему императору Генриху VI, оставшемуся наместником Западной империи, чтобы тот снарядил флот и послал подкрепление, а также убедил Папу объявить крестовый поход против Греческого царства. Иначе, считал Барбаросса, не удастся переправиться через Босфор и пойти в Святую Землю. До этого, однако, не дошло.

Наконец, 21 января 1190 г. оба императора заключили соглашение, в соответствии с которым Фридрих обещался не идти на Константинополь, а Исаак отказывался от своих требований. 24 февраля они подписали окончательный договор, по которому крестоносцы 25—29 марта были переправлены в Малую Азию. Поход по Малой Азии тоже оказался нелегким. Христиан встретили засушливые земли и враждебное местное население. На территории Иконийского султаната на них непрерывно нападали отряды турок, несмотря на все договоренности с Кылыч-Арсланом (то ли султан вел двойную игру, то ли турки не спешили выполнять приказы своего повелителя, ставя борьбу с неверными выше долга подданных). Тем временем в самом султанате произошел переворот. Сын Кылыч-Арслана Кутб-ад-дин отрешил отца от власти и стал требовать от крестоносцев деньги за проход по стране. Пришлось прорываться с боями. 18 мая 1190 г. была взята Конья, она же Иконий, причем победоносную атаку на совершившую вылазку турецкую конницу возглавлял сам престарелый император. Наконец, 10 июня 1190 г. войско достигло протекающей в южной части Малоазийского полуострова горной речки Салеф. По нелепой случайности император погиб при переправе через нее.

Существуют две версии гибели седобородого императора. Первая, более романтическая, гласит: как истинный рыцарь Фридрих не должен был в походе снимать доспехи и сходить с коня, кроме как на привале. Потому и Салеф он форсировал верхом. Конь перестал чувствовать ногами дно, забился и сбросил всадника, который камнем пошел ко дну, увлекаемый тяжестью своего воинского облачения. По другой версии, император благополучно переправился через эту реку, остановился отдохнуть и решил искупаться. Фридрих был прекрасным пловцом, но то ли не смог справится с быстрым течением, то ли у него начались судороги, а может быть, и сердечный приступ из-за резкого перепада температур между раскаленным воздухом и ледяной водой. Барбароссу извлекли из воды уже мертвым.

Случившееся вызвало шок среди крестоносцев. Как рассказывает, все же сильно преувеличивая, анонимный хронист-очевидец, «так все были охвачены сильным горем, что некоторые, мечась между ужасом и надеждой, кончали с собой; другие же, отчаявшись и видя, что Бог словно не заботится о них, отрекались от христианской веры и вместе со своими людьми переходили в язычество». Значительная часть немецкого войска вернулась домой. Некоторые под предводительством сына Барбароссы герцога Фридриха Швабского двинулись далее, в Святую Землю. После смерти герцога Фридриха от чумы (или цинги) немецких крестоносцев возглавил прибывший позднее герцог Леопольд V Австрийский.

Тело Барбароссы было решено захоронить в освобожденном Иерусалиме. Но, поскольку отбить Святой Город у мусульман, как мы увидим ниже, не удалось (историки доныне спорят о том, каков был бы исход Третьего крестового похода, останься Барбаросса в живых), мы и сейчас не знаем, где покоятся в Святой Земле останки Фридриха Рыжебородого.

Легенда об «уснувшем императоре»

На этом заканчивается история Барбароссы и начинается легенда. Легенда гласит: в горе Киффхёйзер, что в Тюрингии, уже несколько сотен лет спит император Фридрих Барбаросса. Его огромная рыжая борода проросла через мраморный стол в этой пещере. Но настанет день – и это будет черный день для немецкого народа, время самых тяжких бедствий, – когда император проснется, выйдет из пещеры, возглавит свой народ, поведет его от победы к победе и превратит этот черный день в самый светлый.

Такова сложившаяся к концу XV в. легенда об императоре Фридрихе I. Собственно, истоки этой легенды возникли еще до смерти Барбароссы и даже до его рождения. Мы упоминали выше, что еще в Х в. Адсон из Туля заявлял, что борьбу с антихристом поведет не Сам Христос, а некий государь. Позднее, в XIII в. стали говорить о том, что этот государь, Праведный Царь, установит тысячелетнее Царство Божие на земле и возвратит Церковь в апостольское состояние. Таковым Царем должен быть реальный государь, который не умер, а где-то скрывается либо спит и появится перед концом света.

Первоначально этот «уснувший император» идентифицировался с внуком Барбароссы императором Фридрихом II (о нем см. ниже). Но в XV в. он однозначно был отождествлен с Барбароссой, а местом его сна стала в преданиях пещера в горе Киффхёйзер. Тогда же возникли и начали все более укрепляться представления о том, что император проснется не перед концом света, а просто в трудные времена и, как говорится в одном тексте той поры, «придет освободить Германию от рабства, дабы дать ей первое место в мире».

И здесь начинается смещение акцентов в образе Барбароссы. Этот император Священной Римской империи, то есть государства наднационального по определению, человек, куда более озабоченный укреплением императорского авторитета в мире и в Святой Земле, но не власти своей в Германии и не места Германии в мире, становится воплощением немецкого национального духа. Особенно ярко это проявилось в XIX в., во времена от Наполеоновских войн до объединения Германии в 1871 г., когда Барбаросса воспринимался как символ этого объединения. Во второй половине XIX в. в одной из баллад немецкого поэта-романтика Фридриха Иоганна Рюккерта местонахождением «уснувшего императора» оказывается пещера в Баварских Альпах близ города Берхтесгадена. Именно там построит свою резиденцию «Орлиное гнездо» весьма увлекавшийся легендой о Барбароссе Гитлер. И в прямом противоречии с исторической истиной – борьба со славянскими народами на востоке империи не была сколько-нибудь заметной целью императора Фридриха I – назовет свой план нападения на СССР планом «Барбаросса».

Англо-французский поход

Неожиданная смерть императора сильно помешала крестовому походу. Барбаросса по самому своему сану был признанным лидером похода. После его гибели на это место могли претендовать уже двое – короли Англии и Франции, чьи отношения оставляли желать лучшего.

В результате упоминавшегося выше любовно-политического скандала и развода Алиеноры с Людовиком Молодым Аквитания ушла из-под власти французской короны. Несмотря на весьма скандальные условия развода, на руку молодой герцогини оказалось множество претендентов. Победителем в этом «конкурсе» оказался граф Анжуйский, Мэнский и Туреньский Анри (Генрих) Плантагенет. В 1154 г. он выиграет еще одну игру. В результате борьбы за престол именно Генрих овладеет английским троном. Почти 2/3 Франции оказались под властью английской короны (Нормандия, объединенная с английской короной, анжуйские наследственные владения рода Плантагенетов, Аквитания – по браку, ряд иных владений), хотя английский монарх и должен был приносить французскому королю вассальную присягу за эти земли.

Семейная жизнь Генриха и Алиеноры не задалась. Король изменял жене направо и налево, она настраивала против него сыновей. В эту борьбу вмешался Филипп Французский, прозванный, как говорилось выше, Августом. Впрочем, при жизни Филиппа чаще всего называли Завоевателем, ибо он лелеял мечту вернуть под власть французской короны земли Плантагенетов на континенте. Филипп, почти гениальный политик, талантливый правитель, тонкий дипломат и умелый интриган, сумел восстановить против отца сыновей короля Англии. Это были его будущие преемники: Ричард, который получит позднее прозвище Львиное Сердце, и Иоанн, прозванный Безземельным (еще в 1170 г. Генрих выделил своим сыновьям – не все они пережили отца – уделы, но Иоанн был еще слишком юным и ничего не получил, кроме названного прозвища).

Впрочем, основания для нелюбви Ричарда к отцу действительно были. В 1174 г. Ричард был обручен с Алисой, сестрой Филиппа Августа. В знак того, что этот брак действительно состоится, ее даже отправили в Англию. Но вскоре поползли слухи, что стареющий король (ему уже было за 40, немалый по тем временам возраст) вступил в любовную связь с невестой сына. Это не прибавило симпатий Ричарда к отцу. Филипп тут же воспользовался этим и, изображая искреннюю дружбу к Ричарду (французский король был отменным лицедеем), использовал Ричарда против Генриха.

Провозглашение крестового похода заставило королей прекратить военные действия. Они объявили о принятии креста и съехались для заключения мира. Однако поцелуй мира, которым они обменялись в январе 1189 г., оказался достаточно горьким. Французский король попросил Генриха передать Ричарду, которого Филипп постоянно именовал лучшим другом, все континентальные владения английской короны, верховным владетелем которых, как мы указали выше, был король Франции, но по запутанной логике феодального права герцогские (и другие) титулы, как мы тоже говорили, носил король Англии. Генрих отказал. Тогда Филипп сам на правах верховного сюзерена отдал наследнику английского престола эти земли в вассальное владение. Помимо этого, поскольку в Англии отсутствовали строгие правила престолонаследия (старший из сыновей монарха обладал преимуществом по традиции, но не по закону), Ричард требовал, чтобы отец официально признал его наследником. Генрих и с этим не спешил.

Тогда, невзирая на необходимость отправиться в крестовый поход, отец и сын, на стороне которого выступал французский король, схлестнулись в схватке. Весну и часть лета 1189 г. Филипп и Ричард гонялись за Генрихом по его землям на континенте. Наконец старый король запросил мира и согласился на все условия противников. Он внезапно и тяжело заболел и чувствовал приближение смерти. Генрих умер 6 июля того же года, брошенный всеми, включая слуг. Все его имущество и сокровищницу разграбили и даже сняли с трупа королевские одежды. Ричард стал королем Англии по праву наследования. Казалось, между двумя державами наступит вечный мир и оба государя отправятся в крестовый поход в состоянии нерушимой дружбы и трогательного единства. В поход они выступили, но единства не получилось. Причиной тому стали как личные, так и политические и даже культурные особенности каждого из монархов.

Филипп II принял крест почти против воли, под давлением Церкви и, насколько применим этот термин к Средневековью, общественного мнения. Главное для него оставалось во Франции, точнее в английских владениях во Франции, завладеть которыми он мечтал. Основным же препятствием к исполнению этой мечты являлся Ричард. Естественно, все выражения любви Филиппа к Ричарду были пустой видимостью.

Ричард – полная противоположность Филиппу. Он родился в Англии, в Оксфорде. Но истинной его родиной была земля его матери, Южная Франция, родными языками – французский, он же северофранцузский, и старопровансальский, он же окситанский, он же южнофранцузский язык, на котором была создана великая поэзия трубадуров. Ричард владел также латынью и итальянским. Однако английским, который, впрочем, не был тогда языком ни культуры, ни государственного управления, а являлся лишь разговорным языком английского простонародья, не владел вовсе. Ричард получил прекрасное образование, был тонким ценителем музыки и поэзии, неплохим поэтом, физически очень сильным, мастерски владевшим оружием, заядлым охотником, человеком редкого личного мужества, щедрости и благородства. Одновременно с этим он был жесток, даже свиреп, коварен, жаден до денег и добычи. Ричард был безрассудным искателем приключений, необычайно заносчивым, славолюбивым и властолюбивым, увлекавшимся химерами подвигов и завоеваний. Он не обращал внимания на повседневные дела управления своими владениями.

Прибыв в Англию, Ричард I короновался 3 сентября 1189 г. в Лондоне, что было отмечено не только пышными пирами, но и грандиозным еврейским погромом. Повод к погрому дал сам Ричард, потребовав от иудейской общины огромного взноса в казну. В требовании своем, публично объявленном, новый король, дабы доказать обоснованность этих взносов, обрушился на народ Израилев с обвинениями в богоубийстве: мол, вы убили Христа, так что теперь платите за освобождение Его гроба. Таким образом, взнос требовался для крестового похода. Но лондонцы восприняли королевское обращение к иудеям как разрешение на погром и даже призыв к нему.

Ричард был искренне верующим человеком. Но для него освобождение Иерусалима было не только, а может быть, и не столько религиозным, сколько беспримерным рыцарским подвигом. Рыцарское стремление к славе в личности английского короля доходило до предела. На то, чтобы стать первым христианским воином в мире, он направил свой значительный талант военачальника и немалые административные способности.

«Я продал бы Лондон, если бы нашелся покупатель»

Средства для крестового похода собрали менее чем за год и крайне радикальными способами. Ричард пустил на снаряжение войска всю государственную казну, тройной годовой доход, продавал места епископов и шерифов, титулы и льготы, за деньги отказался от верховного сюзеренитета над Шотландией. Он посадил в тюрьму всех главных советников отца и выпустил только за выкуп. «Я продал бы Лондон, если бы нашелся покупатель», – говорил Ричард. На собранные деньги построили флот, экипировали армию, сделали запасы оружия, амуниции, продуктов питания.

Дорога на Восток

4 июля 1190 г. Ричард, оставив во главе Англии своего брата Иоанна и Уильяма Лоншана, епископа Илийского, канцлера и верховного судью, двинулся в путь через Францию. Англичане и французы сошлись в бургундском городе Везеле, заключили соглашение о разделе грядущей добычи (предполагалось делить ее поровну) и отправились дальше. Трудности со снабжением заставили оба войска разделиться. Соединились они лишь в Мессине, городе в Сицилии, куда Филипп II прибыл в начале, а Ричард I в конце сентября 1190 г.

Именно в Сицилии Филипп и Ричард рассорились. Впрочем, король Англии нашел здесь и других врагов, в искусстве наживать которых он поистине не знал равных. Он вмешался в династический конфликт на Сицилии. Королем Сицилии был избран в 1189 г. (коронован в 1190 г.) Танкред ди Лечче, внебрачный отпрыск царствующей династии, тогда как Ричард пытался поддержать другого кандидата. Сицилийцы были недовольны вмешательством английского короля в их дела, а равно и вызывающим поведением англичан. Мелкий скандал – ссора одного из наемников Ричарда с мессинской торговкой хлебом – вылился в вооруженное столкновение воинов Божьих с единоверными жителями Мессины. Ричард I узрел в этом вызов ему лично и приказал штурмовать Мессину с суши и с моря. Филипп Август формально держался нейтралитета. Тайком же он сговаривался с Танкредом и даже пытался противодействовать английскому флоту. Город все же был взят и отдан на разграбление. Филипп, не принимавший участия в штурме, потребовал своей доли в добыче, но не получил ее. Когда Ричард все же договорился с Танкредом, ибо у них обнаружился общий противник – сын Барбароссы император Генрих VI, также претендовавший на Сицилию, то король Англии получил от короля Сицилии в знак примирения 20 тысяч унций [34]  золота. Филипп предъявил претензии на половину этой суммы, но Ричард дал ему только треть. Наконец, туда же, в Мессину прибыла невеста Ричарда, Беренгария, дочь короля Наварры Санчо VI. Филипп вспомнил о правах своей сестры Алисы. В ответ Ричард пригрозил публичным расследованием ее отношений с покойным Генрихом II. Филипп ограничился в своих притязаниях денежной суммой и возвратом графств Вексен и Жизор на границах Нормандии; эти графства должны были быть приданым Алисы. Все произошедшее отнюдь не способствовало теплым отношениям между монархами. Наконец французский король 30 марта 1191 г. отплыл в Святую Землю, не дожидаясь своего венценосного коллегу.

Покорение Кипра и судьба Изольды

Ричард поднял паруса десять дней спустя и 5 мая 1191 г. прибыл на Кипр. В тот момент островом правил родственник византийской правящей династии Исаак Комнин, провозгласивший себя в 1185 г. независимым императором. (Неясно, впрочем, императором чего. Особая кипрская империя вроде бы не учреждалась, на всю Ромейскую державу Исаак опять же вроде бы не претендовал.) Незадолго до появления там Ричарда у берегов острова разбилось несколько судов с крестоносцами. Исаак взял пилигримов в плен, а также захватил прибывший первым корабль из флотилии Ричарда, на котором плыла Беренгария. Ричард в резкой форме потребовал освободить пленных, но наткнулся на насмешливый отказ. Тогда он начал войну, менее чем за месяц занял остров и взял огромную добычу. Покинутый всеми Исаак Комнин дал знать Ричарду, что готов сдаться на его милость, если только король будет с ним обращаться как со знатным пленником и «не наложит на него ни железные цепи, ни веревочные узы». Ричард поклялся и приказал заковать Исаака в серебряные кандалы.

Надо сказать, что это весьма характерная для Средневековья история. Может быть, король-рыцарь, любимец поэтов Ричард читал какой-то из романов о Тристане и Изольде. В сочинении трувера Беруля «Роман о Тристане» рассказывается следующая история. Изольду завистники обвинили (надо сказать, совершенно обоснованно) в измене мужу, королю Марку. Королева заявляет, что готова очиститься от обвинений клятвой на святых мощах. Клятву следовало принести прилюдно, на лугу у реки. Изольда подходит к месту сбора всего двора с другого берега и просит оказавшегося там некоего прокаженного нищего перенести ее через реку, что тот и проделывает, посадив королеву на шею. После чего, по Берулю (излагаю прозой и прошу прощения за некоторые натуралистические подробности), произносит: «Господа! Господь пришел мне на помощь! Я вижу здесь святые реликвии. Послушайте клятву, которой я поклянусь, чтобы вернуть королю Марку доверие ко мне. Господом, святым Привратником (св. Петром. – Д. Х. ), святым Иларием, всем святым, что здесь есть, этими реликвиями и теми, которых здесь нет, и всем, что есть в мире, я клянусь, что ни один мужчина не был у меня между ног, если не считать этого прокаженного, который был моим вьючным животным и перенес меня сюда, и моего мужа короля Марка. Я исключаю только этих двух мужчин из моей клятвы, и никого больше. Что же касается этих двух, прокаженного и короля Марка, моего мужа, я не могу отрицать, что так было. Вы все видели, что этого прокаженного я обнимала ногами, и я готова подтвердить это своей клятвой».

И ведь Изольда формально не солгала. Нищим прокаженным был переодетый Тристан, заранее предупрежденный королевой, а клятва была составлена так, что пребывание Тристана в указанном Изольдой месте ее тела при обстоятельствах иных, нежели форсирование речки, и не упоминается, и прямо, под присягой не отрицается. И Господь, видимо, принял эту уловку и не покарал Изольду за клятвопреступление. Так что и Ричард формально не нарушил слова!

На Кипре было создано особое королевство, которое Ричард отдал лишившемуся иерусалимского трона Гвидо Лузиньяну. Кипрское королевство, ставшее важным оплотом франков в Восточном Средиземноморье и, по мнению большинства историков, давшее возможность некоторое время продержаться латинской Сирии, просуществовало дольше всех остальных крестоносных государств. Лишь в 1489 г. им завладела, по завещанию последней государыни острова, Венецианская республика (по Шекспиру, знаменитый венецианский мавр Отелло был губернатором Кипра).

Там же, на Кипре, в городе Лимасол Ричард торжественно справил свадьбу с Беренгарией и отбыл 5 июня 1190 г. к цели своего похода. 8 июня король Англии высадился в Палестине.

Осада Акры

Крестоносцы направлением главного удара назначили Акру, крепость-порт, город, являвшийся морскими воротами Иерусалима. После прибытия под стены Акры Филиппа II отряды ратников Христовых воспряли духом. Однако на совете вождей крестоносцев было принято решение подождать с окончательным штурмом до прибытия Ричарда. Первый штурм предприняли 14 июня, и он оказался неудачным. Вскоре военные действия приостановились по двум причинам. Во-первых, в лагере осаждавших вспыхнула какая-то болезнь; хронисты называли ее чумой, но скорее всего это была цинга. Во-вторых, короли перессорились из-за того, кому возглавить Иерусалимское королевство. В общем-то они делили шкуру неубитого медведя, ибо Иерусалим оставался в руках Саладина. Ричард требовал возвращения на трон Гвидо Лузиньяна, Филипп настаивал на кандидатуре маркграфа Конрада Монферратского, который прибыл в Святую Землю в 1187 г., прославился защитой Тира от Саладина и провозгласил себя королем в 1190 г. Распри усугублялись тем, что каждый из европейских монархов пытался вести переговоры с Саладином и одновременно обвинял другого в этих переговорах. Особенно усердствовал Филипп, постоянно заявлявший об измене Ричарда и чуть ли не о переходе его в ислам. Вообще, Ричард обращался с египетским султаном по всем правилам рыцарского вежества, но Филипп старался представить его действия в дурном свете.

Дружба врагов

В начале боев вокруг Акры отношения между враждующими сторонами были отмечены чуть ли не братскими чувствами. Как отмечает арабский летописец, «своеобразная дружба связывала франков и правоверных. Когда заканчивали сражаться, завязывалась беседа, и долгие походы в гости друг к другу заканчивались совместными танцами или песнями, час же спустя снова начинался бой».

Еще раз о причинах вражды королей

Нам придется коснуться весьма деликатной темы. Современный историк Джеймс Рестон как о чем-то общеизвестном пишет о Филиппе и Ричарде: «Скользкий Филипп Август, король Франции, товарищ Ричарда в делах любви и войны, который соперничал за верховенство со своим бывшим возлюбленным во время Крестового похода и наконец предал короля Ричарда со всей страстью отвергнутого любовника». То есть гомосексуальные отношения между Ричардом (он выступает активной стороной) и Филиппом (сторона пассивная) считаются доказанными. О том же с уверенностью в своей популярной «Истории Англии» пишет Айзек Азимов. На это всячески намекается в известной пьесе Джеймса Голдмена «Лев зимой», по которой был поставлен фильм с Питером О’Тулом и Кэтрин Хёпберн, а также спектакль в Театре им. Е. Б. Вахтангова с В. С. Лановым в главной роли. Откуда взялись эти сведения? Английский хронист Роджер из Хоудена пишет об отношениях Филиппа, только что ставшего королем, и Ричарда, бывшего еще герцогом Аквитанским: «Ричард, герцог Аквитании, сын короля Англии, заключил перемирие с Филиппом, королем Франции, который свидетельствовал ему такое почтение, что ели они каждый день за одним столом из одной тарелки, и даже ночью ложе не разделяло их. Король Франции дорожил им как своей душой». Казалось бы, все ясно, тем более что нечто подобное почти слово в слово повторяют и другие хронисты (впрочем, возможно, что они просто списывали друг у друга, что тогда плагиатом не считалось). Но вот что сообщал английский летописец Мэтью Пэрис о перипетиях борьбы и примирения Генриха II с его старшим сыном и соправителем Генрихом по прозвищу Молодой Король (он умер прежде отца): «Год 1176, два короля Англии, отец и сын, прибыли в Англию; каждый день они ели за одним столом и наслаждались на одном ложе ночным покоем». Но об однополой любви отца и сына никто не говорит, тем более что Генрих II был весьма женолюбив и не замечен в склонности к молодым людям.

Дело в другом – в ином, нежели сегодня, отношении к телу, к интимной жизни. Немецкий социолог Норберт Элиас показал, что в Средние века, например, отсутствовали даже представления о необходимости индивидуальной посуды, о личном белье, полотенцах или салфетках. Соседи по столу – это свидетельствовало об их близости, совершенно не обязательно любовной – ели из одной миски, пили из одного кубка, и книги о застольных манерах утверждали, что, передавая соседу кубок с вином, надо его повернуть, чтобы сосед не касался губами того края, который испачкан жирными губами соседа. (Кстати, требовалось также выплевывать кости под стол, а не на стол перед собой, вытирать руки о скатерть, а не о полы одежды соседа и т. п.) То же касалось и сна. Не только друзья спали на одном ложе. Существовал обычай, согласно которому почетного гостя клали супруги в свою постель между собой, что ровным счетом ничего не значило, хотя различные новеллы обыгрывали этот обычай весьма скабрезным способом.

Вспомним, что повествует об этом Дюма в романе «Двадцать лет спустя». Атос останавливается в доме одного священника, которого ночью вызывают к умирающему. Прибывшая в этот дом герцогиня де Шеврез, переодетая в мужское платье, просит крова. Атос, не зная, что перед ним женщина, предлагает разделить ложе. Очаровательная госпожа де Шеврез решает соблазнить служителя Господа, давшего обет безбрачия. Результатом окажется рождение виконта де Бражелона. Но, несмотря на игривый характер подобных историй, они свидетельствуют скорее о том, что отношения между людьми были более интимными, нежели ныне, но не более сексуальными. Пребывание в одной постели следовало бы сравнить с тем, как мать берет с собой в кровать ребенка.

Впрочем, некоторые историки, настаивающие на гомосексуальности Ричарда, аргументом считают еще одно место из Роджера из Хоудена: «В этом году (1195 г. – Д. Х. ) один отшельник пришел к Ричарду и, произнося слова проповеди о вечном спасении, сказал ему: “Вспомни о разрушении Содома и воздержись от незаконных действий, иначе постигнет тебя заслуженная кара Божия”. Но король больше стремился к благам земным, чем к Господним, и он не мог так быстро отречься от запрещенных действий». Действительно, согласно Писанию (Быт. 19. 1—25), жители Содома и Гоморры предавались однополой любви, за что «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Быт. 19. 24—25). В английском языке слово «sodomite» и значит «гомосексуалист». Отвержение однополой любви проходит через Писание: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев. 18. 22); «Если кто ляжет с мужчиною как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20. 13); «…мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1. 27). И действительно, в Средние века педерастия каралась смертью. Но не следует забывать и другое. В ту эпоху слово «содомия» имело и расширительный смысл: любая недолжная половая жизнь. Так именовали и однополую любовь, и любые формы даже и гетеросексуального полового акта, кроме копуляции, и даже любые позы, кроме так называемой «позы миссионера», и просто внебрачные связи. Особо ретивые моралисты именовали содомией даже супружеский акт, если он был направлен не на зачатие, а на получение удовольствия, а самые сверхжесткие осуждали и просто телесное наслаждение, если супруги желали получить его в стремлении иметь потомство. Так что отшельник мог просто упрекать Ричарда в «неправильной» половой жизни, хотя бы его устремления были направлены на женщин и даже исключительно на королеву Беренгарию.

Штурм Акры, рыцари и дамы

Когда после выздоровления Ричарда было принято решение о штурме, Саладин предложил чрезвычайно выгодный крестоносцам договор, пункты которого даже включали передачу им Иерусалима, правда, при условии, как бы мы сказали сегодня, его демилитаризации. Христиане отвергли это предложение. Они настаивали на возвращении статус-кво до 1187 г. Однако с ведома Филиппа и за спиной Ричарда было достигнуто соглашение с гарнизоном Акры, измученным долгой осадой, о почетной сдаче города. Узнав об этом, Ричард пришел в бешенство и 11 июля приказал начать штурм.

Штурм происходил в виду лагеря крестоносцев, в котором находились и дамы, в том числе королева Беренгария и ее фрейлины. На берегу построили трибуны, с которых возлюбленные рыцарей смотрели на их подвиги при штурме и махали им разноцветными рукавами.

Дело в том, что женские платья по тогдашней моде шились с узкими рукавами, на которые сверху на живую нитку нашивались другие рукава из легкой ткани. Делалось это из сугубо практических целей: носовых платков и индивидуальных салфеток не было, посему дамы вытирали свои очаровательные носики и губки рукавами, а чтобы не стирать платье каждый раз, отрывали накладной рукав и пришивали новый. Рукава эти были разноцветными, геральдических цветов, так что сразу было ясно, кому принадлежит оный рукав. Дамы не только махали этими рукавами, но и дарили их своим возлюбленным, а те повязывали их на шишак шлема, на шею или на руку, чтобы сразу было видно, в честь кого свершает свои подвиги тот или иной рыцарь.

В западной рыцарской этике свершение подвигов во имя Христа и ради собственной славы и прославления своей прекрасной дамы было вполне совместимо. Пушкин не грешил против исторической истины, когда писал [35] : «И в пустынях Палестины, / Между тем как по скалам /Мчались в битву паладины, /Именуя громко дам…». Я не могу представить нечто подобное в отечественной культуре, не могу вообразить, чтобы во время Ледового побоища или Куликовской битвы какой-нибудь русский воин, обнажая меч, воскликнул: «За мою Матрену!»

Весьма экзотично, чтобы не сказать более, выглядит, на наш взгляд, миниатюра в одной рукописи конца XIII в., содержащей крестоносные песни. На ней изображено следующее: обнаженная дама лежит в постели, а от нее уходит уже полностью одетый рыцарь с крестом на щите, причем крестом явно не являющимся элементом родового герба. От ложа возлюбленной – ко Гробу Господню! Конечно, аскеты могли осуждать такое поведение, но носители рыцарской культуры явно не видели здесь чего-либо кощунственного.

Падение Акры и последствия этого

12 июля Акра пала. Ричард объявил ее своим владением, несмотря на все договоры о разделе добычи. В связи с этим Ричард нажил себе нового врага. По законам войны тот, кто первым занял какой-либо дом в захваченном городе, становился его владельцем. Вассалы герцога Леопольда Австрийского передали занятое ими здание своему сюзерену и вывесили на нем флаг с австрийским гербом. Ричард, которому этот дом приглянулся для своей ставки, выгнал австрийцев, приказал сорвать австрийский штандарт и бросить его в грязь. В глазах большинства рыцарей это было хуже, чем убийство, – оскорбление герба.

С Саладином было заключено соглашение, по которому Акра со всем, что в ней было, переходила к христианам. Египетский султан обязывался отпустить всех взятых в Иерусалиме и позднее христианских пленников. Он также обещал вернуть захваченные в Святом городе христианские реликвии, частицу Животворящего Креста, захваченную в битве при Хаттине, и заплатить большой выкуп – 200 тыс. золотых. Защитники Акры сохраняли свободу и личное имущество, но оставались заложниками до выполнения Саладином всех обязательств в сорокадневный срок. О судьбе Иерусалима ничего не говорилось.

Филипп Французский продолжал интриговать против Ричарда Английского, обвиняя его в измене христианскому делу и даже в попытках отравить французского короля. Он заявлял, что тяжело болен (это могло быть и правдой), и именно отравлению приписывал свою болезнь. Благорасположенный к Ричарду и состоявший в его свите трувер и хронист Амбруаз отмечал: «Он (король Франции. – Д. Х. ) возвращался из-за своей болезни: это то, что говорил король, что бы ни говорили другие; но никто не мог дать ни малейшего свидетельства того, что болезнь считается достаточным поводом для того, чтобы оставить службу Царю [Небесному], который ведет и направляет всех царей [земных]». Ричард, в качестве главнокомандующего силами крестоносцев, должен был дать разрешение Филиппу на возвращение того на родину. Он, разумеется, дал его (по запутанной логике феодальных отношений Ричард был выше Филиппа как командующий, равен ему как король и ниже его как герцог Нормандский и Аквитанский и прочая, и прочая), но, как рассказывает свидетель этого события Амбруаз, «попросил поклясться на реликвиях, что тот не нападет на его (Ричарда. – Д. Х. ) земли и не будет ему вредить, пока тот (опять же Ричард. – Д. Х. ) находится в паломничестве и что, как только он (снова Ричард. – Д. Х. ) вернется, король Франции не причинит ему вреда и не начнет войну без предупреждения как минимум за сорок дней». 29 июля 1191 г. Филипп поклялся на Евангелии и в начале августа 1191 г. отбыл на родину, а с ним многие из французских крестоносцев. Часть из них (историки доныне спорят, бо́льшая или меньшая), впрочем, осталась во Святой Земле под командованием одного из пэров [36] , герцога Гуго Бургундского.

«Львиное Сердце»

Саладин не торопился выполнять обещанное и делал это, по мнению большинства историков, совершенно сознательно, хотя вроде бы, по словам арабских летописцев, какие-то деньги на выкуп он собирал, но весьма медленно. Защитник Веры хорошо знал бешеный нрав Ричарда. Разъяренный задержками английский король приказал 20 августа казнить безоружных мусульманских заложников (разные источники называют разное число – от двух до трех тысяч).

Арабский историк Баха ад-Дин так это описывает: «Они привели мусульманских пленников, которых Аллах приговорил к страданиям в этот день. Их было три тысячи, они были связаны. Франки бросились на них как один и безжалостно убили мечами и копьями… Глубокая скорбь охватила мусульман, и, начиная с этого дня, они всех захваченных врагов уничтожали, если речь не шла о каком-либо именитом человеке (видимо, потому, что с него можно было взять большой выкуп) или о силаче, способном работать. Было названо много причин, объясняющих это убийство; одной из них было то, что их убили, дабы отомстить за ранее убитых пленников. Другой причиной было то, что король Англии решил захватить Аскалон и не хотел оставлять у себя за спиной этих людей. Одному Аллаху известна правда!» Баха ад-Дину вторит другой прославленный летописец и биограф Саладина Имад ад-Дин ал-Исфахани: «Мы видели, как они умирали, обнаженными на берегу. Нет сомнения, что Аллах их принял, одел в шелковые одежды и направил в обитель вечного счастья».

У Ричарда были и защитники. Нет ничего удивительного в том, что это деяние Ричарда оправдывает Амбруаз: «Чтобы сбить спесь, чтобы унизить их закон и чтобы отомстить за христианство, он приказал вывести за город две тысячи семьсот человек, которых приговорили к смерти. Так были отмщены те, кто пал под их ударами и стрелами их арбалетов». Гораздо более странное впечатление производит апология данного действия современным отечественным историком А. В. Грановским: «Этот поступок Ричарда многие современные историки считают варварским, лишенным смысла, совершенным под влиянием приступа ярости.

А как в этой ситуации можно было поступить иначе? Оставить пленных под охраной в Акре? – У Ричарда не было лишнего продовольствия и людей для охраны.

Отпустить без выкупа? – Помимо того, что они немедленно присоединились бы к Салах ад-Дину, гуманность этого поступка не была бы оценена. Султан увидел бы в нем проявление слабости, что помешало бы последующим переговорам. Продать в рабство, как рекомендовал один мусульманский хронист? – В отличие от Салах ад-Дина у Ричарда не было рынка рабов.

Можно предположить, что помимо объективных причин, со стороны Ричарда казнь была предостережением Салах ад-Дину в отношении будущего и сознательным нарушением данного Конрадом обещания сохранить пленным жизнь».

Знаешь, любезный читатель, мне эта защитительная речь нашего современника и соотечественника не нравится. Это, скорее, обвинительный акт против английского короля. Одно дело зверство, совершенное в состоянии бешенства, когда человек не контролирует себя (современные историки вообще говорят о повышенной эмоциональности людей Средневековья). Совсем другое – хладнокровное убийство из рациональных соображений, да еще и из желания сделать неприятность номинальному королю Иерусалимскому Конраду Монферратскому (Ричард, как мы помним, поддерживал его соперника) и выставить его обманщиком.

Именно за это деяние он получил прозвище Львиное Сердце, что означает совсем не «храбрый», а именно «жестокий»; это уже позднейшие историки придали этому слову положительный смысл. Зато теперь Саладин на совершенно законных основаниях мог не соблюдать соглашение. Выкуп можно было более не собирать. По словам Имад ад-Дина ал-Исфахани, «собранные деньги султан распорядился отдать своим людям, а пленных христиан приказал отвести туда, где они ранее находились». Судьба Святого Креста тоже решилась. Как указывает тот же историк, «крест распятия был передан в сокровищницу, но не из уважения, а ради унижения. Франки очень злились из-за того, что крест находился у нас, и это увеличивало их невзгоды днем и ночью. Греки предложили огромные деньги и отправляли посланника за посланником, чтобы его взять, но у них ничего не вышло, они не получили того, что просили».

Война возобновилась. Ричард не имел никакого плана действий. Он метался по Палестине, нанес 7 сентября 1191 г. сокрушительное поражение Саладину под Арсуфом, что многими современниками и позднейшими историками рассматривалось как месть за Рога Хаттина. Но, хотя мусульмане потеряли около семи тысяч человек, а франки вдесятеро меньше, полностью развить успех ему не удалось. Он 10 сентября взял Яффу, но вскоре сдал ее, в ноябре 1191 – январе 1192 г. пошел на Иерусалим, но, не дойдя до него, повернул обратно. 20 января взял Аскалон, но Саладин успел разрушить все городские укрепления, которые Ричарду пришлось восстанавливать.

Тем временем из Англии и ее континентальных владений стали приходить неутешительные вести. По договору, заключенному французским и английским королями во время сборов к крестовому походу и подтвержденному клятвой при отъезде на родину, Филипп во время отсутствия Ричарда не имел права нападать на его владения. Он мог, как мы помним, объявить войну только спустя 40 дней после возвращения того из похода. Филипп Август, едва ступив на родную землю, тут же нарушил эти договоренности. В самой Англии правители страны – Иоанн Безземельный и Уильям Лоншан – перессорились. Бароны и горожане поддержали Иоанна. Тот изгнал Лоншана, стал управлять Англией, опираясь на Высокий совет, составленный из опытных советников Генриха II, и объявил себя наследником престола. Вспомним, что в Англии не было строгих законов о престолонаследии, что монарх сам утверждал своего преемника. Кроме того, на английский престол мог претендовать Артур Бретонский, сын Жоффруа, третьего сына Генриха II, который пережил его.

Ричард потерял голову. Он начал переговоры с Саладином, предложив совершенно фантастический план союза короля Англии и египетского султана, который предлагалось скрепить браком сестры Ричарда, Иоанны, бывшей с братом в крестовом походе, и брата Саладина, которого франки именовали Малек-Адель, причем брат этот должен был принять христианство. Впрочем, вскоре Ричард прервал переговоры, снова двинул армию на Иерусалим и снова, в июле 1192 г., уже в виду Святого Града, повернул обратно. Многие из его соратников удивлялись этому, пошли даже слухи, вряд ли основательные, о тайном сговоре с Саладином. 1 августа он снова взял Яффу, а 5 числа того же месяца наголову разбил Саладина, пытавшегося ночью вернуть ее мгновенным налетом. Но все напрасно. Наконец, 1 сентября того же года он заключил на три года, три месяца и три дня перемирие с Саладином. По этому перемирию воины Христовы не обретали ни Святой Город, ни Крест Господень, ни земель сверх того, что уже было завоевано, ни пленников, ни денег. Они всего лишь получали право на срок перемирия безоружными вступить в Иерусалим для поклонения святыням. Как утверждает хронист Ричард де Девиз, многие из крестоносцев воспользовались этим предложением, но Львиное Сердце сказал, что отказывается принимать от язычников в дар то, что он не смог получить от Бога.

Третий крестовый поход закончился. Нельзя сказать, что он был совсем безрезультатным. Все-таки Иерусалимское королевство с временной столицей в Акре сохранилось и даже расширилось в сравнении с 1189 г. Но главная цель – возвращение Иерусалима – достигнута не была.

Память о короле Ричарде

Арабы называли его Малик Рид, то есть Царь Ричард. Баха ад-Дин писал о нем: «Он обладает рассудительностью, опытом, отвагой и прозорливостью. Его появление внесло в сердца мусульман мрачные предчувствия и страх». Баха ад-Дину вторит арабский историк Ибн ал-Асир: «Он был выдающимся человеком своего времени в отношении мужества, хитрости, стойкости и терпения. Из-за него мусульманам пришлось пройти жестокое испытание невиданными бедствиями».

Анонимный хронист, известный как Продолжатель Гийома Тирского, рассказывает спустя полвека после смерти Ричарда: «Слава короля Ричарда надолго впечатлила сарацинов, и, если какой-нибудь ребенок плакал, мать ему говорила: “Замолчи, или тебя заберет король Англии!” и когда какой-нибудь сарацин скакал, а животное заартачивалось, он ему говорил: “Знаешь ли ты, что король Ричард у того куста?” А когда кто-то поил свою лошадь, то говорил: “Думай, что король Англии в воде” (видимо, араб хотел поторопить своего коня)». Несколько позднее Жан Жуанвиль (рассказ о нем у нас впереди) повествовал: «Король Ричард остался в Святой Земле и свершил столько подвигов и внушил такой страх сарацинам, что, как написано в книге о Святой Земле (возможно, Жуанвиль ссылается на Продолжателя Гийома. – Д. Х. ), когда их дети шумели, женщины кричали на них и говорили, чтобы унять: “Замолчите, вон король Ричард!” А когда лошади сарацин и бедуинов шарахались от кустарника, те им говорили: “Думаешь, это король Ричард?”». В середине XIX в., если верить писателю-романтику и путешественнику Жерару де Нервалю, арабские матери все так же стращали своих расплакавшихся детей: «Молчи, а то тебя Малик Рид заберет», а араб мог сказать своему внезапно остановившемуся коню: «Ну, чего испугался? Малик Рида увидел?».

Путь домой

9 октября 1192 г. Ричард отплыл домой, надолго оставив о себе память в арабских землях. Но быстро вернуться королю не удалось. Буря выбросила его корабль в северо-восточном углу Адриатического моря. Ричард переоделся и изменил внешность. Он решил в сопровождении только одного слуги пробраться через владения своего врага Леопольда Австрийского на земли, подвластные родственнику и союзнику Ричарда, графу Брауншвейгскому (на тот момент) Генриху Льву. Но 21 декабря 1192 г. в маленькой деревушке близ Вены слуга короля был узнан служителем герцога Австрийского, схвачен и подвергнут пыткам. Он выдал Ричарда. Того взяли спящим и заключили в замок на берегу Дуная. По Европе поползли слухи о смерти Ричарда. Особенно эти слухи раздувал Иоанн Безземельный. Император Генрих VI, наследственный враг Генриха Льва и тем самым противник Ричарда, потребовал пленника к себе, заявив, что «невместно герцогу держать в плену короля». Леопольд выдал Ричарда императору за 50 тысяч марок серебром. Ричард оказался в почетном заточении, пока шли переговоры о его освобождении. Ходили слухи, что Филипп Август платил Генриху какие-то весьма крупные суммы за каждый день, который Ричард Львиное Сердце проведет в плену.

Весь христианский мир во главе с Папой требовал свободы для вождя крестоносцев. Трубадуры, в том числе личные друзья английского короля, слагали гневные песни, бичующие императора за нарушение рыцарских обычаев. В конце концов Ричард был отпущен на волю за выкуп в 150 тыс. серебряных марок. Причем 100 тыс. должны были быть выплачены еще до освобождения и при условии принесения им императору вассальной присяги. 13 марта 1194 г. король высадился на английском берегу. На этом его бурная биография не заканчивается, но уже выходит за рамки истории крестовых походов.

…Образ короля Ричарда Львиное Сердце надолго вошел в память потомков – достаточно вспомнить, как его описывал Вальтер Скотт в романах «Айвенго» (не забудем также отечественный фильм «Баллада о славном рыцаре Айвенго») и «Талисман» (в русском переводе «Ричард Львиное Сердце»). До сих пор историки спорят о том, какое место занимает он в истории, что за человек он был. И если представительницам прекрасного пола, таким, как отечественный историк Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская или современная французская исследовательница Режин Перну, он нравится безоговорочно, то не все мужчины с этим согласны (хотя есть и приверженцы, как упоминавшийся выше А. В. Грановский). Черчилль, не историк, а, если так можно выразиться, пишущий политик, но человек, немало потрудившийся на историю своей страны, оценивает Ричарда двояко. С одной стороны, он заявляет: «Когда современники Ричарда назвали его “Львиным Сердцем”, то они сделали комплимент уже не королю, а царю зверей». Но, с другой стороны: «Немногим обязан английский народ этому монарху, и тяжко заплатил он за его приключения». Резко отзывается о нем Айзек Азимов: «Из всех королей, известных в истории, ни у кого не было такой незаслуженно раздутой репутации, как у Ричарда».

Ряд ученых, в частности швейцарский историк Ж. Флори, считает, что Ричард следовал вообще иной, не государственной, а рыцарской логике, а система ценностей монарха явно отличается от таковой у рыцаря.

Дмитрий Харитонович. История Крестовых походовДмитрий Харитонович. История Крестовых походов