среда, 20 ноября 2013 г.

Сигнализируй это


Не сутулься и вынь руки изо рта - вот, пожалуй, и весь язык тела, которому многие родители учат своих детей. А ведь так важно передать ребенку умение расслабляться, осознавать движения и считывать сигналы.

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

То, как нас воспринимают другие люди, лишь на 30% зависит от того, что мы говорим, и на 70% - от того, как мы это делаем. Поза, интонации, жесты оказываются гораздо важнее слов. И это самые оптимистичные цифры. Некоторые ученые полагают: соотношение «что» и «как» составляет 10% к 90%. Можно, конечно, объяснять этот факт с точки зрения эволюционной психологии.


Встретившись на лесной тропе, наши предки должны были в считанные секунды определить, кто перед ними: враг, который отберет мамонта, или друг, готовый помочь его завалить. Но даже если не заглядывать так далеко, ясно, что все наши жесты, позы и интонации - из прошлого. Мама любила повышать голос, и вот мы втягиваем голову в плечи. Родители постоянно критиковали - стараемся быть как можно незаметнее, сутулимся, сжимаемся в комок, любим не просто закидывать ногу за ногу, а буквально заворачиваем одну за другую. Дети, выросшие в семьях, где не принято было открыто проявлять свои чувства, будут испытывать сложности с прикосновениями. Взяться за руки в хороводе на детском утреннике, обняться при встрече с друзьями - невыполнимая миссия для такого человека. А те, кого все время призывали «сидеть тихо», всю жизнь будут говорить слабым, невыразительным голосом. Сложно представить себе успешного, счастливого человека - а ведь именно таким мы хотим видеть своего ребенка, - который бы ссутулившись и втягивая голову в плечи что-то шелестел себе под нос.

ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ

Существует несколько эффективных стратегий обучения языку тела. Американский психолог Джо Наварро в своей книге «О чем говорит наше тело» предлагает в понятной и увлекательной форме объяснять детям азы этой науки. Он выделяет 10 основных правил обучения языку тела, понять которые (при грамотном изложении) сможет даже двухлетний малыш.

1. Любое движение имеет смысл. Важно подчеркнуть, что какие-то вещи могут ему сейчас казаться бессмысленными, но потом, с помощью родителей или друзей, он поймет смысл любого жеста.

2. Мозг управляет каждым нашим движением. Ребенку будет полезно узнать, что он может контролировать свои интонации, мимику, жесты и, вообще, ту информацию о себе, которую он с их помощью сообщает миру.

З. Тело выражает все наши эмоции. И это невозможно скрыть. Предложи отпрыску понаблюдать за собой, когда он счастлив. Он увидит широкую улыбку, ноги, которые не идут, а буквально приплясывают, и руки, которые сами тянутся кого-то обнять.

4. Язык тела точнее языка слов. Предложи ребенку прислушаться к себе и почувствовать, что ощущает, когда говорит, например, «я люблю тебя». Если эмоция подлинная, он не станет произносить это со стиснутыми зубами и взглядом в пол (а так часто бывает, когда ребенка принуждают ответить на проснувшиеся раз в пять лет чувства не самой милой на свете бабушки или тетушки). Не надо заставлять сына или дочь выражать те чувства, которые они не испытывают. Это создаст огромные сложности в общении. Особенно, когда дети вырастут.

5. Чувства можно научиться считывать. Предложи ребенку увлекательную игру: присмотреться к другим ребятам в парке, людям в кафе, родственникам. Пусть попробует угадать, какие чувства испытывает каждый из них в данный момент. Объясни ребенку, как именно он это понял. Тут важно подать пример: показать, скажем, на тетю Машу с поджатыми губами и рассказать, что тетя Маша сейчас, скорее всего, испытывает обиду.

6. То, что мы «говорим» с помощью тела, может обидеть собеседника даже сильнее, чем слова. Высокомерно посмотреть, повернуться спиной, выкатить глаза - все эти способы бессловесной коммуникации не способствуют установлению дружеского контакта.

7. Любовь можно выражать телесно. Продемонстрируй это ребенку, взяв его за руку, обними его. Этот язык понятен без слов.

8. Наши желания и стремления кодируются языком тела. Познакомь ребенка с самыми распространенными «словами».

9. У каждого своя дистанция, на которой ему комфортно общаться с другими. Существуют общие правила, но в любом случае необходимо объяснить ребенку: если человек пятится от него во время разговора, не стоит на него наступать. Лучше остановиться на удобном для собеседника расстоянии.

10. Ребенку нужно знать, что родители видят и слышат его потребности. И когда он скажет: «Мама, не подходи ко мне слишком близко, мне не комфортно», просто отойди подальше, а не начинай увлекательную лекцию на тему «Зачем я тебя рожала».

ВСЕМ РЕБЯТАМ ПРИМЕР

Однако как бы ни старались рассказать ребенку о языке телодвижений, он ничего не поймет, если мы не в ладах с собственным телом. Например, произносим сакраментальное «не сутулься!», втянув голову в плечи. Устав считывать двойные сигналы, ребенок воспримет тот, который близок его каналу восприятия. Аудиал услышит слова. Визуалы и кинестетики считают язык тела. И все будут чувствовать жуткую усталость. Пойди пойми, что хотела сказать мама. На курсах подготовки к родительству часто предлагают провести интересный эксперимент. Положить рядом с любящим поплакать младенцем зеркало, чтобы мама, наклоняясь к кроватке, видела, с каким выражением лица она это делает. Чаще всего оно выдает такую тревогу и озабоченность, что со стороны выглядит просто угрожающе. Не удивительно, что ребенок часто плачет.

Прежде чем учить ребенка основам невербального общения, стоит прислушаться к себе. Понимаем ли мы, что хочет сказать нам тело с помощью тех или иных сигналов? Телесно-ориентированные терапевты предлагают несколько упражнений, помогающих научиться слышать свое тело. Можно освоить их самостоятельно, а потом предложить ребенку, но уже в качестве игры. Начать можно с такого: ты занимаешься привычным делом - варишь ребенку кашу, сидишь за рулем, работаешь. Обрати внимание на свое тело, какие мышцы в тонусе, а какие расслаблены. Посмотри, напряжены ли мышцы, не задействованные в приготовлении каши (в управлении машиной, в сиюминутной работе - нужное подчеркнуть)? Расслабь их. Повторяй упражнение несколько раз вдень хотя бы в течение недели. С его помощью научишься понимать, что в данный момент нужно твоему телу. И осознавать простое: когда посреди трудового дня затекла спина, лучше растянуться на полу или сделать несколько движений на расслабление, чем терпеть боль. Коллеги поймут. К тому же такая осознанность помогает повысить КПД любого действия: мы тратим менмпе сил, а результаты - лучше.

(с) Марина Петрова