среда, 20 ноября 2013 г.

Бэтмен. Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле

Вторая половина 1980-х годов была золотой эрой для Бэтмена. Тогда друг за другом вышло сразу несколько знаковых серий и графических романов — «Возвращение Тёмного рыцаря» (Batman: The Dark Knight Returns), «Год первый» (Batman: Year One), «Убийственная шутка» (Batman: The Killing Joke) и «Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле». В обширной библиографии Бэтмена эти четыре работы — самые значимые. Нынешней осенью одна из них наконец-то добралась до наших краёв.

Открывает комикс эпиграф из «Алисы в Стране чудес», и это не случайно. Бэтмен в «Лечебнице Аркхем», словно героиня Кэрролла, отправляется в путешествие по миру, где безумие — норма жизни. Пациенты больницы во главе с Джокером поднимают бунт и берут её сотрудников в заложники, чтобы заманить к себе в гости Тёмного рыцаря. Готовый на всё, чтобы спасти невинных, тот, естественно, соглашается навестить старых знакомых.

В стенах лечебницы Аркхем Бэтмену предстоит игра в прятки с Джокером, которая на деле обернётся погружением в потаённые глубины души Тёмного рыцаря и путешествием на грань подлинного безумия. Мысль, что Бэтмен ненормален - почти так же, как те преступники, которым он противостоит, — звучала у многих авторов. Но настолько глубоко залезть в голову Тёмному рыцарю не удавалось, пожалуй, ни одному другому сценаристу. Моррисон сочинил превосходный психологичный триллер, весьма оригинально интерпретировав нескольких врагов Бэтмена, а также познакомив нас с трагической историей основателя титульной лечебницы.


Не менее ярким и самобытным, чем содержание, получилось и оформление. Сюрреалистическая графика Дэйва Маккина идеально соответствует стилю этого комикса; кажется, что его рисунки - застывшие кадры из какого-то кошмарного сна. Столь необычный рисунок рискует даже отпугнуть тех, кто предпочитает более реалистичную манеру.

Объём самого графического романа невелик — он занимает менее половины тома. Остальная часть книги отведена дополнительным материалам, и они просто великолепны. Тут есть и обширные примечания, и ранние раскадровки комикса, сделанные ещё Моррисоном, и, самое главное, полный сценарий с пометками самого автора. Моррисон подробно рассказывает, как у него рождались идеи, чем обусловлены те или иные сюжетные решения, и отмечает метафоры и символы, которыми пронизан текст. Это даёт нам редкую возможность заглянуть за кулисы творческого процесса, а также увидеть, что собой представляет комикс до того, как за него берётся художник.

Итог: комикс, обязательный к прочтению для всех, кто неравнодушен к Бэтмену. Хотелось бы надеяться, что «Азбука» на этом не остановится и порадует нас столь же шикарными изданиями и других классических комиксов о Тёмном рыцаре.

Бэтмен. Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной землеБэтмен. Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле