вторник, 12 ноября 2013 г.

Старики и море денег


Вы можете потратить два года и $100 000 на получение степени MBA в Гарварде. Или несколько минут на беседу с умными богатыми стариками, которые делятся своим опытом. Прислушайся к их советам. Разве тебе не нужен миллион долларов?

1. Составь список: не то, что ты хочешь сделать, а то, кем ты хочешь быть.

Как это сделать. “В 1960 году, когда мне было 38 лет, мне предложили $1 млн за мою компанию, — вспоминает Иллсли. — В то время это были большие деньги, поэтому я крепко задумался. Я решил составить список того, что для меня было действительно важно: 1) когда мне будет 80, я хочу чувствовать, что не зря прожил жизнь; 2) хочу быть в здравом уме, не потерять самоуважение и достоинство, не быть одиноким; 3) быть в добром здравии; 4) испытывать приятное волнение от того, чем занимаюсь; 5) иметь свободу и душевное спокойствие; 6) не думать, что кто-то (или сама судьба) несправедлив ко мне; 7) иметь достаточно денег для всего вышеназванного; 8) быть свободным от разочарования; 9) быть уверенным в себе, но не самолюбивым; 10) не накупить слишком много недвижимости, которую надо обслуживать; 11) самому принимать решения и планировать свое время. Так что деньги не были самоцелью. Я отказался от предложения, и сегодня, когда мне 91 год, я с гордостью могу сказать, что достиг всего, что было в том списке”.


Почему это работает. “Из чего на самом деле состоит хорошая работа? Она дает тебе чувство потраченного с пользой времени, ценности и самоуважения, — комментирует Уоррен Беннис, профессор менеджмента Университета Южной Калифорнии. — Составить такой список — отменная идея, но в современном быстро меняющемся мире тебе, возможно, придется пару раз в год вносить в него изменения”.

Рольф Иллсли
Отслужив в армии во время Второй мировой, Иллсли основал компанию по разработке и производству просветляющих покрытий для разного рода оптических линз. Сегодня технологии Optical Coating Laboratory используются при производстве спутников, компьютерных мониторов и плоских телевизоров.


2. Пусть за тебя работают правильные люди.

Как это сделать. В одной из моих больниц начальником административной службы работал парень, которого я прозвал Одуванчиком, — он вечно был лохматый. А еще он постоянно ныл, и это сводило меня с ума. Так что однажды я взял и уволил его. Это оказалось ошибкой. Если бы я внимательно изучил его работу, то понял бы, что ее-то он как раз делает безупречно. Я согласен, что в школах MBA будущему топ-менеджеру дают хорошую теоретическую базу, но работать с людьми там не учат вовсе. А для меня именно в этом и заключается ключ к успеху: понять задачу, найти сотрудника, который лучше всего справится с ней, а потом просто терпеливо наблюдать, как идут дела, отделяя его личные качества от профессиональных”.

Почему это работает. “Чем выше ты поднимаешься по управленческой лестнице, тем большую роль в твоем успехе начинают играть другие люди, поскольку ты уже не можешь делать все сам, — поясняет Делвс-Бротон. — В бизнес-школе Гарварда есть куча изощренных курсов. Но когда выпускников школы через пять лет после окончания спросили о том, что бы они хотели узнать, если бы можно было вернуться в Гарвард, один из них заявил: “Я хотел бы, чтобы меня научили разговаривать с водителями грузовиков”.

Майкл Фохт
У него нет высшего образования, зато он добрался до поста президента и операционного директора медицинской корпорации Tenet Healthcare. За 20 лет его управления Tenet выросла с 35 до 114 больниц в 16 штатах. Сегодня Фохт - душа компании на круизных лайнерах.


3. Войди в 3% людей, которые знают нечто полезное.

Как это сделать. Однажды я услышал один совет от гуру мотивации Джима Рона, и он мне очень понравился, — говорит Билл Хотрам. — Он сказал: “Все, что нужно знать человеку для успеха, уже написано, но только у 3% американцев есть абонемент в библиотеку”. Я подумал, что это очень простой способ напитаться новыми идеями. За прошедшие с тех пор годы я прочел, наверное, 1500 книг с бизнес-советами”. Билл отмечал понравившиеся советы звездочками: 1 = “хороший”, 2 = “довольно хороший”, 3 = “очень хороший”, 4 = “ух ты, стоит пустить в дело!”. “Четырехзвездочные” суждения и идеи он заносил в базу данных.

Сегодня в базе около 50 000 отобранных Хотрамом цитат, распределенных по категориям для быстрого поиска (“наем”, “увольнение”, “переговоры” и т.д.). Когда возникает проблема, он просто обращается к этой копилке знаний и выбирает решение — обычно оно срабатывает, что доказывает успех Хотрама в бизнесе.

Почему это работает. “Некоторые студенты по завершении программы MBA считают, что теперь знают все, — говорит профессор Уоррен Беннис (написавший, между прочим, 30 книг о бизнесе и лидерстве). — Я бы не нанял ни одного из них на работу. Я ищу человека, который идет по жизни с поднятыми от удивления бровями, который не растерял тягу к новому, запал, амбиции, который хочет стать лучше и постоянно учится”.

Билл Хотрам
Покинув в 1982 году государственную налоговую службу, он основал консалтинговую фирму по вопросам налогообложения, которая в один день стала крупнейшей в Онтарио. Ему принадлежит два особняка в Канаде и один на Мальте, а шесть месяцев в году он проводит в отпуске.


4. Ты слишком занят, чтобы сидеть.

Как это сделать. “На большинстве корпоративных совещаний люди борются со сном, попивая кофе и закусывая орешками, — говорит Лин By. — Просто невероятно, сколько времени тратится впустую. Когда в наших компаниях шли большие проекты, я проводил совещания с ключевыми сотрудниками каждый день. Но с одной хитростью: я назначал их на 5 вечера, когда все уже устали и хотели домой. И я не позволял никому садиться. Так все могли сфокусироваться и работать эффективно. У нас никогда совещания не длились дольше часа, в большинстве случаев мы укладывались в 20-30 минут”.

Почему это работает. “Гуру менеджмента Том Питерс говорил, что самым главным условием успешного бизнеса является “готовность действовать немедленно”, — цитирует Делвс-Бротон. — Обладатели степени MBA любят проводить совещания и обсуждать все до мельчайших подробностей, поскольку их научили этому в бизнес-школах. Но пока ты все говоришь-говоришь, оттачивая детали, ты откладываешь действия. Такая мелочь, как отсутствие стульев на совещании, имеет огромное мотивирующее значение, поскольку она говорит: “Нужно идти вперед, а не сидеть тут”. Так проводят совещания у военных”. В известном исследовании, проведенном Университетом штата Миссури, две группы испытуемых проводили совещания: одна — “сидячие”, другая — “стоячие”. И по результатам все равно приходили к одинаковым решениям. Так в чем разница? “Сидячие” летучки продолжались на 34% дольше. Нельзя так разбрасываться временем.

Лин By
Родившись в Пекине, он работал на фабрике по производству метел, а потом получил стипендию на обучение в Колумбийском университете по специальности "электротехника". За 35 лет работы в Силиконовой долине он основал три компании; его последний стартап, ICS, обеспечил его на всю оставшуюся жизнь.


5. Найди свою хуцпу.

Как это сделать. “Любой бизнес — это шоу-бизнес, — говорит Томми Швайгер. — Ты постоянно как на сцене, и твоя индустрия смотрит на тебя оценивающе... Ты должен быть артистом и уметь построить сообщение о своем товаре так, чтобы потенциальные покупатели и поставщики рухнули к тебе в объятия.

Первым, кто дал разрешение на использование своих логотипов в моей продукции, был знаменитый футбольный клуб Manchester United. У того парня из MU, с которым я вел переговоры, была власть, но у меня была “хуцпа”. Это слово на идише означает и манеру поведения, и жизненную позицию в целом — это чувство собственного достоинства, всякое отсутствие робости и стеснительности, хладнокровие и уверенность в себе. Этому нельзя научиться по книгам. Хуцпу надо тренировать — в разговорах с людьми, рукопожатиях, похлопываниях по спине... Моя хуцпа тогда позволила мне немедленно заключить сделку, хотя в бизнесе у меня было немало проблем. Но я был уверен, что смогу сделать это... Успешные люди знают, где искренность переходит в болтливость, уверенность — в наглость, а убежденность — в козлиное упрямство. Знают и не переходят эту границу, хотя постоянно находятся рядом с ней”.

Почему это работает. “Студенты MBA считают, что бизнес делается с помощью таблиц, презентаций и электронной почты, — иронизирует Делвс-Бротон. — Но это лишь часть процесса, которая вовсе не гарантирует успех. Я встречал много умных людей из мира бизнеса, которые вовсе не умели убеждать и зажигать. У них были отличные идеи, но в бизнесе им не удалось поймать удачу. Очень многое в лидерстве зависит от хуцпы”.

Томми Швайгер
Родился в Великобритании, бросил школу в 15 лет, чтобы заняться продажами мужских рубашек. Основатель компании, которая владеет правами на использование персонажей "Звездных войн" и студии Disney, Барби, Спайдермена и др. в оформлении домашнего текстиля (например, постельного белья).


6. Потерять работу - нормально. Главное - не потерять страсть к ней.

Как это сделать. “Большинство парней учится на MBA, строит карьеру с одной целью — добиться повышения доходов, — говорит Кит Стейнер. — Это неправильный подход. Глупо выбирать карьеру только на основании того, где тебе больше заплатят. Надо искать должность и компанию, которые вызывали бы у тебя, не побоюсь этого слова, страсть. Одна из причин моего успеха в том, что я любил то, чем занимался. MCI была маленькой компанией, когда я пришел туда. Мы творили историю, создавая первую в Америке телекоммуникационную сеть, конкурировавшую с AT&T. Это была захватывающая задача, так что я с удовольствием задерживался на работе до ночи и никогда не жаловался на стресс, несмотря на тяжелый трудовой ритм”.

Почему это работает. “Большинство студентов программ MBA пытаются купить билет в мир, который уже создан, — говорит бизнес-тренер Филипп Делвс-Бротон (его последняя книга называется “Искусство продаж”). — Они хотят встроиться в существующую корпоративную структуру. Но самые успешные бизнесмены заставляют мир подстраиваться под них. Проще говоря, ты скорее сделаешь прибыльным и перспективным проект, который будоражит тебя самого (пусть другим поначалу он казался полной ерундой), чем повторишь чужой успех в проверенных областях. Когда ты найдешь свою страсть — этот сплав того, что ты хочешь делать, и того, в чем ты хорош, — награда не заставит себя ждать. Специалисты по корпоративной стратегии называют такую страсть “устойчивым долгосрочным преимуществом”. Она позволяет тебе не только работать больше и быть лучше твоих конкурентов сегодня, но и удерживать это преимущество в течение всей своей карьеры”.

Кит Стейнер
Он был дежурным на телефоне в службе клиентского сервиса только что созданной телекоммуникационной компании MCI в начале 1980-х. А дорос до старшего вице-президента компании. В 1998 году WorldCom поглотила MCI, что позволило Киту уйти на пенсию в возрасте 47 лет.