вторник, 29 октября 2013 г.

На все две стороны


Автомобиль — это прекрасно, даже несмотря на то, что все время, пока человечество «приручает» железных коней, это достижение инженерной мысли вызывает массу споров. История знает случаи, когда страсти достигали нешуточного накала из-за того, что люди не могли договориться об элементарных, казалось бы, вещах. Одна из таких «вечных» тем — с какой стороны дороги ездить и по какому борту автомобиля должен располагаться руль.

В основе многих проблем лежит человеческая физиология. Каждый старается облегчить себе жизнь и сделать так, как ему удобнее. Вероятно, что и основа всего движения по дорогам когда-то была заложена благодаря тому, что правши преобладали над левшами. А все остальное стало лишь производным. Версий того, почему люди стали двигаться по той или иной стороне дороги, — десятки, и многие из них противоречат друг другу. Вот лишь несколько примеров. Воины двигались по левой стороне, чтобы было удобно рубить врага мечом, зажатым в правой руке. Или: воины двигались по правой стороне, чтобы было удобнее прикрываться щитом в левой руке, пока рубишь врага правой. Или: двигались по левой стороне, чтобы демонстрировать безоружную правую руку. Отсюда, кстати, и пошло рукопожатие: мол, смотри, в руке нет оружия.


Как бы то ни было, у нас есть исторические свидетельства, что в давние времена движение было все же левосторонним. Так, археологами была раскопана каменоломня времен Римской империи, где наиболее подвергшейся деформации оказалась именно левая сторона дороги, по которой на телегах везли добытый камень.

ПРАВО ИЛИ ЛЕВО?

Вся Европа когда-то была адептом левостороннего движения и только с середины XVIII века постепенно стала менять «ориентацию». Есть версия, что начало этому положил Наполеон, приказавший своим войскам двигаться по «простонародной» правой стороне улиц, дабы все встречные уступали им дорогу. Однако первой европейской державой, кто законодательно закрепил правостороннее движение на своей территории, была Россия. Еще датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 году писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». А в 1752 году был издан указ императрицы Елизаветы Петровны, повелевавший ввести на улицах российских городов правостороннее движение для карет и извозчиков.

Интересная ситуация сложилась в Австрии, где движение по дорогам регламентировалось главами земель, а потому в некоторых районах страны было распространено левостороннее движение, а в некоторых — правостороннее. Путаница закончилась с включением страны в состав «правосторонней» Германии в 1938 году.

В Америке вначале колесные экипажи тоже двигались по левой стороне улицы. Но с 1792 года отдельные штаты стали вносить изменения в правила дорожного движения. Дольше всех сопротивлялись 13 бывших британских колоний, но и они в итоге не устояли перед напором «правых».

В континентальной Европе на правостороннее движение последней перешла Швеция. До 3 сентября 1967 года леворульные автомобили передвигались исключительно по левой стороне. А причин тому было несколько — и узкие скверные дороги, на которых водители таким образом оберегали себя от опасных кюветов вдоль обочин; и отсутствие в Европе достаточного количества праворульных машин (основу автопарка Швеции составляли американские агрегаты); и такая черта шведов, как консерватизм.

В один прекрасный момент правительство страны опубликовало указ о переносе движения транспорта на правую сторону дорог — несмотря на то что несколькими годами раньше подавляющее большинство шведов высказалось против этого. Перенос провели буквально в одночасье: в ночь на 3 сентября было запрещено движение личного транспорта, а утром шведы отправились в путь по новым правилам.

Вообще тема стороны движения весьма любопытна. Многие люди с одинаково развитыми полушариями головного мозга и владеющие левой рукой не хуже, чем правой, утверждают, что в Великобритании с правым рулем и на левой полосе чувствуют себя комфортнее, нежели в странах «стандартного движения». А тот факт, что именно островные государства вроде Соединенного королевства и Японии сохранили у себя древние традиции, наводит на мысль, что не все так уж просто. Ведь если ты правша, то тебе удобнее смотреть правым глазом и действовать правой рукой в каких-то экстремальных ситуациях, а именно так получается, когда ты сидишь в автомобиле справа. С другой стороны, управлять рычагом переключения передач удобнее правой рукой, когда сидишь слева.

«Для человека важно не столько направление движения, сколько угол обзора. Если вы едете по правой стороне с левым рулем или по левой стороне с правым рулем, угол обзора в обе стороны примерно одинаковый. В остальных случаях обзорность страдает, что может сказаться на аварийности. Что же касается кругового движения, то тут направление по часовой стрелке для человеческого мозга предпочтительнее», — говорит руководитель лаборатории возрастной физиологии мозга Научного центра неврологии РАМН профессор Виталий Фокин. Вот и получается, что праворульные автомобили с вынесенными вправо рычагами управления, едущие по левой стороне, человеческому мозгу подходят больше. Но для удобства и безопасности надо либо рычаг КПП располагать на рулевой колонке, либо привыкать переключаться левой рукой, либо... делать движение правосторонним.

ПРАВИЛЬНЫЙ РУЛЬ ЛЕВЫМ НЕ НАЗОВУТ

Как ни странно, расположение руля в автомобиле практически не зависело от стороны движения. Первые машины были преимущественно с правым рулем: водителю таким образом было удобнее садиться в авто с тротуара, не подвергая себя опасности быть сбитым другими участниками движения. Пассажир (а, как правило, это были состоятельные люди) садился на заднее сиденье также с тротуара или от подъезда, и дверцу ему распахивал услужливый лакей. Место слева от шофера либо пустовало, либо было занято другим лакеем, подававшим хозяину зонтик, пальто или поспешавшим за сигарами.

Водителю было важно заметить, что окажется под ногами у его высокопоставленного пассажира, когда тот соизволит выйти. Грязные обочины и сточные канавы по бокам дороги было необходимо видеть ради собственной безопасности.

Конструкция автомобиля подразумевала, что органы управления им находятся также справа. Если посмотреть на большинство старинных авто, можно увидеть, что различные рычаги — в том числе и переключения передач и тормоза, как правило, были вынесены за пределы салона и располагались с внешней стороны водительской двери. Что же произошло, что столь прижившийся в Европе правый руль вдруг был изменен на левый? Всему виной демократия.

Американцы, даже самые богатые, предпочитали водить машину лично и почти не пользовались услугами шоферов. Ну а Генри Форд упрочил это завоевание, наладив выпуск Ford Model Т елевым рулем. Водителю и владельцу в одном лице было удобнее управлять автомобилем, находясь ближе к центру движения. Так был лучше обзор, так было проще совершать обгон. К тому же мужчины возили своих подруг, устраивая их на сиденье рядом. Чтобы водителю не переключать передачи левой рукой, Форд расположил рычаг на рулевой колонке. Производство Ford T с 1907 года неуклонно росло, и вскоре американские машины наводнили весь мир.

В Старом Свете продолжали делать автомобили с правым рулем, более того, их экспорт был довольно велик, особенно в страны, где не было автопромышленности, в том числе и в Россию. Однако Германия быстро оценила преимущества левого руля и приняла его на вооружение.

Но если бы не существовало альтернативы, мир был бы плоским и скучным. В той же Америке выпускались автомобили и с правым рулем. Например, для почтальонов: сидя справа, им не надо было выходить у каждого дома, достаточно было размахнуться, чтобы кинуть газету к крыльцу. Вторая тема — спортивные и гоночные авто Европы, которые принимали участие в столь модных тогда альпийских ралли и носились по узким и извилистым горным дорожкам. Только сидя справа, пилот мог позаботиться о собственной безопасности, иногда до миллиметра вымеряя расстояние между собой и пропастью.

Окончательное торжество левого руля наступило в Европе после Второй мировой войны. Разрушенная экономика и разоренные страны стали отличным рынком сбыта для новеньких американских машин, которые в невероятном количестве приплывали через океан. Европа покупала, терпела и в конце концов смирилась, окончательно перейдя на левый руль.

Россия старалась не отставать от Европы. И делала это довольно элегантно. В московском Политехническом музее есть удивительный автомобиль — один из редких образцов промышленности, созданный на заказ и оказавшийся быстрым, прочным и надежным. Специально для участия в ралли Монте-Карло 1912 года для известного русского журналиста и автогонщика Андрея Нагеля и его штурмана был создан уникальный двухместный «Руссо-Балт С 24/30». Машина эта была собрана по европейской традиции — с правым рулем.

Однако революция «затушила» развитие автопрома в нашей стране. Комиссия по восстановлению крупной промышленности в 1921 году организовала объединение ЦУГАЗ, куда входило семь предприятий. Одним из них стал Бронетанковый автомобильный завод, бывший «Руссо-Балт» в Филях. Первый советский «Руссо-Балт» был собран в 1922 году. Затем в течение пяти лет выпустили еще 26 машин — и все с правым рулем.

Первым советским автомобилем, получившим левый руль, стал грузовик Я-3, но единственная дверь в его кабине находилась по правому борту. Однако это стало скорее исключением из правил. И только когда в Горьком запустили завод ГАЗ, где за основу модельного ряда были взяты американские леворульные «Форды», ситуация изменилась. На их базе построили легковой ГАЗ-А и грузовой ГАЗ-АА (знаменитая «полуторка»). Опыт оказался удачным, производство наладилось, и руководство страны приняло решение строить леворульные автомобили и на остальных советских заводах, а чтобы сделать левый руль обязательным, нарком внутренних дел Николай Ежов в марте 1937 года издал приказ о запрете эксплуатации праворульных автомобилей в городах.

Сегодня официальным рулем в России признан левый. Однако жители дальневосточных регионов предпочитают недорогие японские автомобили с правым рулем, и все попытки их запретить встречают ярое сопротивление их владельцев. И это понятно: стоимость подержанных японских «праворучек» и их эксплуатационные расходы намного ниже, чем у автомобилей с левым рулем. Как долго продержится этот своеобразный статус-кво? Время покажет.

(с) Мария Мельникова