четверг, 3 октября 2013 г.

Называйте меня Джо

Судя по стремительной карьере Джозефа Гордона-Левитта, парня, который во время олимпиады-80 даже не был спроектирован, тогда как мы сдерживали скупую подростковую слезу, глядя на взлетающего медввдя, в голливуде острая нехватка положительных героев. Не таких, которые мир спасут, - вроде Брюса и Арни, и, ладно уж, Брэда Питта. И не таких, которые завоюют девичье сердце (оставив другие хрустеть под ногами) - вроде Джорджа Клуни, Джейка Джилленхола, Райана Гослинга - и, о боже, - Брэда Питта. А таких, которых выпускали в 50-е годы прошлого века, настоящих хороших парней, вроде Джина Келли и Кэри Гранта - обаятельных, но без излишеств; тех, на которых можно положиться, чутких, веселых, поющих под гитару и умеющих сплясать рок-н-ролл. В общем, «парней из соседней двери».

Джозеф, предпочитающий, чтобы его называли Джо, - как раз из таких: понятно, что в детстве он носил бабочку, а в шесть лет заработал первые свои деньги, расшаркиваясь и сверкая улыбкой в рекламе собачьего корма, и окончил школу с отличием. Кстати, про корм, может, и неправда, но все остальное - верно. Он с пяти лет играл в любительских постановках мюзиклов, с 6 до 12 занимался гимнастикой и в то же время ходил на актерские курсы - впрочем, на этом его образование как актера и закончилось. Его первая роль в телефильме - в шесть, а в одиннадцать он впервые появился на больших экранах, в эпизоде фильма «Бетховен». А еще он проигнорировал школьный выпускной, потому что «девчонки слишком красили губы, а я был серьезным пацаном и снобом, так что ни одна из них меня не заинтересовала», как сообщил он в одном из интервью, когда стал старше и мудрее.


НЕ В ПОЛЬЗУ НАБОКОВА

Собственно, человека, более приспособленного к жизни и карьере в Голливуде, довольно сложно найти: он вырос в ЛА, в его семье, кроме торговцев спиртным времен сухого закона (дедушка со стороны Левитгов), был еще и оскароносный режиссер (дедушка со стороны Гордонов). К слову сказать, режиссер Майкл Гордон, после того как попал в черный список времен маккартиевской охоты на коммунистических ведьм, снимал только романтические комедии. А в них - настоящих американских секс-символов, которые по совместительству практически всегда оказывались хорошими парнями, - Дина Мартина, Рока Хадсона, Кирка Дугласа и того же Кэри Гранта. Понятно, что сейчас имена эти практически никому незнакомы, но полвека назад все эти люди были знамениты почти как внук Гордона с двойной фамилией.

Так, объединив в себе авантюрную жилку одной части семьи с режиссерскими и актерскими данными, полученными в наследство от другой, Джо прямо-таки был уготован для сцены. Он поет, неплохо танцует - даже стриптиз! - играет на гитаре, свободно говорит по-французски и к тому же, как всякий мальчик из приличной еврейской семьи, блестяще окончил Колумбийский университет. В 19 лет он даже всерьез собирался бросить кино ради того, чтобы посвятить себя литературоведению и изучению творчества Набокова. Боже, Набокова!

РАДИ ИПОТЕКИ

Интересно, что родители юного Джозефа не отговаривали от карьеры кабинетного ученого. Мама, политически озабоченная пацифистка, баллотировавшаяся в Конгресс США от какой-то там партии любви и мира во всем мире, хоть и возила мальчика с шести лет на все прослушивания и кастинги, не настаивала на продолжении актерской карьеры сына. В конце концов, он и так с детства вкалывал, и на телефильмах зарабатывал даже больше, чем родители. Отец, бывший хиппи, а затем директор информационного вещания на одном из калифорнийских радио, тоже не видел в нем будущую голливудскую звезду - эти двое даже поженились просто потому, что женатым легче давали ипотечные кредиты, так что миллионы и слава их мало прельщала. Не склонные к проявлениям публичности и шумным вечеринкам, родители Джо расписались в присутствии всего двух друзей-свидетелей и уже родившегося первого сына, мальчика Дэна, на заднем дворе первого (и единственного) купленного Гордонами-Левиттами дома. Кстати, родители его до сих пор живут в этом доме и не планируют менять место жительства, притом что сын мог бы давно подарить им роскошные апартаменты в престижном районе Санта-Моники. Они не амбициозны - и он тоже, судя по тому, что полмиллиона своих заработанных денег Джо вложил в создание самой демократической продюсерской студии в мире под названием hitRECord.

КАК ПЕРСТ

Регулярному появлению на экранах Гордона-Левитга все обязаны Зоуи Дешанель - именно она отговорила его не бросать кино ради Набокова еще на первом курсе. И именно фильм с ней, «500 дней лета», сделал Джо мировой знаменитостью, по которой сохнут все девицы от 15 до 45. Эта дружба и удачное сотрудничество - Джо и Зоуи записали вместе одну слащавую песенку и снялись в клипе на ее авторскую песню - послужили поводом для того, чтобы все СМИ регулярно женили эту пару. На самом деле, личная жизнь Гордона-Левитга никак не связана с Зоуи, да и вообще сейчас ни с кем не связана: после череды кратковременных романов с партнершами по площадкам, да и то документально не подтвержденных, Джо последние два года одинок как перст. Видимо, не хочет отвлекаться от творчества - именно так, не от карьеры, работы или съемок, а творчества.

Дело в том, что Гордон-Левитт - неисправимый идеалист. Он был юным дарованием - и мог с легкостью и остаться им, как сотни других начинающих звездочек, карьера которых зачахла с периодом полового созревания. Он сам этого страшно боялся и тяготился ролью ребенка-вундеркинда, и потому, после пяти лет съемок в сериале «Третья планета от Солнца» и других коммерческих фильмах, он решил, что заработал достаточно, чтобы сниматься только в тех проектах, которые ему нравятся. Обычно так делают именитые актеры, а он перешел в авторское кино в 2001 году, когда ему не исполнилось 18 лет. И до «500 дней лета», то есть почти десятилетие, он играл только для удовольствия. Эта стратегия дала неожиданные результаты: после выхода этого романтического фильма с танцами и поцелуями его наперебой стали приглашать в крупнобюджетные проекты довольно приличные режиссеры, вроде Кристофера Нолана, снявшего его в своем «Начале» с Ди Каприо, Райана Джонса, который пригласил его на главную роль в «Петлю времени» - Гордон-Левитт сыграл в нем вместе с Брюсом Уиллисом, и даже самого Стивена Спилберга, отдавшего Джо роль сына президента Линкольна в одноименном фильме. Звал его и Тарантино в «Джанго освобожденный», но Гордон отказался ради собственного дебюта - фильма «Дон Жуан», в котором Джо не только режиссер и сценарист, но и играет главную роль.


ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПОРНО

Фильм уже показали на «Санденсе» - фестивале независимого кино, который проводит Роберт Рэдфорд, снимавший Гордона-Левитга в детстве в своем фильме «Там, где течет река». Критики оценили комедию довольно высоко, и к тому же прокатчики купили право его показа по всему миру. Джо счастлив - еще бы, дебют может принести ему и славу, и вес, и даже деньги, которые, впрочем, он не слишком ценит -только как способ заняться чем-то важным и приятным.

В фильме Джо играет парня с ограниченным кругом интересов: его собственное мускулистое тело, квартира, девушки, друзья и порно - собственно, все, что интересует его героя. Девушек у него много, одна краше другой, но одна, наконец, вызывает в нем какое-то чувство - еще бы не вызвала, если ее играет Скарлетт Йоханссон! И ради нее он вынужден таскаться на все показы романтических голливудских комедий, где главные герои в финале неизбежно уезжают в закат. При этом порно - единственное его спасение от слащавой глянцевой картинки, от которой он засыпает и мучается изжогой.

Это комедия положений: оба героя отдают предпочтение фильмам о выдуманных, несуществующих отношениях, только она смотрит мелодрамы, а он - порноролики в Сети. В обоих случаях эти «фильмы» очень далеки от реальности - так что в итоге происходит конфликт двух иллюзий, разрушительный, как лобовое столкновение кареты из тыквы с рождественскими санями. В фильме Гордон-Левитг выглядит на редкость брутально: накачанный до невозможности, с выбритыми висками, он почти не похож на привычного хорошего парня Джо, которого уже не один мужской журнал назвал иконой стиля. Обычно он носит тройки, приталенные жилеты и даже шляпы. Этот имидж олд-фэшн-ловер-бой, как пел когда-то Фредди Меркьюри, обеспечил Гордона-Левигга еще и непыльной работой вроде ведения всяких церемоний: он мило спел и поплясал в компании Дэниела Рэдклиффа и ведущего «Оскара-2013» Сета Макфарлейна - кое-где сбился, конечно, но в целом произвел очень приятное впечатление на публику. Так что уже полгода спустя стоял на сцене, вручая премию за лучший клип года на церемонии премии MTV Video Music Awards Джастину Тимберлейку - как равный равному.

ЕГО МАНТРА

Помимо своей публичной, актерской, режиссерской и сценарной деятельности, Джо занимается еще и продюсированием. Свою компанию hitRECord он основал три года назад вместе с братом Дэном, «Огненным Дэном», владельцем fire-шоу, который умер при трагических и невыясненных обстоятельствах в том же 2010 году, - некоторые СМИ предполагали, что Дэн умер от передозировки, на что сильно обиделся Джо. Говорят, это был несчастный случай, но подробности этой смерти хранятся в тайне. Так или иначе, это был семейный бизнес - кроме брата в компании работает и отец Джо, занимающийся финансами. Идея hitRECord проста: создать онлайн-ресурс, на котором каждый мог бы показать свои работы, а другие смогли бы помочь человеку сделать их лучше, причем эта коллективная работа ведется из любой точки мира. Любой человек может выложить на сайте компании свое видео, рисунки или музыку, а остальные пользователи получают возможность коллективно улучшить или переиначить продукт. Компания уже выпустила иллюстрированные сборники рассказов, десяток короткометражек, несколько музыкальных дисков, а в этом году кабельный канал Pivot запускает шоу HitRECord on TV, где Джо выступит в роли продюсера, режиссера и ведущего каждой серии.

«Я не был уверен, что смогу продолжать актерскую карьеру, потому что мне предлагали роли исключительно в телесериалах. Не то чтобы телевидение стало мне противно, просто эта работа меня больше не вдохновляла. Фраза hit record стала для меня мотивационной мантрой. Я больше не хотел, чтобы кто-то другой указывал мне, как я должен самовыражаться», - заявил в одном из интервью актер. И да, вам не показалось: мотивационная мантра! У этого умника, который считает, что стал с возрастом простым и веселым парнем, голова забита идеями равенства, братства, буддизма, справедливости и свободы, как у школьника-заучки. Кстати, логотип компании - красная точка - был придуман Джо потому, что подростком он много снимал на домашнюю видеокамеру, и красный огонек на камере при включенной записи до сих пор напоминает ему о счастливом детстве.

(c) Вера Павлова