вторник, 22 октября 2013 г.

Михаил Успенский. Богатыристика Кости Жихарева

С каждым новым поколением герои вырождаются. Это правило справедливо для любого эпоса. Но иногда среди их потомков появляются фигуры, чем-то напоминающие великих пращуров. Юный Костя из Кислорецка силушкой молодецкой не уступает своему предку, сильномогучему Жихарю из Многоборья. А вот с характером не повезло: попросту говоря, нет его у Кости. Но, может быть, дело в том, что родился он в наши дни, а не в суровые былинные времена?..

Что потенциальный читатель должен знать об этой книге в первую очередь? А вот что: «Богатыристика Кости Жихарева» — на самом деле не роман! Да и вообще к художественной литературе относится постольку-поскольку. Скорее это популярный путеводитель по миру русских былин: помните «Удивительные приключения в Шахматной стране», «Удивительные приключения в стране Экономика» и другие поучительные книжки для детей среднешкольного возраста? Примерно в той же манере Михаил Глебович знакомит современных великовозрастных оболтусов с историей и центральными фигурами национального героического эпоса. Костя Жихарев, здоровый как бык, но слабовольный подросток, отправляется на лето к прабабушке Патрикее Маркидоновне — вырабатывать характер. Оттуда-то его и сманивает случайно закатившийся Колобок, который именует себя не иначе как Виссарионом Глобальным. Сманивает за речку Смородину, за Калинов мост, в страну, где царит мифологическое время, а на богатырской заставе зорко бдят Алёша Попович, Добрыня Никитич и старый казак Илья Муромец. Впрочем, всё это, как говорят филологи, опоясывающий сюжет. И понадобился он Успенскому исключительно для того, чтобы в простых доходчивых выражениях рассказать о жизни Древней Руси — и о том, как эта жизнь отразилась в былинах. Познакомить читателей с биографиями самых известных богатырей, поведать о трикстерах-скоморохах. о ритуале инициации, о происхождении «пиров на весь мир»... А заодно объяснить, что такое анахронизм, кто такие хтонические персонажи, в чём специфика мифологического времени и пространства. От имени Колобка, в форме как-бы-лекции — по авторскому определению.


Миссию писатель на себя взял самую благородную - просветительскую, едва ли не миссионерскую. Вот только читателю, много лет ждавшему новую книгу из саги о Жихаре, от этого не легче: больно уж бесхитростна история Кости по сравнению с приключениями его знаменитого пращура. Увлекательна ровно настолько, чтобы среднестатистический школьник не заскучал. Успенский, впрочем, не так прост, как его герои. Мимоходом, играючи, Михаил Глебович вычленяет элементы, на которых испокон веков держится наша национальная идентичность. Замечали ли вы, например, что герои русских былин страдают поголовной грамотностью? Предсказание, которое европейскому рыцарю или скандинавскому ярлу перескажет случайный путник, крестьянский сын Илья Муромец сам читает на придорожном камне, — а потом возвращается на распутье, чтобы оставить комментарии. Более того, переписку с богатырями ведут супостаты всех мастей, от Змея Горыныча до Тугарина Змеевича. Вот откуда есть-пошла на Руси гнилая интеллигенция!..

Во-вторых, ни в одном другом героическом эпосе мы не встретим фигуры, подобной Владимиру Красно Солнышко, воплощению верховной светской власти. Европейский правитель может быть лицемерен, жаден, коварен, жесток, честолюбив... Но смешон и жалок — ни в коем разе. И только в русских былинах страной правит недалёкий, завистливый, трусоватый персонаж, над которым в глаза смеются не только вражьи послы, но и его собственные дружинники. Какая уж тут верность сюзерену! Встать на защиту вдов и сирот, положить голову за святую Русь — это да, это запросто. Но защищать князя, норовящего чуть что обмарать портки и спрятаться за печку, - тут «дурных нэма». Плюньте в глаза тому, кто скажет, будто либеральная зараза проникла к нам с Запада: что-что, а стихийное презрение к власти, к князю и его «боярам косопузым» — исконное наше достояние, никому не отдадим!.. Встречаются и другие занятные наблюдения: например, неожиданная параллель между нынешней попаданческой фантастикой — и былинами, перелицованными в эпоху татаро-монгольского ига. В обоих случаях авторам-исполнителям страшно хочется взять реванш за болезненное поражение. Только одни засылают в штаб товарища Сталина знатоков Великой Отечественной из будущего, а другие выводят богатырей Киевской Руси против Золотой Орды.

Книга по-своему очень недурная — других у Михаила Успенского, слава богу, не водится. Вот только при чтении приходится всё время напоминать себе о целях, которые преследует автор (просветительских), и об аудитории, которой он адресует свою «Богатыристику...» (подростковой).

Богатыристика Кости Жихарева - купить в интернет магазине OZON.ru с доставкой по выгодной ценеБогатыристика Кости Жихарева - купить в интернет магазине OZON.ru с доставкой по выгодной цене