вторник, 22 октября 2013 г.

Юлия Зонис, Екатерина Чернявская. Хозяин зеркал

Когда-то здесь правила Снежная Королева, ледяная красавица, вечно юная, превыше всего ценящая постоянство. Потом с неба спустились люди-буквы, Господин F, Господин Р. и Господин W. — Голод, Чума и Война. Они свергли правительницу, заняв её место. Но и этому жуткому триумвирату не вечно восседать на троне: в латинском алфавите есть и другие буквы, а у Третьего Круга, как называют этот мир его обитатели, может быть только один хозяин.

Фантастика — литература по большей части «формульная». Достаточно прочитать пять, десять, двадцать страниц почти любого фантастического опуса, чтобы в общих чертах понять, «о чём кино». Форма диктует содержание, жанр (или субжанр: «твердая» НФ, киберпанк, космоопера, тёмное фэнтези, хоррор...), задаёт направление сюжету. Количество комбинаций велико — больше, чем в классическом детективе, — но не идёт ни в какое сравнение со старыми добрыми шахматами. Задал границы — никуда не денешься, как ни рыпайся. Начал писать о мужественных варварах и суровых северных богах - забудь о звездолётах и биотехнологиях. Отчасти за это одни любят фантастику до умопомрачения, а другие — тихо ненавидят.


Проза Юлии Зонис — та литература, которая способна примирить с фантастикой часть ее ненавистников. Она хороша именно своей непредсказуемостью, нелинейностью. Тем, что общепринятые правила игры, интуитивно понятные опытному любителю фантастики, здесь не работают - точнее, меняются прямо на ходу. Зонис — принципиальная нарушительница всех и всяческих конвенций, негласных договорённостей между читателями и писателями. Торными тропами она не ходит, предпочитает прокладывать новые пути, несмотря на опасность заблудиться и сгинуть во влажных и жарких джунглях, где много-много диких обезьян. Хотя из всех крупных произведений Юлии Зонис «Хозяин зеркал» хуже всего втискивается в прокрустово ложе жанрового канона — со скрипом и причитаниями. Если всерьёз озаботиться поисками предшественников её прозы, то в этом ряду не будет Роберта Хайнлайна, Айзека Азимова, Уильяма Гибсона, Джона Толкина, Роберта Говарда. Скорее уж братья Стругацкие, Майкл Суэнвик, Нил Гейман, Чайна Мьевиль, Джефф Вандермейер - но не в большей степени, чем Льюис Кэррол, Том Стоппард и другие классики абсурдистской литературы. Ну а заметнее всего на этот роман повлияли знаменитые советские сказочники — Евгений Шварц и Григорий Горин.

Место действия этого романа — Третий Круг. Скорее всего, Третий Круг ада, но вообще понимайте как хотите — хоть третья планета от Солнца. Время действия - условное: порох уже изобретён, фабрики и заводы пыхтят днём и ночью, революционное движение масс началось, но «Капитал» (или местный его аналог) ещё не написан. На первом плане — бывшие люди, а ныне буквы, воплощение стихий и явлений: темпераментная бисексуальная Война, перекидывающаяся то мужчиной, то женщиной, её/его мил-дружок Кей, Ледяной Герцог, который временно исполняет обязанности Снежной Королевы, одышливый толстяк Голод, субтильная Месть и другие. А также тролли, големы, революционеры-подполыцики, полицейские, циркачи, крысоловы... Сюжет представьте сами — с таким-то списком «действующих лиц и исполнителей». Зонис и Чернявская ловко скрещивают «Божественную комедию» Данте со «Снежной королевой» Андерсена, Откровение Иоанна Богослова — с «Тремя толстяками» Юрия Олеши, «Сказки тысячи и одной ночи» — с «Щелкунчиком» Гофмана. То, что получается в итоге, с трудом поддаётся описанию. Господин F., он же Голод, беспощадный всадник Апокалипсиса, который улетает на связке воздушных шариков, как комический персонаж из сказки Олеши, — чтобы придумать такой эпизод, надо обладать буйным воображением и очень своеобразным чувством юмора.

Увы, в жизни за всё приходится платить. А уж в литературе и подавно. Отказавшись от проторённых тропок, Юлия Зонис и Екатерина Чернявская расплатились смазанным и банальным финалом. Слишком много героев, сюжетных линий, отступлений и комментариев, интриг и загадок — художественная ткань романа трещит и прогибается под этой тяжестью. Ещё немного - и придётся штопать дыры заплатами сиквелов, приквелов, вбоквелов... Ну что ж, отдадим должное соавторам: не каждому дана способность вовремя остановиться. Для того, чтобы кромсать по живому, не боясь боли и крови, тоже нужна определённая смелость.

«Хозяин зеркал» - роман самобытный, ни на что не похожий. На какую жанровую полку ни поставь, везде будет смотреться чужеродно, как эскимос на картине Васнецова «Богатырская застава».

Хозяин зеркал - купить в интернет магазине OZON.ru с доставкой по выгодной ценеХозяин зеркал - купить в интернет магазине OZON.ru с доставкой по выгодной цене