Увлечение интернетом и социальными сетями не пройдет для нашего поколения бесследно. Общение в Сети и созданный виртуальный образ меняют взгляды, поведение в реале и личность в целом, влияя на всю нашу жизнь. Интересно - как?
В «Фейсбуке» жизнь кипит! Меняются заставки и фотографии, рекою текут новости друзей, и общение под стук клавиш не затихает ни на минуту. Вот и Лена с Женей, бывшие коллеги, сегодня с утра уже успели обменяться 25-ю сообщениями. Нет-нет, они не обсуждали новую Ленину работу или Женины уроки вождения. Это они договаривались о том, как бы в пятницу вечером где-то попить кофейку. Диалог между подружками закончился следующей фразой: «Вечером обсудим в смс-режиме!» Вам еще не смешно?
Если пять лет назад все мы прочно подсели на «Одноклассники» и разыскивали школьных и университетских друзей, удивляясь, как годы всех «преобразили», то сегодня плакать в подушку из-за спившейся любви из 10-го класса уже не модно. Половина России сидит в «Фейсбуке» и «Твиттере», давая возможность каждому желающему заглянуть в замочную скважину своей частной жизни. Так забавно увидеть фотографию своего директора на пикнике за поеданием шашлычка или почитать о вчерашних приключениях в ночном клубе учительницы сына!
Но самый смак - рассказать о своей собственной жизни, приправив смешными, а иногда и пикантными фотками (Фрейд бы по этому поводу нашел что сказать). Особо отличившиеся еще ведут блог в ЖЖ. Я была потрясена, узнав, что аккаунт в «Живом журнале» есть более чем у пяти миллионов русско- и украиноязычных пользователей! Все правильно, теперь у нас все, кто умеет печатать, - журналисты, а каждый обладатель цифровой камеры - фотограф (сама такая).
Что же плохого в том, что люди активно общаются, пишут о себе, рассказывают на публику самое интересное из своей жизни? Замечательное увлечение - не хуже выжигания по дереву или вязания крючком. Проблема в том, что общение в соцсетях меняет не просто нашу культуру - нас самих.
450 друзей Оленьки
Оле 27 лет, по профессии она менеджер по продажам. Работает в одной крупной столичной компании, не замужем. Страничку в «Фейсбуке» завела давно, но раньше туда почти не заходила. А теперь на работе -повальное увлечение ФБ. За полгода активная общительная Оленька насобирала... 450 друзей! В основном это ее настоящие и бывшие коллеги и их многочисленные знакомые. «Более половины людей, которые у меня во «френдах», я даже не знаю и никогда их не видела. Отсылала им приглашения из спортивного интереса, - рассказывает Оля. - Общение на ФБ все больше увлекало меня: я ежедневно писала новости из своей жизни, выкладывала фотографии. В какой-то момент осознала: все, что я делаю в реальности, - лишь для того, чтобы написать очередной пост и получить одобрительные комментарии «друзей». «Фейсбук» съедает все мое время, это как наркотик! Когда я не дома и не в офисе, то общаюсь через смартфон»...
Психологам этот эффект знаком. Facebook, Twitter, Livejoumal не только изменили мир - они изменили нас. Теперь мы общаемся друг с другом не так, как двадцать лет назад, до засилья интернета. Мало того, мы думаем, чувствуем и действуем по-другому. Исследования, проведенные в Оксфордском университете, показали: постоянная необходимость быть на связи, получать сообщения и «фидбэк» (ответ) от друзей коренным образом трансформирует структуру головного мозга.
Сканирование мозга подтверждает, что неврологические изменения вызывает даже один час, проведенный онлайн ежедневно. Нам становится все труднее сконцентрироваться на чем-то более двух минут! Стоит только сосредоточиться на каком-то занятии, как появляется срочная внутренняя потребность зайти в чат, проверить входящие, отвлечься и написать смс или комментарий. А серфинг в интернете более 10 лет превращает наш мозг в нервный «флиппер-автомат»: по крайней мере, так утверждает Николас Карр в знаменитой статье «Делает ли Google нас дураками?».
Виртуальный способ общения меняет даже такую постоянную величину, как характер! Любителя посидеть в Сети он превращает в «охотника за лайками» (от англ. to like - «нравиться»). В итоге наша уверенность в себе строится на одобрении огромной армии, по сути, чужих нам людей. Нам становится важно, что о нас думают все эти далекие «френды», «лайкнут» ли они наш очередной пост или нет. Причем гораздо важнее, чем то, что думаем о себе мы сами и наши близкие.
«Чем больше лайков, тем лучше то, что я делаю, тем я круче», - решает любитель соцсетей, подпитывая таким образом свое самолюбие. И устраивает свои дела так, словно за ним следит полчище друзей из «Фейсбука» или ЖЖ. В какой-то мере человек становится зависим от мнения других так сильно, что теряет себя.
Аватар атакует!
Сейчас в психиатрии появился новый термин: онлайн-личность, или е-личносгь. Собственно говоря, это наш виртуальный образ - то, какими мы представляем себя в интернете. И, по уверению психиатра Элиаса Абужауде, преподавателя Стенфордской школы медицины, все мы медленно мутируем в... своих аватаров. Которые, кстати, совсем необязательно похожи на нас настоящих!
Именно эта е-личность, наше виртуальное альтер-эго, обновляет в соцсетях статусы, рассылает «лайки» и комментарии, придумывает новые посты. Она манипулирует мнением других, но и сама поддается на провокации похвалой либо порицанием. Для кого-то аватар - его социальная маска. А кто-то в Сети такой, каким хотел бы быть в реальности, но не стал.
Проблема в том, что этот аватар со временем становится независимым. И живет своей собственной жизнью, делая те вещи, которые мы в реальности себе никогда не позволили бы. Например, он может хамить кому-то в чате, и даже с матерными словами, флиртовать сразу с несколькими мужчинами, без зазрения совести обсуждать поведение других, писать о себе истории «с клубничкой». Он может быть более остроумным, агрессивным, развязным, открытым. Но в любом случае отличается от нас!
Однако чем тоньше грань между реальной и виртуальной жизнью, чем больше времени человек проводит в Сети, тем больше он становится похожим на своего аватара. А ну-ка отправь за день сто сообщений в «Фейсбуке» или ежедневно пиши посты в ЖЖ! Костюмчик аватара прилипает к телу, как кожа, - не сбросишь. Мы меняемся и начинаем в реальности вести себя так, как в виртуальном пространстве.
Воздействие аватара на нашу жизнь колоссально! Виртуальное Я меняет самовосприятие и как результат влияет на наши отношения с друзьями, мужчинами, на нашу карьеру, семью, даже воспитание детей! Мы ведем себя оффлайн так, как вели бы онлайн. Хорошо это или плохо?
Электронные звезды
Исследователи говорят о том, что с засильем интернета у нас стали доминировать не самые лучшие качества. Прежде всего, поверхностность: мы не вникаем вглубь, судим о вещах по двум-трем выхваченным из контекста абзацам, не желаем докапываться до сути. Привычка общаться короткими фразами, выражать эмоции с помощью смайлов только усиливает это качество.
Потребность в чужом одобрении всех своих поступков выходит на первый план. При этом, выкладывая ссылку или снимок в Сеть и ожидая, что его пост «лайкнут», человек ведь на самом деле ничего не делает! Но хочет, чтобы окружающие признали его значимость.
Еще одна виртуальная черта - агрессивность и категоричность в суждениях. Плюс «звездная болезнь»: большинство людей ведут себя в Сети так, словно они суперстар. Например, чего только стоит сообщество «Один мой день» в ЖЖ, где обычные люди выкладывают подробные отчеты о своих буднях, прикрепляя к каждому по 30-100 фото! А гигабайты фотоальбомов на «Одноклассниках», в ФБ? Чем объяснить этот виртуальный эксгибиционизм, как не желанием быть похожей на... (Мадонну, Бритни Спирз, Ксению Собчак и далее по списку)?
Добавим сюда зависимость от рейтингов. У человека может испортиться настроение на весь день только от того, что сегодня на его страничку никто не зашел (при этом ссора с кем-то из близких оставит его равнодушным). И, наоборот, радость и прилив сил вызывают не успехи ребенка в школе, не предстоящая встреча с подругой, а повышение рейтинга или новые комментарии. Истинные ценности заменены виртуальными, быстротечными и в какой-то степени искусственными.
Но не будем пессимистами, не все так печально. Можно ведь сделать так, чтобы мы использовали интернет, а не он нас. Популяризировать свое творчество, искать единомышленников, помогать другим. «Соцсети - прекрасный инструмент для продвижения бизнеса, - считает психолог Татьяна Аржанникова. - Это также возможность найти человека, с которым ты бы хотел общаться в реальности, но потерял контакт. Отличное средство обмена важной информацией - например, в профессиональных сообществах. Если человек занят творчеством и хочет развиваться, он может выставлять в интернете свои работы. Главное, чтобы Сеть не заслоняла настоящую жизнь».
(c) Виктория Витренко