Биографию обычно начинают писать с даты рождения. Не будем и мы отходить от традиций и начнем разговор о детском фотографическом творчестве с истории зарождения этого движения. Надо заметить, что до середины 80-х годов прошлого века работа с детскими фотоколлективами в нашей стране не велась планомерно и целенаправленно. В основном она ограничивалась фотоконкурсом, который ежегодно проводил Красногорский механический завод. Всерьез же этой проблемой стал заниматься с конца 80-х годов отдел фотоискусства Государственного Российского Дома народного творчества. Именно с этого времени стали регулярно проводиться сначала всесоюзные, а после распада СССР всероссийские детские фотофестивали «Юность России».
В 1988 году, впервые, преодолев ведомственные барьеры, в городе Дзержинске Нижегородской области собрались руководители детских фотоколлективов. Фестиваль включал не только выставку лучших конкурсных фоторабот, но и семинар-практикум, на котором проходили обмен опытом работы педагогов ведущих фотостудий страны, а также практические занятия по технике и технологии съемки. В последующие годы эта практика была продолжена и на других фестивалях и конкурсах. Наиболее значительные из них — «Салют Победы» (Смоленск, 1995 г.), «Права человека» (Москва, 1997 г.), «Отечество» (Тверь, 1999 г.), «Я помню чудное мгновенье» (Москва, 1999 г.), «Моя любимая бабушка» (Москва, 2003 г.).
Большую роль играли региональные и всероссийские фотофестивали, в их числе — «Фото-Поиск», много лет проводившийся на базе московского Дома технического творчества молодежи, и фестиваль «За мир и взаимопонимание» (на базе «Дома Мира», г. Владимир). В 2005 году в результате объединения двух престижных российских фестивалей «За мир и взаимопонимание» и «Юность России» он стал проходить раз в два года в дни осенних каникул во Владимире.
В стране к середине 1980-х насчитывалось около двухсот ведущих детских фотостудий и тысячи фотокружков, которые работали не только на базе дворцов и домов пионеров, но и при заводах и фабриках, школах, домах культуры и даже в колхозах и совхозах. Особенно щедро финансировались студии и кружки за счет профсоюзных организаций. Зачастую юному фотолюбителю можно было даже не иметь собственной аппаратуры: студии могли себе позволить приобретать оборудование, химикаты, фотобумагу и пленку на казенные деньги. За счет этих же средств проводились фотовыставки и учебно-творческие семинары самых различных уровней — от районных до всесоюзных.
Впрочем, главным в процессе становления фотографа я считаю самообразование. Это внутренний и долголетний процесс. Да, на начальном этапе важно, чтобы тебе «поставили глаз», подобно тому, как в музыкальных школах «ставят руку», но в дальнейшем творческое развитие идет уже самостоятельно. Это вовсе не означает, что фотограф должен вариться только в собственном соку. Напротив, большинству, особенно начинающим фотографам, необходим взгляд со стороны, т.е. куратор, который может помочь в отборе фотографий и в ориентации творческой направленности. По своему опыту знаю, как трудно бывает выбрать лучший кадр. Ведь зачастую автор ценит в работе не само изображение, а труд, который он вложил в создание снимка. «Отснятый материал должен отлежаться» — этот совет, проверенный на практике многими поколениями мастеров светописи, актуален и сейчас.
Методология выбора лучшего кадра может быть разной. К примеру, один из выдающихся фотомастеров нашего времени Йозеф Куделка использовал оригинальный метод в отборе работ, о котором мне рассказал наш замечательный фотограф Владимир Семин, не раз встречавшийся с ним. Куделка показывал свои фотографии разным людям, чье мнение и художественное чутье ценил и уважал (среди которых были не только фотографы), и те на обратной стороне «контрольки» (отпечаток 18x24 см) делали каждый свою пометку. Затем мастер анализировал результаты показа. Те работы, на которых оказалось больше всего пометок, он отбирал для печати большого формата, а потом уже и для выставки. Другой классик мировой фотографии — Йозеф Судек — отснятый материал тоже печатал не сразу, а лишь после довольно продолжительного интервала времени, давая негативам «отлежаться». Он говорил: «Обычно я не тороплюсь проявлять пленки. Жду, когда пройдет время, чтобы забыть, как прекрасна была натура, объект съемки. Ибо тогда меньше расстраиваешься». Но мы несколько отвлеклись...
Полноценного фотографического образования в нашей стране до сих пор нет. Да, конечно, в последнее десятилетие появились многочисленные курсы, школы и даже академии (!) фотографии. Но. к сожалению, почти все они платные. Это происходит из-за того, что государственная политика в области образования и культуры, увы, стала на путь коммерциализации. Что касается академий и курсов, где их слушателям выдают дипломы фотографа-художника, то я. честно говоря, не верю, что за один-два месяца, пусть даже за год. в течение которого идет обучение. можно получить полноценное академическое образование. Мне кажется, что было бы корректней и честнее называть такие образовательные учреждения школами или студиями, где молодые люди получают базовые знания и профессиональные навыки в той или иной области фотографии.
Есть и другая проблема: кто и как учит фотографии? Поскольку ваш покорный слуга «отжюрила» не одну сотню детских фотоконкурсов, могу, к сожалению, констатировать, что часто вижу в конкурсных работах ребят взрослый взгляд. И это беда многих наших фотокружков и студий. Порой буквально доходит до прямого указания руководителя: стань здесь, положи предмет сюда, поверни модель вот так... А потом эта работа попадает на конкурс с подписью: «автор Саша Иванов, 15 лет». И темы творческих заданий часто предлагаются руководителями без учета детской психологии и возрастных интересов. Конечно, школа нужна, но отнюдь не в форме натаскивания и шаблонного обучения.
В нашей стране немало талантливых педагогов, которые творчески подходят к процессу преподавания и не строят ученика только под себя и под правила, а идут от личности ребенка. Бывает, но это исключение, когда ребенка не надо учить специальным правилам фотокомпоновки, так как у него от природы, подобно врожденному слуху, заложено чувство композиции. Такого ребенка не стоит втискивать в традиционную систему обучения — ему нужен индивидуальный подход. Недавно мне показали снимки одного 13-летнего мальчика. Он нигде не учился фотографии, но если бы вы увидели его работы, то не поверили бы, что так снимает ребенок. У юного фотографа уже просматриваются свой изобразительный почерк и авторская индивидуальность. Правда, его родители — художники, что немаловажно, потому что художественная среда, несомненно, плодотворно влияет на творческое развитие. Но этот пример — исключение. Таких самородков в фотографии за свою почти 30-летнюю педагогическую практику я встречала лишь трижды, большинству же школа нужна.
Поэтому открытие бесплатных фотошкол (двух-или трехгодичных) как первой ступени обучения — насущная необходимость. Пока их число явно недостаточно, но те немногие, что работают, делают это успешно на протяжении многих лет. К примеру, фотошкола «Самара», созданная на базе студии «Самара» в 1996 году, одна из лучших в стране. В ней обучается около 80 человек в возрасте от 11 до 22 лет. Среди них — воспитанники фотостудий и фотокружков города. Программа обучения рассчитана на 3-5 лет (в зависимости от возраста) и предусматривает подготовку по специальности «Фотограф широкого профиля». В образовательном процессе фотошколы широко используются компьютерные технологии, учащиеся проходят курс компьютерной графики, что позволяет выпускникам работать в качестве дизайнеров и специалистов по компьютерной графике.
Уже не один десяток лет плодотворно работают фотошкола «Софит» (Казань), фотостудия «Улыбка» (Калуга), фотостудия «Лицей» (Москва), фотостудия «Ладога» (г. Новая Ладога, Ленинградская обл.), фотостудия «Артстудио» ДШИ им. М. А. Балакирева (Москва), фотостудия ДТДМ Республики Марий Эл (г. Йошкар-Ола).
Но как же трудно сегодня работать нашим талантливым педагогам, как же их «достали» многочисленные бюрократические препоны и некомпетентность вышестоящего руководства! Особенно активно бюрократия вторгается в их жизнь в последние годы.
Наглядным примером ограниченности чиновников от образования может послужить одно из положений о городском конкурсе детской фотографии, написанное в «лучших» традициях циркулярного письма прошлого века. Нет желания и места цитировать его здесь целиком, приведу лишь несколько наиболее «показательных» моментов. В «шапке», под грифами «Утверждаю» и «Согласовано», стоит не одно или два, а аж целых шесть (!) организаций — от главы префектуры округа и начальника окружного управления образования до военного комиссара района. Те, кто в теме, смогут «оценить» и вот эти пункты положения об оценке конкурсных работ: «... Критерии оценки: масштабность (четкость изображения без ретуширования); копийность (соответствие угла съемки); художественность (соответствие окраски реальному цвету); оформление (культура подачи работы: рамка, пояснительная записка и т.д.)». После прочтения таких вот «циркуляров» с грустным сожалением констатируешь, что во многих сферах нашей жизни все больше и больше непрофессионализм и некомпетентность становятся нормой, а не исключением.
Протестное Письмо Президенту России о том, что дополнительное образование (в частности посещение кружков) должно быть общедоступным и бесплатным, подписали более 1500 человек (среди них и ваш покорный слуга). Но, увы, это никак не повлияло на принятие закона «Об образовании». Он вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Один из депутатов сетует: «Этот законопроект принципиально не меняет ситуацию в отношении дополнительного образования детей. Регулирование данной сферы будет перенесено на уровень региона, который и определит финансовые обязательства на поддержку муниципальной и областной системы дополнительного образования. Конечно, хотелось бы, чтобы на федеральном уровне была закреплена бесплатность дополнительного образования, потому что мы все понимаем его важность. На ближайшие три года в федеральном бюджете эти средства заложены. Но это всего три года, а закон мы принимаем как минимум еще на двадцать лет. Смогут ли регионы, особенно дотационные, выполнять свои социальные обязательства в полном объеме (касательно не только образования), которые возлагает на него федеральный центр? По этому поводу некоторые эксперты склонны утверждать, что в скором времени нас ждет новое экономическое явление — «банкротство региона». Хочется спросить депутата: а зачем тогда голосовали и приняли такой антинародный закон?
Нет, я все-таки хочу закончить свою статью «за здравие», а не «за упокой», потому как вопреки сложным условиям жизни и работы (а когда они были простыми-то?) у нас по-прежнему появляются талантливые фотоюниоры. И к месту здесь будет сказать, что в прошлом году в Казахстане проходили Седьмые открытые молодежные Дельфийские игры среди государств — участников СНГ «Энергия молодых». Конкурсная программа включала 19 номинаций, в том числе, традиционно, фотографию. 800 участников из 16 стран приняли участие в творческих состязаниях. В номинации «Фотография» победителями по результатам двух конкурсных туров (домашнее задание и блиц-конкурс) в старшей возрастной группе (16-20 лет) стали Юлия Строкина (фотошкола «Самара») — золотая медаль и Анастасия Тараканова (Омск, фотостудия «Красная гвоздика») — серебряная медаль.
И педагоги у нас есть замечательные, отдающие свои любовь и знания детям не за деньги, а за идею — возможно. ту самую национальную идею, которую ищем где-то долго и далеко, и все не можем найти. А она рядом и заключается в том, чтобы каждый из нас стремился жить согласно десяти заповедям, а работать — каждый на своем месте, профессионально и с любовью. Наглядным и лучшим подтверждением моих слов станут иллюстрации к этой статье — это работы призеров и участников итоговой выставки всероссийского фестиваля «Юность России 2012». Его организаторы: Союз фотохудожников России и продюсерская компания «РУСАРТ». На конкурс поступило 5950 фотографий, в том числе 2282 — от 40 детских и юношеских фотоколлективов. На выставке, проходившей в Московском городском дворце детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах, было представлено 240 работ. Автором лучшей творческой коллекции названа Кристина Сырчикова из Самары. Она получила Гран-при фестиваля и денежный приз, а ее коллектив — фотошкола «Самара» — был признан лучшим среди молодежных фотостудий страны.
Что касается будущего, то, как говорится, мечтать не вредно. И хотелось бы верить, что скоро в нашей стране откроются бесплатные государственные школы, университеты и даже академии фотографии. Что не только в Москве и Нижнем Новгороде, но и в других городах России создадутся музеи фотографии, фотографические выставочные залы и галереи, финансирование которых будет государственным. Что возрастет число интересных фотожурналов, в том числе и образовательного направления. Что Интернет станет общедоступным, и поэтому многие молодые люди смогут получать фотографическое образование, не уезжая из родных мест. Все это пока кажется утопией, но то, что все больше и больше молодежи (особенно девушек) хотят связать свою жизнь с фотографией, — реальность. И это радует!
(с) Светлана Пожарская