среда, 3 июля 2013 г.

Контрольная работа

На рынке «околошкольных» интернет-сервисов становится горячо: приближается 2014 год, когда по распоряжению правительства все образовательные учреждения должны перейти на электронный документооборот и начать предоставлять доступ к информации об успеваемости, посещаемости и результатах экзаменов через интернет. За аудиторию учителей, учеников и их родителей бьется немало стартапов, предлагающих школам свои готовые решения.


Как это часто бывает, первопроходец, предугадавший, к чему ведет общая логика событий, успел здорово оторваться от конкурентов. Предприниматель Гавриил Леви, в свое время обнаружив, что даже такой простой онлайн-сервис, как «электронный дневник», в России совершенно не распространен (не говоря уже о более сложных продуктах), запустил школьную социальную сеть «Дневник.ру» в 2009 году, еще до упомянутого постановления правительства. С тех пор, говорит основатель компании, в системе зарегистрировалось 565 тыс. учителей, а ежедневная аудитория пользователей ресурса составляет около полумиллиона человек. Инвесторы отнеслись к проекту с полным пониманием и вложили в общей сложности $6,5 млн (Prostor Capital и Runa Capital). Однако и критики лидеру достается больше, чем остальным: рынок-то консервативный и настороженно принимающий новшества. Выпады в сторону проекта в отраслевой преподавательской прессе для основателя «Дневник.ру» уже привычны: то «обличат», что сервис якобы платный, то обнаружат, что он не соответствует требованиям Минобрнауки, то заподозрят, что серверы находятся за границей. Гавриил Леви стойко держит оборону и в ответ выпускает подробные разъяснительные релизы. Пресс-служба компании научилась быстро реагировать на любую информацию, «порочащую деловую репутацию самого крупного образовательного интернет-проекта России».

«Съесть» такой рынок в одиночку все равно невозможно, так что конкуренты у «Дневника» появились довольно быстро. Один из них — «ЯКласс» — недавно привлек инвестиции в размере $2 млн. Этот стартап имеет нероссийское происхождение. В 2009 году он представил сервис на латвийском рынке, а теперь стал осваиваться в России (на адаптацию как раз и понадобились инвестиции). В дальнейшем «ЯКласс» рассчитывает проникнуть на Украину, в Казахстан и другие страны СНГ со схожей системой образования.

lDnevnik.ru, «ЭлЖур», Ballov.net, In-Class, «Электронная школа», «БАРС.Образование», Schoolconnect.ru — это только часть похожих сервисов, которые работают в России. Не слишком ли много для рынка, ключевые потребители которого — учителя и преподаватели — до сих пор обсуждают целесообразность электронного документооборота?

Осенью прошлого года «Дневник.ру» совместно с Группой РИА Новости «Социальный навигатор» провел всероссийский интернет-опрос учителей. Выяснилось, что электронным документооборотом пользуется 73,8% российских школ. Но отношение к новому формату неоднозначно: наряду с плюсами (мобильность управления информацией, прямая связь с родителями) респонденты отмечали минусы — необходимость выполнения двойной работы, проблемы со скоростью интернета в учебных заведениях. В целом школы неохотно используют интернет-сервисы и с трудом переходят на электронный документооборот. Тому есть объяснения. «Во-первых, у нас много преподавателей старшего возраста, которые не горят желанием работать с компьютером, — объясняет директор по инвестициям Runa Capital Гайдар Магдануров. — Во-вторых, от учителей до сих пор требуют вести бумажные журналы. Заполнение электронных аналогов создает дополнительную нагрузку».

Среди школ, пользующихся сервисом «Дневник.ру», насчитывается 500, которые полностью отказались от бумажного журнала. В общей массе не много, но для Гавриила Леви эта цифра — все равно повод для гордости: ведь она показывает, что его сервис предоставляет школам достаточный функционал для комплексного перехода на электронный документооборот. И функционал этот гораздо шире проставления оценок.

«Дневник.ру» уже успел завоевать известность на Украине: здесь по лицензии работает Shodennik.ua, к которому подключилось более половины всех школ страны (10 тыс.). Следующий этап развития связан с выходом на рынки Израиля и США: сегодня в этих странах идет бета-тестирование. Монетизация сервиса происходит за счет продажи дополнительных опций вроде СМС-рассылки и объявлений, СКУД, услуги «Электронная столовая». «Базовый функционал, связанный с обеспечением образовательного процесса, всегда был, есть и будет бесплатным», — обещает Гавриил Леви.

В отличие от электронного документооборота, сегмент обучающих сервисов остается практически свободным для игроков. Руководитель партнерских программ компании LinguaLeo Вадим Бабешкин находит этому явлению вполне логичное обоснование: «Вы только представьте, какая задача стоит перед разработчиком подобного решения. Во-первых, нужно создать универсальный сервис для учителей, которые зачастую используют разные методики и придерживаются разных взглядов. Во-вторых, сделать его настолько простым и удобным, чтобы одновременно повысить качество обучения и его скорость. В-третьих, заинтересовать своим решением сразу несколько групп потребителей: учителей, учеников и администрацию образовательных учреждений. Эта задача не из простых». Стоит отметить, что LinguaLeo в этом смысле очень повезло: школы сами почувствовали необходимость в сервисе, который изначально ориентировался на широкую аудиторию — фактически на любого желающего изучать и практиковать английский язык. Почувствовав спрос, команда проекта запланировала разработку специальной версии для школ с возможностями групповых занятий на сайте и в мобильных приложениях, а также интерактивными домашними заданиями, контролем активности учащихся. «Все это, включая геймификацию, поможет значительно повысить вовлеченность учащихся в процесс и, безусловно, скажется на его качестве», — уверяет Вадим Бабешкин.

Все шансы занять достойное место в сегменте обучающих онлайн-сервисов имеет «ЯКласс», предоставляющий методические материалы по основным предметам, обязательным для ЕГЭ, — русскому языку, алгебре и геометрии. К сентябрю команда проекта обещает расширить базу за счет литературы и естественных наук — физики и химии. Спокойному развитию способствует сама обстановка: в отличие от «Дневника.ру», «ЯКласс» не задевают конкуренты, их фактически нет в России. В Америке, отмечает CEO проекта Валерий Никитин, работает похожий сервис — IXL Learning, но в ближайшей перспективе «ЯКласс» вряд ли где-то с ним пересечется. Монетизация проекта ведется по модели freemium: материалы по основному блоку предметов будут бесплатны, тратиться пользователю придется, только если понадобятся подсказки к заданиям и правильные решения. Для учителей весь методический контент доступен бесплатно.

Есть еще один любопытный продукт для русскоязычных школьников и студентов — сервис для публикации расписаний онлайн Schoodle, разработанный командой украинских специалистов во главе с Александром Ланкмилером. Schoodle предлагает ученикам самостоятельно вносить расписания и получать их в удобном виде — онлайн, в варианте мобильной версии, виджета на сайт и даже постера. Этим он и отличается от электронных дневников, где аналогичной работой занимается администрация. В расписание добавляются любые данные: предметы, фамилии преподавателей, аудитории, типы предметов и другая информация. Проект не претендует на глобальность, не подпитывается деньгами инвесторов, но все же у команды есть планы по дальнейшему развитию — созданию учебного календаря с расширенными опциями. Монетизируется Schoodle, как признается Александр Ланкмилер, пока только за счет рекламы.

Главный редактор интернет-журнала Edutainme Наталья Чеботарь ежедневно следит за появлением новых образовательных сервисов и технологий. По ее словам, в мире сейчас наблюдается бум образовательных стартапов, а в России только-только начинается какое-то движение. «В первую очередь это коснулось корпоративного сегмента, где понятны механизмы монетизации, — поясняет Чеботарь. — Более социально ориентированные проекты только нащупывают способы извлечения прибыли (это видно на примере Coursera), отрабатывают разные варианты партнерских программ. С монетизацией дошкольных и студенческих проектов все более или менее ясно: в первом случае платят родители, во втором — работодатели. А вот с кого брать деньги в школьном сегменте, пока не понятно. Дети скорее предпочтут приобрести игру, родители выберут что-то серьезное, проверенное и соответствующее школьной программе».

Но, помимо монетизации, существует и другая, сугубо российская проблема — дефицит современного качественного контента. Во всем мире образовательные стартапы строят системы обучения на базе огромного объема качественных образовательных материалов, которые включают оцифрованные бумажные учебники, игры, видео, симуляторы. У нас же дела с контентом обстоят неважно: советские учебники уже неактуальны, а новых материалов не так много. Да и сами школы, по словам Натальи Чеботарь, подобны «закрытым военным объектам», куда просто так с коммерческим предложением не зайдешь. Поэтому разработчикам проще создавать такие образовательные сервисы, которые не предполагают прямого взаимодействия с учебными заведениями. В основном это онлайн-репетиторы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ. «Разработчикам нужно создать запрос снизу, — уверена Чеботарь. — Без учителей делать образовательные проекты, как показывает международный опыт, невозможно. Может быть, в скором времени и у нас начнется бум преподавателей-предпринимателей. Если идеи и инициативы будут идти от них как потребителей и инсайдеров, шансов на широкий охват у таких проектов, конечно, будет больше».

Алексей Пламадялов, глава проекта «Ваш репетитор» (компания Eruditor), считает, что большую роль играет также отношение школьников к образованию вообще и к школе в частности: «Обычно школа воспринимается как некая промежуточная ступень перед началом работы со средней квалификацией или приобретением высокой квалификации в вузе. На мой взгляд, это неправильно. Успешный образовательный сервис, предоставляющий услуги за рамками школьной программы и ориентированный на массового потребителя, должен изменить существующее отношение к школе, причем не только у учеников, но и у их родителей». Для этого сервис, по мнению Пламадялова, должен работать в двух направлениях: с одной стороны, ориентироваться на родителей как на плательщиков услуг, с другой — привлекать школьников. Для стартаперов это одновременно и смелый вызов, и открывающиеся возможности.

По наблюдениям Натальи Чеботарь, сегодня в буквальном смысле идет охота на идеи в сфере образования, особенно в России и Европе. Поэтому у стартаперов, занимающихся образовательными сервисами, есть все возможности привлечь внимание инвесторов. Но есть и более заманчивые перспективы — шансы обеспечить себе в будущем относительно спокойную жизнь. «Классические знания, которые человек получает в школе, остаются неизменными на протяжении десятилетий, — замечает Валерий Никитин («ЯКласс»). — Предложив школам действительно полезный продукт, можно не просто захватить большую аудиторию пользователей, но и обрести устойчивое и стабильное положение на образовательном рынке».

(с) Яна Аржанова