Про таких как Иван Федоров говорят: «Он был обречен стать героем». Самый результативный советский летчик-истребитель, испытатель многих десятков самолетов, участник пяти войн, кавалер правительственных наград почти десятка стран Но при этом весьма авторитетные военачальники называют Федорова «советским Мюнхгаузеном», а его имени нет в списке асов СССР. Согласитесь, человек с такой богатой и противоречивой биографией заслуживает того, чтобы о нем наконец-то рассказали правду.
Лестница в небо
Родился Иван Евграфович Федоров в 1914 году в Харькове, вскоре семья перебралась в Луганск. Революция и Гражданская война разбросали по свету семью Федоровых, и с 1921 по 1927 год будущий Герой Советского Союза беспризорничал.
Потом упущенное время Иван наверстал быстро. Он окончил фабрично-заводское училище, рабфак и летно-планерную школу. Затем Иван работал машинистом на заводе в Луганске, посещал авиакружок. Первый в-своей жизни полет Иван совершил на собственноручно сконструированном и построенном планере. Он поднял его в воздух только с девятого раза. Уже тогда сверстники отмечали его упорство и полнейшее отсутствие почтения к авторитетам.
В 1932 году Федоров был призван в РККА, позже окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. Уже там он добился удивительной статистики: 48 благодарностей и 63 взыскания. При этом летные характеристики у него были сногсшибательными. Даже в аттестационной книжке была сделана запись, нехарактерная для скупого бюрократического стиля Страны Советов: «В пилотировании и бомбометании равных не имел».
Мне в хвост вышел «Мессер»...
В мае 1937 года Федоров вместе с 11 советскими пилотами был в Париже. Там их встретил представитель республиканцев и сказал, что вечером летчикам покажут контракты. За каждого сбитого противника полагалось 27 000 песет. Федоров попросил вместо контракта показать ему самолет и механика.
Противостоять поначалу приходилось устаревшим немецким «Хенкелям» и итальянским «Фиатам», которые уступали даже советским бипланам И-15. Однако позже появились опытные образцы «Мессершмиттов» БФ-109. Они быстро загнали республиканскую авиацию на аэродромы. Даже на И-16 противостоять этим машинам было чрезвычайно трудно.
Но Федоров вступал в бой с вражескими самолетами любых типов и не обращал внимания даже на тройное численное превосходство. В первом же бою, 17 июня, его группа наткнулась на шесть бомбардировщиков противника, которых прикрывали два «Мессера». Бой был коротким, но скрыться смог лишь один бомбардировщик. Еще один заставили сесть на республиканский аэродром.
Всего Федоров совершил в Испании 286 боевых вылетов и, согласно архивной справке, сбил 13 машин врага лично и 11 в группе. Испанцы прозвали его Красным дьяволом и подарили роскошную виллу. Впрочем, Федоров тут же передарил ее своему технику. А вот от высшего ордена Испании - «Лавры Мадрида» - не отказался.
Специально «выписанные» из Рейха немецкие асы попытались устроить охоту на группу Федорова. Для одного из них это предприятие обернулось позорным пленением вместе с машиной. Федоров позволил немцу зайти себе в хвост, увел из района боя, а затем неожиданным маневром перестроился и сам стал преследовать противника, но не сбил, а прицельными очередями «впритирку» к корпусу заставил сесть на свой аэродром.
Испанская эпопея едва не закончилась для Федорова трагически. Возвращаясь с боевого задания, он был случайно сбит собственной зенитной артиллерией, но смог выжить.
Мимо звезд
В феврале 1938 года героев Испании чествовали в Кремле. Уже был подготовлен указ о присвоении Федорову звания Героя Советского Союза. Но на банкете вспыхнула драка. Какой-то чин НКВД выхватил пистолет и выстрелил в живот офицеру-танкисту. Федоров выбил у того оружие и сбил с ног. Больше он ничего не делал, просто ушел. Но из наградных списков вычеркнули всех участников потасовки.
В конфликте на озере Хасан он записал на свой счет четыре японских истребителя, во время советско-финской войны сбил еще четырех врагов. Тем не менее действующую армию Федорову пришлось оставить.
Июнь 1941 года он встретил в Урумчи, где испытывал И-16, которые собирались для войск китайских коммунистов.
В феврале 1942 года он вернулся в СССР - служил испытателем при Горьковском авиазаводе и постоянно, но безуспешно просился на фронт. Пришлось «дезертировать»: перегнав в июле 1942-го очередной ЛаГГ-3 на Калининский фронт, Федоров наотрез отказался возвращаться. Как раз в эти дни вышел знаменитый приказ №227 («Ни шагу назад!»). Помимо строжайшего запрета на отступление там содержалось и положение о формировании штрафных частей.
Коснулось это и ВВС. Именно группу пилотов-штрафников, прикомандированную к Центральному, Калининскому и Ленинградскому фронтам, и возглавил Федоров. А в офицерской книжке оказались совсем другие записи. Федоров числился командиром полка асов, заместителем командира дивизии, командиром дивизии.
Всего Федоров сбил, по разным подсчетам, от 96 до 106 самолетов фашистов. Ивана Евграфовича неоднократно представляли к званию Героя Советского Союза, но летчик так его и не получил. Не слишком его любило высокое начальство, да и не собирались штабисты вникать в подвиги штрафников. Им вообще не слишком старательно засчитывали сбитые самолеты, требуя перепроверок всех данных. А наземным частям подтверждать успехи «федоровцев» и вовсе резона не было - самим тоже нужны награды.
Так и получилось, что Федоров сбил около 100 вражеских машин, собрал огромное число наград, для присвоения которых не требовалось формальное решение Кремля, но высшей почести не удостоился. А у трижды Героя Кожедуба, считающегося лучшим советским асом, - всего 64 сбитых самолета.
Информацию о летчиках-штрафниках рассекретили лишь в 2004 году. Во время войны такие части официально не существовали. Хотя даже английские историки признают, что Федоров сбил 49 фашистов лично и 47 в группе.
Лучше всего героя нашего рассказа характеризует бой 23 сентября 1942 года. Немцы скрытно подобрались к аэродрому штрафной части, причем в авиагруппе было большое количество штурмовиков и истребителей прикрытия. Взлететь успел только Федоров. Он и принял бой с 24 (!) самолетами противника. Летчик сразил один «Юнкере», потом подбил еще два, после чего раненый на сильно поврежденной машине сел на собственный аэродром. И снова вместо Звезды Героя - лишь орден Отечественной войны.
Зависть генералов
После войны Федоров служил испытателем в ОКБ Лавочкина. Он был, пожалуй, самым засекреченным летчиком СССР. Иван Евграфович освоил 267 типов самолетов, поставил несколько рекордов. За один из них Федоров получил долгожданную Звезду Героя, когда первым в мире разогнал машину до 1000 километров в час. Случилось это в 1948 году.
Но Федоров мечтал еще послужить стране, и такой случай ему представился. Иван Евграфович в составе группы советских летчиков принимал участие в корейской войне 1950-1953 годов. Там ему пришлось столкнуться с американцами, мнившими себя королями воздуха и к тому же имевшими численное преимущество. Но мастерство советских пилотов оказалось выше. Несмотря на все ограничения, наложенные командованием, нашим летчикам долго удавалось удерживать господство в воздухе. Советским асам запрещалось покидать воздушное пространство Северной Кореи и даже летать над нейтральными водами.
Есть все основания полагать, что Федоров в корейской войне сбил 10 или 11 самолетов противника. Ведь этот конфликт был площадкой для проверки новейшего советского МиГа-15 в боевых условиях, так что без одного из лучших испытателей страны дело вряд ли обошлось, и не верить ему странно.
Однако неверующие со временем нашлись. Застрельщиком выступил генерал-лейтенант авиации Степан Микоян (сын сталинского наркома Анастаса Микояна). «Поданным личного дела И. Е. Федорова в Испании он сбил два самолета, а в Великой Отечественной войне совершил 114 боевых вылетов, провел 15 воздушных боев и сбил 11 самолетов лично и один в группе. Таранов самолетов противника он не совершал... А в корейской войне, о чем Федоров рассказывает, он вообще не участвовал и американские самолеты не сбивал», - писал Микоян.
Нашлись и другие свидетели, утверждавшие, что Федоров болезненно жаждал наград и славы, отчего часто сочинял нелепые байки, а на фронте занимался приписками. В основном они ссылались на личное дело, в котором нет упоминания о некоторых эпизодах военной карьеры нашего героя. Особенно яростно накинулись на военный период и, в частности, на историю с летчиками-штрафниками. Мол, не было в Красной армии таких подразделений. В результате к Федорову прочно приклеился ярлык «барона Мюнхгаузена советских ВВС».
Говорят, Федоров и в самом деле любил за «рюмкой чаю» немного приврать. То в эпопее «Челюскина» участвовал, то награды из рук Гитлера принимал, то самого результативного аса немцев Хартманна сбивал, а то и вовсе сбрасывал первую советскую атомную бомбу.
Однако архивные документы не врут, а в донесениях командующего 3-й воздушной армией Громова прямо описан эпизод с одиночным боем против 24 немецких самолетов (как и многие другие подвиги Федорова). Что же до корейской войны, то официально на ней вообще не было ни одного нашего аса.
Но разве из-за этого нужно отрицать совершенные подвиги и 134 сбитых в разных войнах самолета противника? Бывают у настоящих героев и более вредные привычки, чем байки травить.
(с) Борис Шаров