четверг, 20 июня 2013 г.

Научитесь играть со своими детьми!

Всем нам хотя бы в теории известно, что детей надо воспитывать. Но воспитывать - это значит еще и играть! А если мы, взрослые, делать этого не умеем или нам просто скучно?


Все начинается с рождения - щекотка и поглаживания, брызги в ванне и «идет коза рогатая»... «Дети растут играя: они исследуют мир, каждую минуту совершая открытия», - говорит Монтессори-учительница Елена Хилтунен. «Игра для ребенка - это способ познания мира и самого себя», - добавляет психолог, автор проекта «Домашняя ифотека» Александра Романова. Маленькие дети нуждаются в том, чтобы самим открывать мир. Они впитывают жизнь, не стараясь запомнить, не имея четкой цели. Поэтому взрослым важно внимательно наблюдать за игрой ребенка, поддерживать его усилия - такова цена его будущей самостоятельности.

Дети 3-4 лет пытаются понять, как устроен мир, узнают себя и учатся дружить со сверстниками. «Во время игры возникает особая атмосфера доверия между всеми ее участниками, - продолжает Александра Романова. - Родители на время оказываются на равных со своими детьми». А значит, у них есть возможность -в игре, ненавязчиво - затронуть любые вопросы, которые волнуют их сына или дочь, уменьшить детскую тревогу, распутать конфликты. Для младших школьников игра - словно психотерапия для взрослых. Постоянные напоминания о его несовершенстве способны обесценить успехи даже самого старательного ребенка. А игра восстанавливает силы, позволяет испытать победу, почувствовать себя умелым, активным, компетентным. Взрослым необязательно напрямую участвовать в ней, но важно обсуждать с детьми их интересы и рассказывать о своих. Время, потраченное на игру, никогда не бывает потерянным. Итак, вы готовы в нее включиться?

ИГРАТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ

В игре мы можем научить детей многим навыкам (рисовать, пользоваться молотком, плавать, готовить еду...), принципам (командный дух, честность, уважение к правилам), отношению к жизни (любознательность, вкус к риску, упорство). Но только если мы сами свободно владеем этими навыками и следуем этим принципам. И если мы способны играть по-настоящему, творчески, увлеченно. «Организуйте пространство для игры, выделите достаточно времени, заранее определив, когда наступит время обеда или учебы», - говорит Александра Романова. Не упрекайте, что он все время отвлекается, не сердитесь из-за опрокинутой краски. Все удовольствие будет испорчено, как только вы вернетесь в реальность. Не жульничайте, позволяя детям все время выигрывать. Они чувствуют обман, такая победа их унижает. Для маленьких детей выбирайте игры, в которых многое решает случай, где участники делают одно общее дело. Дети постарше ценят соревновательность - для мальчика нет большего удовольствия, чем помериться силой с отцом и победить его в компьютерной игре или на теннисном корте!

ВЫБИРАТЬ ПРОСТЫЕ ИГРЫ

Никогда еще рынок игр и игрушек не был столь многообразен. Но родители предпочитают классику: развивающие игры, «Монополию» и «Эрудит» для детей постарше. «Они поступают так потому, что уверены: игра ради удовольствия - это несерьезно, - говорит Александра Романова. - И предпочитают не просто играть, а играть со смыслом».

Чтобы расти и развиваться, детям не нужны специальные игрушки - им достаточно того, что их окружает, считают последователи педагогики Марии Монтессори. «Предложите ребенку простые предметы из повседневной жизни: природные артефакты (шишки, камешки, ракушки), бытовые предметы (ложки, плошки, прищепки...). Изучая их, способ их действия и взаимодействия, дети будут не спеша развивать абстрактное мышление - сравнивать, анализировать, самостоятельно осваивать цвет, форму, вкус, качество, величину», - рассказывает Елена Хилтунен. Все, что прожито самостоятельно, гораздо лучше развивает ребенка, чем игры со штампом «развивающие»: они не оставляют пространства для маневра и буквально уничтожают воображение и фантазию. Учите детей рассказывать о том, во что они играют, объяснять вам правила или обосновывать стратегию игры. Ребенок станет подбирать точные слова, выделять причинно-следственные связи, будет учиться говорить так, чтобы его поняли.

УМЕТЬ ОСТАВАТЬСЯ В СТОРОНЕ

Хорошо, если ребенок умеет играть один. Это значит, что его не пугает неизвестное, не страшат временные неудачи и он уже знает, что в результате усилий его ждет удовольствие. В игре дети могут проявлять самые интимные эмоции и сексуальное любопытство. Они испытывают свою агрессивность и находят умиротворение, бессознательно проигрывая свои фантазии. «Именно поэтому родителям не стоит вмешиваться, даже если ребенок «наказывает» плюшевого мишку или устраивает любовное свидание Барби и Кена со всеми подробностями», - говорит Александра Романова.

Случаются и провокации. Например, играя, ребенок 3-4 лет может «закурить». Не реагируйте бурно, это только подстегнет его интерес. «Постарайтесь понять, для чего ему нужна эта игра, - советует психолог. - Если сын или дочь не раз возвращается к ней, скорее всего, ребенок пытается осмыслить ситуацию, которая его беспокоит. Не побуждайте его скорее переключиться на что-то другое». Когда играет компания из нескольких детей (и вас не приглашают), разумно также остаться в стороне. Хотя это не значит, что вам нельзя выступить арбитром в споре или перераспределить роли, если кто-то один хозяйничает, а остальным становится скучно.

НЕ ПРИНУЖДАТЬ СЕБЯ

Должен ли я играть со своими детьми, если я этого не люблю? И как быть с чувством вины, которое появляется при одном только взгляде на песочницу или коробку с игрушками? Наши эксперты единодушны: не нужно себя заставлять. Преодолевая себя, мы все равно играем без удовольствия, дети чувствуют это и сами теряют интерес. В этом случае лучше отвести ребенка в игротеку или детскую студию, где с детьми играют профессионалы, или пригласить в гости друзей ребенка. Александра Романова советует сказать ребенку прямо, что вы не любите играть в солдатики или в «дочки-матери» (избегая радикальных высказываний: «Я никогда не буду с тобой играть», «Я вообще не люблю играть», «Игра - это скучно»). «А чувство вины можно «пустить в дело», участвуя в игре опосредованно: сшить одежду для кукол, набрать шишек и палочек на улице или пополнить коллекцию журналов, которые нравятся ребенку, чтобы он чувствовал: его поддерживают». Некоторым из нас не хватает воображения, и мы не можем представить себе игры не из магазина. Но играть можно во что угодно: готовить вместе завтрак, соревноваться, кто больше найдет грибов в лесу, играть в «города» по дороге из школы... Найдите то, что нравится вам самим, вспомнив свое детство или, наоборот, исходя из ваших сегодняшних увлечений. Зарядка, домашние спектакли и даже садоводство - все это тоже игра, если заниматься ею с удовольствием, фантазией и не ставя перед собой высоких педагогических задач.

ЧЕРЕДОВАТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ

Предлагайте ребенку игры в соответствии с его возрастом, психомоторным и эмоциональным развитием. Не забывайте, что главное - чтобы он чувствовал удовольствие. Оберегайте дошкольника от ситуаций, где он обязательно проиграет и будет считать себя неудачником. Так, в семейном кругу лучше избегать игр, требующих знаний или подразумевающих интеллектуальное соревнование: в них преимущество имеют старшие и возникает риск подорвать самооценку младших. Игры на свежем воздухе (от подвижных салок до задумчивого петанка), творчество, моделирование из деталей конструкторов на собственный вкус - варьируйте разные занятия, это позволит развивать компетентность ребенка на разных уровнях и приоткроет ему разные миры.

Не настаивайте слишком, если он отказывается. Его (и ваше) удовольствие - главный критерий выбора занятий. Время от времени предлагайте поиграть вто, что нравится вам самим. «Не беспокойтесь, что у вас не получится, - говорит Александра Романова. - Просто начните играть и разделите удовольствие с ребенком».

ПРИМИРИТЬСЯ СО СКУКОЙ

Ребенок скучает? Не спешите его развлечь: скучать (также как и играть) детям необходимо для того, чтобы расти. Именно в такие моменты они придумывают что-то новое, фантазируют, учатся понимать свои желания. Это хороший повод задуматься о себе и «приручить» себя. Скука - лучшая профилактика упадка сил. Она также позволяет ребенку осознать, что он обладает внутренними ресурсами, чтобы играть в одиночку. Как иначе ему об этом узнать, если родители постоянно к нему с чем-либо обращаются, вовлекают в какие-то занятия? По мнению психолога Даниэля Марселли (Daniel Marcelli), многие из нас так поступают, потому что сами испытывают огромный бессознательный страх перед пустотой - этот страх подталкивает нас судорожно заполнять чем-то свою жизнь. Многим приходится вновь учиться жить медленно, не спеша получать удовольствие от простых занятий, созерцать и учить этой неспешности и внимательности детей. Кроме того, некоторых родителей смущают скучающие, ничем не занятые дети. «В такие моменты ребенок абсолютно свободен, - напоминает психолог, - он погружен в свои мысли и, конечно, ускользает от контроля родителей».

Мы живем в мире технологий. Дети (как и мы) постоянно перескакивают с одного на другое: подросток смотрит телевизор, одновременно стуча по клавиатуре компьютера и прижимая к уху мобильный телефон. Даже секунда тишины способна вызвать ощущение пустоты. «Старайтесь ограничивать время, проводимое перед экранами, - советует Даниэль Марселли. - И учите детей, пока они еще восприимчивы, ценить такие удовольствия, как прогулка по лесу или чтение».

(c)  Елена Шевченко