Аромат детства, запах бунта или соблазнения -у подростков с духами свои отношения. Какую роль ароматы играют в становлении их личности и чем отличается «юношеская» парфюмерия?
Самыми первыми ольфактивными воспоминаниями для нас становятся запахи младенчества - матери, дома и всего, что окружает ребенка, когда пробуждается его обоняние. «Москвой пахнет!» - замечает 4-летний Гриша, возвращаясь в квартиру после дачного лета. «Почему она украла мамин запах?» - возмущается 5-летняя Оля, узнав на ком-то в автобусе знакомые духи. «Давай постоим, поедим этот вкусный воздух», - мечтательно предлагает няне Вася трех с половиной лет, стоя около кондитерского магазина. Мы улыбаемся этим наивным словам, не задумываясь, что они отражают пробуждение сознательного обоняния. Именно в такие мгновения ребенок начинает воспринимать запахи сами по себе, а не просто как часть предмета или человека. Мир ароматов еще долго будет для него делиться на «вкусно - не вкусно», «приятно - противно», знакомое и чужое. Но именно эти детские ассоциации во многом повлияют на восприятие парфюмерии в будущем.
Обычно свой первый парфюм девочки и мальчики получают сегодня лет в 11 -13. (Речь не о тех детских духах, которые выпускаются скорее для того, чтобы потешить тщеславие родителей.) «Не стоит спешить с таким подарком, - предупреждает психолог Мариз Вайан (Maryse Vaillant). - Это может лишить девочку возможности познавать себя, чувствовать трансформации своего тела и его запаха. Ей навязывается уже определенный женский образ, тогда как свой ей только предстоит еще найти».
В период полового созревания у подростков начинаются перепады уровня гормонов. «Это часто усиливает обоняние или, наоборот, провоцирует частичную его потерю: подросткам может казаться, что они слишком сильно пахнут, или же у них исчезает ощущение собственного запаха», - продолжает психолог. И в обоих случаях на помощь приходит парфюмерия, перекрывая запахи тела, которые тинейджер не может контролировать. То есть поначалу парфюмы несут в себе скорее гигиеническую, нежели сексуальную подоплеку. Аромат придает подростку уверенности в этом тревожном и притягательном мире. Он, словно мантия-невидимка, окутывает тело, скрывая его призывы от посторонних глаз. Точнее, носов.
Собственное мнение
У тинейджеров собственное аромамнение часто идет за «зовом стаи». Покупка пар-фюма, особенно у девочек, - дело коллективное, как и многие поступки в этом возрасте. А выбор определяет не столько сам аромат, сколько его название, обрамление, реклама и, разумеется, мнение подружек. Времена, когда перед дискотекой они выпрашивали мамину нарядную кофту и тайком пользовались родительскими духами, давно прошли. Сегодня у юных своя мода - на одежду, макияж, стрижки и, разумеется, ароматы. Осознав это, производители развили бурную деятельность: за последнее десятилетие практически у всех известных марок (Chanel, Dior, Prada, Guerlain, Givenchy...) появилось «молодежное направление». А некоторые, например Cacharel и DKNY, и совсем переориентировались на тинейджерскую аудиторию. Духи для юных имеют все оттенки, свойственные этому возрасту: привкус недавнего детства, дух непокорности и, конечно, легкие ноты беспокойной темы сексуального становления. Бренды предлагают молодежи ароматы с подчеркнуто протестными названиями: Loverdose, Diesel; Amor Amor Forbidden Kiss, Cacharel. Чего стоит одна «убойная» марка Juliette Has a Gun («У Джульетты есть пистолет») с целой обоймой хулиганских парфюмов! Повсюду с прилавков звучат ароматные призывы к неповиновению - каждый производитель ищет свои пути к юношеской аудитории.
Ароматный мир
Любительницы сладкого, девочки-подростки невольно ищут аппетитные ноты и в духах, выбирая конфетно-фруктовые запахи. На это и делают ставку парфюмеры, насыщая юношеские ароматы всевозможными гурманскими компонентами: черешня, земляника, карамель и попкорн в Miss Dior Cherie; яблоки и пралине в Nina, Nina Ricci; миндаль, черешня и лакрица в Little Black Dress, Guerlain. Каждый набор нот звучит как описание аппетитного десерта. Как тут устоять! Завершающим аккордом обычно идет белый мускус - животная нота, дающая особый «эффект второй кожи»: девочки словно вновь оказываются в материнских объятиях, по которым хранят ностальгию, несмотря на стремление к независимости.
У юношей же лидируют свежие запахи. Они создают ощущение чистоты, которое так необходимо активному подростку, чьи потовые железы работают в максимальном режиме. Кстати, в отличие от сверстниц, мальчики с удовольствием пользуются отцовскими парфюмами. «В 12 лет папа отдал мне полфлакона своего Chrome, Azzaro, - вспоминает 18-летний Юрий. - В стрессовых ситуациях этот знакомый запах меня успокаивал». Неслучайно в рекламной кампании Chrome всегда присутствуют отец и сын: верная стратегия позволяет этому парфюму второе десятилетие сохранять популярность.
Но «донашивать» родительские ароматы юноши будут недолго. Стремление к самостоятельности приведет их к парфюмерным прилавкам: инициация в собственный мир ароматов будет завершена.
(c) Мария Тараненко