Фобии возникают из неисчезнувших вовремя страхов. К сожалению, у наших детей есть масса причин бояться. К счастью, у нас есть время, чтобы побороть их страхи и предотвратить появление фобий.
Как и у любого другого живого существа, у человека имеется дар — прекрасный внутренний защитник, готовый предупредить его об угрозе и помочь выбраться из любой рискованной ситуации. Если бы человек ничего не боялся, он попросту не выжил бы. Функция страха и интуиции — защитить от излишнего риска, уберечь от опасности. Плохо, что человек разумный не доверяет своим чувствам полностью. Особенно современный, который привык полагаться па то, что призвано его защитить: технические гаджеты, социум. Но психологи утверждают, что интуиция и чувство страха более надежные защитники, чем бдительные соседи, правоохранительные органы, сигнализации, высокие заборы и электронные замки. Настоящий здоровый страх не парализует, он придает человеку силы, помогает сделать то, на что в обычных условиях тот никогда бы не решился. Ученые называют страх неотъемлемым звеном эволюции человеческого рода. Именно боязнь погибнуть всегда предотвращала слишком рискованные, безрассудные, импульсивные действия.
Со временем страх приобрел еще и социальные черты. Мы боимся чудовищ, призраков, пожара, короче, всего, что представляет опасность в физическом смысле. Но нас пугают также и одиночество, стыд, осуждение, невозможность быть самими собой. И если инстинктивный страх формируется еще в перинатальный период, то социальный страх (надформа, как ее называют специалисты) — с 3-6 лет. Как первый вид страха, так и второй можно побороть и забыть о нем навсегда, а можно превратить в фобию. Каждая фобия рождается из страха, но далеко не каждый страх является фобией. Фобия — это застрявший страх, это неконтролируемое человеком состояние, которое нужно лечить.
История не умалчивает...
Первая фобия была описана две с половиной тысячи лет назад. Тогда к Гиппократу пришел человек, на которого наводило ужас... звучание флейты. Вылечил ли великий врачеватель беднягу, неизвестно. Но свое название страх флейты получил: аулофобия. В настоящее время ею страдают немногие. Но и без аулофобии современному человеку приходится нелегко: психологи сталкиваются с 1300 других страхов. В основе некоторых фобий лежат вполне обоснованные страхи. Другие покажутся дикими и непонятными, но только не тем, у кого они есть.
Кроме необычной на первый взгляд аулофобии есть фобии «по-экзотичнее»: лепидоптерофобия — боязнь бабочек, или селенофобия - боязнь луны, или нефофобия - ужас перед облаками. Все они довольно распространенные, кстати.
Мама, не уходи!
Страх сам по себе возникнуть не может. Психологи заметили, что впервые он появляется при непосредственном столкновении с психотравмирующей ситуацией. Затем для его возникновения достаточно лишь ее ожидания. Впоследствии это чувство может возникать при одном лишь представлении этой ситуации.
Ярким тому примером является страх разлуки с матерью. Неосознанное чувство возникает у крохи примерно в 8 месяцев. В два-три года малыш испытывает уже осознанный страх разлуки. Не избавившись от боязни и тогда, он может через несколько лет испытывать взрослую фобию.
У некоторых детей реакции едва заметны, у других — очень сильны. Но обычно к годику, когда кроха понимает, что вещи и люди не исчезают совсем, если на время пропадают из его поля зрения, он начинает самостоятельно справляться с ситуацией, на какое-то время оставаться без любимой мамочки. Он, правда, протестует, но, если дать ему время, постепенно пересиливает свой страх расставания и перестает паниковать всякий раз, как только мама отходит от него к входной двери.
Ребенок должен справиться со своим страхом сам. Иначе в будущем это переживание может перерасти, к примеру, в аутофобию — страх одиночества или ануптафобию — боязнь остаться без партнера. Помните, пока малыш боится, но борется со страхом, он испытывает нормальное чувство, которое постепенно пройдет. Если же ребенок избегает, не принимает данных условий, паникует, лишь почувствовав предстоящую разлуку, а родители не помогают ему справиться с переживаниями, а идут у них на поводу, такие эмоциональные стрессы нередко перерастают в фобию. Это как с самолетом: пока человек боится летать, но летит, он испытывает страх. А если выбирает любой вид транспорта, только не воздушный, — страдает фобией.
Откуда что берется?
Что происходит в организме человека, когда он испытывает страх? Быть может, снимая физиологические симптомы, можно избавиться и от эмоций? Нам известны высказывания: «Сердце ушло в пятки», «У страха глаза велики». Достаточно точные картинки.
В человеческом мозгу есть особая зона, которая связана с чувствами страха и недоверия, так называемая мозжечковая миндалина. С приближением опасности она всегда активизируется. Идет очень мощный выброс целого ряда гормонов, не только адреналина. Поэтому, когда мы пугаемся, наш организм реагирует так же, как и при любом другом стрессе: повышается наш энергетический запас. Человек на физическом уровне чувствует прилив сил. Естественно, что им необходим выход.
В момент страха нужно дать себе физическую нагрузку как минимум эмоционально и активно рассказать об этом кому-то из близких. В противном случае нарушается баланс между физической и психической активностью человека. А это приводит к нарушениям работы сердечно-сосудистой системы, различным иммунным и аллергическим реакциям.
Как взрослому, так и ребенку нельзя прятать свой страх, переживать его молча, ему необходимо в прямом смысле изгонять его с помощью физической нагрузки. Спорт, активные игры, прогулка, пение или игра на музыкальном инструменте — все это действенные терапии страха. Хорошо бы в детской комнате установить шведскую стенку или спортивный уголок, батут, боксерскую грушу, где малыш мог бы в любой момент выплеснуть свою энергию. Если есть возможность, регулярно посещайте с ребенком бассейн. Вода прекрасно расслабляет и снимает стресс.
Фантазии порождают фобии
Возникновение страхов обусловлено массой факторов: темпераментом ребенка, общим состоянием его здоровья, особенностями личности, типом семейного воспитания, отношением с окружающими. Обычно страхи испытывают впечатлительные, застенчивые, нерешительные малыши. Как правило, они смышленые, с хорошо развитым воображением. И если их ничем не занимать длительное время, то страхи не заставят себя ждать.
Психологи считают, что именно ничем не занятое воображение фантазера способно порождать всяческие «страшилки». Но не только. Многие стойкие боязни могут быть связаны с психическими травмами. Некоторые дети сильно пугаются, оказавшись без взрослых во время грозы. Кого-то надолго травмируют жуткие сцепы, случайно увиденные по телевизору.
Последствия психических травм устраняются с большим трудом. Особенно если это ранние, полузабытые, как говорят психологи, вытесненные в сферу бессознательного воспоминания.
Поэтому необходимо найти реальную причину страха ребенка, но каждый случай требует индивидуального подхода. Поможет вам в этом профессиональный детский психолог. А от вас требуется как можно быстрее отреагировать на тревожное поведение вашего сына или дочери. Ведь запущенный страх перерастает в фобию.
Первым делом поддержите малютку. Постоянно напоминайте о том, что вы его любите. Он не виноват, что у него появился страх. А вот вам стоит покопаться в себе. Возможно, это вы не уверены в своих силах, недостаточно спокойны и позитивны. Проанализируйте также, не слишком ли вы требовательны к крохе.
Не пытайтесь «закалить» его искусственно. Тревожный период постепенно пройдет, если вы дадите ребенку возможность творчески самовыражаться, объясните и обязательно проиграете с ним пугающие его ситуации. Фантазии — в мирное русло! Прикладное творчество поможет крохе выплеснуть энергию, расслабиться и проявить свои способности. Накупите разноцветного пластилина, глины, ярких пальчиковых красок. Изготовьте с ребенком кукольный театр — пластилиновый или бумажный. Начните с персонажей, не связанных с теми, что пугают малыша. А когда его бдительность притупится и он расслабится, осторожно предложите сделать то, что его пугает. Пусть он расскажет об этом подробнее и придумает забавную сценку!
Хорошо, если заниматься вы будете в одном определенном месте, где ребенок чувствует себя в безопасности. Возможно, для этого понадобится соорудить домик, шалаш, уютную норку, в которой он мог бы играть (непременно с вами, хотя бы поначалу ) и чувствовать себя защищенным.
Закон об информации
Есть такая теория: недостаток информации вызывает переизбыток эмоций. Интернет и телевидение подвергают малыша большому информационному натиску, которому он еще не в силах противостоять. Он видит море пугающих картинок, но испытывает дефицит знаний. Все эти малопонятные для него сведения вызывают тревогу и страх. Сцены насилия, войн, финансового кризиса, коллапсов и катаклизмов не вселяют ему уверенности в себе.
Да что ему, психика даже взрослого человека не выдерживает! Отсюда и возникают все новые фобии: терактов, взрывов, радиации, катастроф... И новейшие, с пылу, с жару — страх остаться без Wi-Fi, смартфона или возможности общения в Сети.
Современные фобии часто требуют и инновационного подхода к их лечению. Например, уже применяются виртуальные комнаты или экспериментальные салоны самолетов, авто, находясь в которых человек погружается в пугающую его ситуацию, где остается со своим страхом один на один. Но метод погружения рекомендован далеко не всегда даже для взрослых.
Следует установить баланс между новостями и их разъяснением. Не ленитесь отвечать на детские вопросы и дозируйте информацию. Пообещайте себе, что не оставите без внимания и объяснения ни одного интересующего малыша факта.
Ночные кошмары = проблемы в семье
Негативная эмоция может быть настолько сильна, что не оставляет нас и во сне. Часто именно она включает механизм сновидения. Но существует мнение, что плохие сны детей свидетельствуют о проблемах в их отношениях с родителями. И такие проблемы проигрываются по вполне конкретным сюжетам.
«Меня хотели съесть!»
Сон, в котором ребенка проглотил людоед или волк, означает, что в реальной жизни его сильно подавляют, часто критикуют и пытаются переделать. А еще всячески доказывают, что он должен измениться, стать таким, как сын или дочь маминой подруги, к примеру. Из-за этого у вашего малыша может появиться стойкий страх «быть не тем». А впоследствии — аллодоксофобия (страх перед мнением окружающих) или атихифобия (боязнь совершить ошибку).
«За мной гнались!»
Преследование свидетельствует о наличии человека, который поглощает энергию крохи. Возможно, вам стоит сменить стиль общения с малышом. Не слишком ли вы резки с ним? А может, у него есть друг, который любит покомандовать?..
«Я опоздал»
Малыш испытывает постоянный стресс. Ему крайне необходим полноценный отдых. Психологи утверждают: страшный сон во время болезни — норма. Однако если он повторяется, непременно обратите на него внимание и расскажите о нем специалисту.
Базовое доверие
Бывает, что трудности в отношениях с близкими, друзьями, обществом перерастают в социальные фобии. По так случается обычно тогда, когда у ребенка отсутствует иммунитет к негативным эмоциям. За что ответственна даже не семья, а мама.
Первый мир общения ребенка — это мир эмоционального общения с его мамой. Между ними действуют законы чувствования, эмпатии. И если в этом мире дефицит базового доверия, то страх становится спутником жизни ребенка. А если еще и тревожная мама, тогда он усваивает, перенимает традицию семейного страха. Недаром боязнь высоты, темноты, одиночества и другие распространенные страхи передаются по наследству.
Совсем недавно социофобии выделились в отдельную группу в международной классификации болезней. Отныне неоправданные страхи перед общественными поручениями, выступлениями, коллективом, экзаменами будут более серьезно изучаться.
Статистика утверждает, что общество, его условия и законы пугают многих детей. Но не все они испытывают стойкий и продолжительный социальный страх. Обратите внимание и обратитесь за помощью к психологу, если вы замечаете, что ребенок фиксировался на своей боязни, а она мешает ему развиваться и двигаться дальше.
Но не путайте социальный страх с застенчивостью или интроверсией (желание общаться с минимумом людей). Социофобия — это невроз, который попросту мешает здоровью человека. А возникает он в результате столкновения завышенных амбиций и заниженной самооценки.
Звездные мальчики и девочки
Самый лучший, вундеркинд, гений!.. Если ваша маленькая звезда привыкла к вашим аплодисментам, то она будет ждать их и от других. Но часто в садике, а потом и в школе ребенка воспринимают как вполне обычного, одного из 20-28 детишек, и его достижения оценивают соответственно. Естественно, похвалы и гордость за малыша — основные двигатели прогресса. Но и плюсы, бывает, меняются на минусы. Не получая поощрений в том объеме, к которому ребенок привык (не потому, что он плохой, а лишь из-за того, что полноценного внимания педагогов на 28 человек не хватает), он начинает бояться общения со сверстниками и учителями.
В его понимании они его недооценивают. И непонятно, чем он это заслужил. «Бу-ду-ка я держаться от них подальше!» — решает он. Так, постепенно у ребенка возникает страх перед школой, нежелание учиться, изыскиваются поводы избегать появления в классе. Часто это как раз жалобы на физическое здоровье и вообще разного рода соматические болезни, из которых он практически не вылезает. Или как вариант и невротические симптомы: нарушение сна, плаксивость, неадекватность поведения в коллективе.
B лечении социофобий главное - проанализировать то, что формирует негативные ощущения, осознать их, разобраться, от чего они позволяют дистанцироваться. А потом начинать адаптацию ребенка в условиях той или иной среды.
Бессознательный, болезненный страх не прибавляет энергии для спасения от опасности. Наоборот, он парализует волю и заставляет человека бездействовать и просто бояться. И в таком случае это уже называется фобией. Хорошо, что у маленьких детей они встречаются нечасто, чего не скажешь о подростках.
Гендерное неравенство
Есть сведения, что девочки подвержены страхам и фобиям гораздо больше, чем мальчики. Так уж сложилось, что иррациональный страх не присущ мужчинам. Он не позволил бы им выжить и обрек на смерть их семьи. Если бы еще миллион лет назад мужчины впадали в анабиоз перед каждым мамонтом, не изучать бы нам сейчас психологию страха. «Не паниковать, а действовать!» — вот мужской девиз.
Женщины, напротив, во все времена должны были быть осторожными и внимательно относиться к любой угрозе извне. Ведь они отвечали за безопасность своих детей и жилища. В результате во все века у слабого папа лучше развита интуиция и чувство страха.
Современные девочки, девушки, женщины очень восприимчивы к опасностям. Они чаще наследуют родительские страхи и тоньше распознают эмоции окружающих, легче заражаются страхом и подвергаются фобиям.
Отнеситесь внимательнее к тому, что тревожит вашу девочку. Как пи парадоксально, но часто самые близкие люди владеют минимумом информации о своем ребенке. Возможно, потому, что воспринимают его прежде всего как исполнителя воли взрослых, часто предъявляя завышенные требования, либо,напротив, всячески ограждая от проявлений самостоятельности.
Равнодушие, постоянный тревожный фон, которые обеспечивают как семья, так и общество, плюс социальные штампы усиливают риск возникновения фобий у ребенка.
Поэтому в списке новых страхов появляются thick-фобия (от англ. thick: «толстый») — боязнь располнеть, кифофобия - стать сутулой, катагелофобия — боязнь насмешек, дидаскалейнофобия — страх перед школой. И еще много других, которые очень мешают жить нашим девочкам и мальчикам.
Перестать бояться
Фобии считаются болезнью цивилизации. Наши дети — самые активные пользователи ее продукции. Связь — очевидна. И если вы не планируете в ближайшее время отказываться от общепринятых благ, то научите своего ребенка хота бы базовым приемам противостояния фобиям. Один из них таков: во время сильного беспокойства нужно вспомнить момент полного счастья, то состояние, когда было очень хорошо, приятно, весело. Вспомнить до малейших подробностей, ощущений, ароматов и погрузиться в него. Надеемся, вашему малышу это не составит большого труда.
Учимся расставаться
Как побороть страх разлуки
• Говорить с малышом и объяснять ему ход событий - вот что необходимо делать каждый раз, когда собираетесь уйти. Никогда не уходите из дома, заранее не предупредив его об этом, сколько бы лет ему ни было.
• Оставляйте время, чтобы попрощаться с ребенком, но не уступайте его обычному плачу и не затягивайте момент расставания. Пообещайте вернуться в определенный час или позвонить. Придумайте свои знаки, позывные, что-нибудь, за чем он мог бы проследить. Только непременно сдержите обещание и будьте предельно пунктуальны. Это очень важно!
• Вернувшись домой, непременно уделите сыночку или доченьке хотя бы 15-30 минут. Например, поиграйте в «Прилипалки». Усядьтесь всей семьей в круг и прилипните ладошками друг к другу. Посидели, помечтали... Отлипайте! Для трусишки это отличная терапия «отделения».
• Прятки - профилактика одиночества. На прогулке и дома чаще играйте с ребенком в прятки. Поначалу поддавайтесь. От страха ему нужно избавляться постепенно.
Не боимся темноты!
Вместо страха - игра
• Малыша, который боится оставаться без света, не советуем «закалять» темнотой. Так вы можете только усугубить ситуацию. Часто подобная реакция на ночь передается по наследству. Но это вовсе не означает, что родители должны навязывать ребенку свои рецепты по избавлению от страха. Вы можете лишь предложить попробовать.
• Темнота создана для того, чтобы искать клады. Нарисуйте карту своей квартиры, купите фонарь побольше и спрячьте для крохи сюрприз в надежном месте. Вечером предложите ему отправиться на поиски сокровищ. А вдруг с вами да еще с большим фонарем в руках ему будет вовсе не страшно даже в темноте?!
Техники «антистрах»
Расслабление и принятие
• Страх приводит мышцы в тонус. Поэтому первое и самое простое действие против страха - научиться расслабляться. Наберите в легкие больше воздуха и задержите дыхание. Представьте, что вы шарик, покачивайтесь так же и почувствуйте легкость. Выдохните.
• Визуализация - создание зрительных образов желательных ситуаций. К примеру, чтобы научиться не бояться ночных кошмаров, нужно повлиять на них. После беспокойной ночи сядьте вместе и придумайте свою позитивную концовку ночному видению. Потом нарисуйте его и повесьте на стенку. Так смена сценария войдет в привычку - и ребенок поймет, что в его власти контролировать страх и управлять им.
• Привыкание к страху исцеляет. Начинаем с изображения страха на листе, затем двигаемся к более сложному его варианту (лепим, смотрим по телевизору...). Последняя ступень - встречаемся с ним наяву.
(с) Юлия Абрамова