воскресенье, 16 июня 2013 г.

Бу-си-до через континенты

Toshiba — один из флагманов японского чуда. Рассказываем о его прошлом, очерчиваем настоящее, заглядываем в будущее.

Если попросить читателей навскидку назвать пятерку самых популярных брендов ноутбуков (кроме Мас от Apple), велика вероятность того, что среди названных окажется Toshiba. А если не навскидку, то, согласно официальным данным, японский концерн на самом деле входит в пятерку крупнейших производителей портативных компьютеров (вместе с Hewlett-Packard, Dell, Acer и Lenovo), хотя за последнее время заметно сдал былые позиции. Может быть, потому, что сегодня Toshiba чего только не выпускает, кроме «персоналок»! Разнообразную электротехнику, бытовую электронику, полупроводники, коммуникационные устройства, энергетическое оборудование, а также офисное, медицинское...


Слияние двух лун

А взошла звезда Toshiba в конце 1980-х, конечно же, с появлением первых портативных компьютеров. Тогда их повсеместно называли лэптопами - в ноутбуки они превратились позже, когда уменьшились настолько, что действительно стали напоминать тонкие блокноты.

Читателю со стажем, сохранившему (как и автор этих строк) живые воспоминания о том романтичном времени, название бренда Toshiba говорит о многом. Первые портативные компьютеры были созданы, как ни странно, не в Японии, но вот первые коммерчески успешные модели от Toshiba - те точно были вне конкуренции! Хорошо помню, как, просматривая в начале девяностых вдруг ставшие доступными «забугорные» иллюстрированные журналы, впервые увидел рекламу настоящего «чуда XXI века» - легко умещавшийся на коленях компьютер с цветным экраном! И логотипом на корпусе «Toshiba». Что такое «активная матрица», я тогда понятия не имел, но на картинке красные геометрические фигуры - очевидно, стремительно меняющиеся, - смотрелись потрясающе...

С тех пор, а точнее, с момента выпуска своего первого «фирменного» лэптопа (модели Т1100) в 1985-м, японская компания еще не раз порадовала миллионы пользователей портативных компьютеров своими новациями - первыми в мире. Лэптопами с уже упомянутым цветным монитором на активной матрице, со встроенными разъемами PCMCIA, с первыми дисководами для CD-ROM и DVD и беспроводными портами, с первыми сверхтонкими экранами и первыми же портами USB...

Между тем к середине 1980-х годов Toshiba была отнюдь не новичком на рынке hi tech, имея в активе редкий в этом сегменте рынка полувековой стаж! Только свое теперешнее название она обрела гораздо позже.

Нынешний транснациональный многопрофильный концерн со штаб-квартирой в Токио появился на свет в 1939 году в результате слияния еще более «древних» фирм - Shibaura Seisakunsho и Tokyo Denki. Ни о каких компьютерах тогда, разумеется, речи не шло, и обе фирмы производили разнообразное электрооборудование. Название первой, основанной еще в 1875-м талантливым изобретателем Хисашиге Танака (1799-1881) - создателем механических кукол и «вечных» часов, переводилось как «Электротехника Шибаура» (от одноименного токийского района). Shibaura Seisakunsho, первоначально носившая имя своего основателя (Tanaka Seisakunsho), стала первой японской компанией - производителем телеграфного оборудования. А в так называемую «эпоху Мейдзи», когда Япония совершила свой первый мощный рывок «на Запад», пережив промышленную революция и неизбежную «вестернизацию», компания Танаки вышла в национальные лидеры по производству оборудования для электротехнической промышленности. Вторая компания, имя которой переводится как «Токийская электрическая», была создана в 1890-м (прежнее название Hakunetsusha) и первой в стране освоила выпуск ламп накаливания, а позже переориентировалась на производство других потребительских электротоваров.

Когда обе эти фирмы слились в одну, объединенная компания стала назваться Tokyo Shibaura Denki («Электрическая компания Токио-Шибаура»). Отсюда и пошло краткое прозвище Toshiba, официально узаконенное в качестве названия лишь в 1978 году.

Во время Второй мировой войны и в послевоенный период Toshiba «отметилась» в истории японской техники многими новинками - первыми отечественными радаром (1942), цифровым компьютером TAC (1954), телевизором на транзисторах и микроволновой печью (оба - в 1959 году), цветным видеофоном (1971), текст-процессором (в отличие от западных «умевшим» писать иероглифы!) (1978), системой магнитно-резонансной томографии (1982), флешкой (1991), DVD (1995), HD DVD (2005). И, конечно, лэптопами, со временем превратившимися в ноутбуки, а затем и в нетбуки.

Вышеупомянутый первенец - модель Toshiba Т 1100 - обладал внушительными для того времени характеристиками: процессор Intel 8088 (работавший на частоте 4,77 МГц), ОС MS-DOS 2.11, один 3,5-дюймовый флоппи-дисковод для дискет емкостью 720 Кб, ОЗУ 512 Кб и черно-белый монитор. Весило это чудо техники размером 30x30x6,5 см «почти ничего» (для 1985 года!)-4 кг-и весьма успешно продавалось (при том, что компания сильно рисковала, выпуская сей продукт на рынок, - перспективы малознакомых лэптопов тогда выглядели туманно). Но компания, азартно рискнув, сорвала банк! Далее события развивались лавинообразно. Спустя два года на рынок была выпущена первая в мире модель с 386-м процессором, а еще спустя четыре года - первые же модели с цветным экраном и жестким диском. И еще через год - тот самый первый в мире серийный лэптоп с цветной активной матрицей. Перечислять можно долго. Достаточно привести один факт: в ноябре 1996 года первые ноутбуки отправились в космос - на борт орбитальной станции «Мир». И этой чести добилась компания Toshiba, чьи Portege и Tecra использовались космонавтами, ясное дело, не для игры в Tetris или просмотра фильмов... Да и самый «дорогой» (в смысле стоимости рекламной площади) монитор на здании корпорации Times - на одноименной площади Таймс-сквер в Нью-Йорке - ныне принадлежит той же Toshiba. В 2007 году японская компания перекупила право установить свой собственный монитор у компании Discover Card. На этом мониторе вся Америка в ночь на 1 января возбужденно следит за знаменитым 60-секундным обратным отсчетом, с окончанием которого наступает новый год.

Лучевое оружие

А если говорить о корпоративной эволюции, то некогда частная фирма быстро превратилась в суперхолдинг, за полвека с лишним обзаведясь многочисленными подразделениями и «дочками» (как «родными», так и зарубежными), один список которых займет без преувеличений полстраницы (о чем ниже). Крупнейшими стали звукозаписывающая компания Toshiba Music Industries/Toshiba EMI (основана в 1960 году), Toshiba International Corporation (в 1970-x), Toshiba Electrical Equipment и Toshiba Chemical (обе в 1974-м), Toshiba Lighting and Technology и Toshiba America Information Systems (обе в 1989-м) и Toshiba Carrier Corporation (в 1999-м).

В течение последних трех с половиной десятков лет японский концерн постоянно держал в состоянии боевой готовности мировую деловую прессу - не только своими сенсационными технологическими новинками, но и не менее сенсационными слияниями и поглощениями. Так, в 1977 году была «скушана» бразильская электротехническая компания Semp (Sociedade Electromrcantil Paulista)-oflHa из крупнейших на южноамериканском рынке. Спустя четверть века Toshiba «проглотила» рыбку покрупнее - «соотечественницу» Orion Electric, одного из ведущих производителей бытовой электроники не только в Японии - в мире. А еще спустя четыре года замахнулась на американского гиганта - Westinghouse Electric Company, выложив за нее почти $5,5 млрд. И, наконец, в апреле прошлого года Toshiba отхватила солидные «куски» от давнишних конкуренток - производство жестких дисков у «родной» Fujitsu и производство чекаут-терминалов (point-of-sale) у американской IBM. В результате последней сделки японская компания стала крупнейшим в мире производителем такого оборудования.

Можно добавить, что Toshiba единственная в мире производит ноутбуки с предустановленной операционной системой OpenSolaris от Sun Microsystems (модели Mini Notebook NB200, Tecra M10, Portege R600), хотя продаются они пока только на американском и английском рынках.

Всего же транснациональный концерн со штаб-квартирой в Токио выпускает, вероятно, самый широкий на сегодняшний день ассортимент продукции. Тут и кондиционеры, и бытовая электроника (включая телевизоры и плееры на DVD и Blu-ray), и разнообразные системы контроля (авиационного и железнодорожного трафика), и упомянутые выше чекаут-терминалы, и соответствующее оборудование, а также лифты и эскалаторы, бытовые приборы (холодильники, стиральные машины и тому подобное), ИТ-сервисы, осветительные приборы, медицинское оборудование (ультразвуковое, рентгеновское, сканеры, томографы), офисное оборудование, полупроводники, оборудование для энергетических установок (турбины, топливные элементы, ядерные реакторы), электропередатчики, мониторы...

Такая «разбросанность» и «всеядность», кроме очевидных бонусов, несла с собой и потенциальные угрозы со стороны конкурентов, сосредоточенных на отдельных узких направлениях. Ряд таких вызовов Toshiba встретить во всеоружии не смогла, и поражения компании выходили не менее масштабными, чем ее многочисленные победы. Как было сказано: «большому кораблю - большая пробоина»!

И если объявление о том, что компания прекращает выпуск «старомодной» телевизионной техники с катодными трубками, в 2004 году прошло почти незамеченным (давно было пора!), то другое объявление двумя годами позже вызвало изрядный шум. Потому что на сей раз Toshiba прекращала производство своих «хитов» - телевизоров с «плазмой». И еще через два года, в 2008-м, руководство компании признало свое поражение в очередной «войне форматов»: поддерживавшийся японским концерном формат HD DVD окончательно уступил новомодному Blu-ray, разработанному конкурентами - главным образом, Sony, Panasonic, Philips и Pioneer - и принятому на вооружение крупнейшими американскими киностудиями. Это поражение отразилось и на финансовых показателях Toshiba: если в следующем году выручка компании упала на несколько процентов (что такой гигант вполне пережил бы), то чистая прибыль уменьшилась в разы!

В последующие годы компания уже шла «в ногу» с остальными, наладив собственное производство плееров с Blu-ray, но, как и всегда в бизнесе, время было упущено, а нагонять ушедших вперед конкурентов - задача нелегкая.

Впрочем, потерпев поражение на одном участке фронта, Toshiba попыталась взять реванш на другом участке. Генеральное наступление на сей раз было предпринято на направлении 3D-телевидения. В октябре 2010 года японская компания презентовала прототип нового поколения телевизоров с жидкокристаллическим экраном и функцией 3D - REGZA. Данная аббревиатура расшифровывается по-японски цветасто: Real Expression Guaranteed by Amazing Architecture (буквально: «Реальное выражение (изображение), гарантированное невероятной архитектурой» или что-то в этом роде). А если кратко и по делу, то в данных телевизорах (они поступили в продажу в самом конце того же 2010 года) функция 3D реализуется без всем осточертевших очков! Та же технология REGZA использована в смартфонах на базе Android, выпускаемых совместным производством Fujitsu Toshiba Mobile Communications.

Ветви сакуры

Кстати, о подразделениях и вообще о корпоративной структуре Toshiba, И о корпоративной культуре, что в случае японской корпорации приобретает особое значение.

Культура и организация японского бизнеса - это вообще тема отдельного разговора. Но вкратце дело обстояло так. До Второй мировой войны Toshiba, как и почти все японские компании, принадлежала определенной «семейной» монополии с жесткой «властной вертикалью» - дзайбацу. Конкретно Toshiba входила в дзайбацу промышленной группы Mitsui. Входила со всеми, как говорится, «вытекающими»: строгой семейной иерархией («старший по возрасту всегда прав», отчего и положение занимает привилегированное) и неуклонным следованием традициям отцов и дедов. В послевоенной Японии, пережившей еще одну промышленную революцию и новый этап вестернизации, традиционные дзайбацу уступили место более гибким кейрэцу - крупным корпоративным конгломератам и холдингам, объединенным в экономический кластер. Причем объединенных не по семейному принципу («вертикально»), как раньше, а скорее «горизонтально» - общими капиталами, деловыми связями, а также пакетами акций. Как правило, надежным фундаментом для конкретного кейрэцу становится какой-нибудь мощный банк, чьи капиталы являются надежной защитой от возможного враждебного поглощения.

Но главный стержень дзайбацу - лояльность «своей группе» - остается неизменным и в кейрэцу. Масштабы подобной лояльности с точки зрения бизнеса западного могут показаться даже абсурдными - к примеру, для члена кейрэцу существует не только корпоративный дресс-код, но и, если можно так выразиться, корпоративный «пив-код». То есть пиво член кейрэцу должен (по крайней мере на людях) пить только той марки, какая принята в кругу «своих»! В случае Toshiba, по-прежнему входящей в теперь уже кейрэцу теперь уже финансово-промышленной группы Mitsui, это пиво Asahi. И только оно!

Что же касается корпоративной структуры «электронного гиганта», то тут само собой напрашивается сравнение с обожествляемой японцами ветвистой и раскидистой вишней - сакурой. Имея огромный штат (на прошлый год - более 200 тысяч человек) и годовую прибыль в $60 млрд (данные того же прошлого года), группа Toshiba состоит из четырех главных подразделений. Digital Products Group производит сотовые телефоны стандарта 3G, LCD-телевизоры, проекторы, персональные компьютеры, чекаут-терминалы, принося компании чуть более четверти ее общей прибыли. Electronic Devices Group - электронные компоненты, силовую электронику, CMOS-матрицы, рентгеновские трубки (примерно такой же вклад в общую прибыль). Home Appliances Group -прочую бытовую технику (более 8% от общей прибыли). И, наконец, подразделение Social Infrastructure производит продукты, системы и решения для энергетики, промышленности, транспорта и общественной инфраструктуры, принося больше всего «навара» - более трети от общей прибыли.

Оставшиеся 5% прибыли приходятся на остальные подразделения, имя которым - легион! Подробный список всех их вытянется на полстраницы, и это не преувеличение. Потому что, кроме Digital Products Group, есть еще и самостоятельная Digital Products and Services Company. А наряду с Semiconductor & Storage Products Company -не менее самостоятельные Discrete Semiconductor Division, Memory Division, Storage Products Company и Center for Semiconductor Research & Development. А также еще примерно три с половиной десятка разнообразных отделений, отделов, исследовательских центров и компаний, разрабатывающих, выпускающих и продвигающих на рынок все, что было перечислено выше.

Вся эта гора (Фудзияма!) продукции производится на четырех десятках заводов и фабрик, разбросанных по всему миру. А до того, как быть произведенными, новинки активно изобретаются и доводятся до ума в научно-исследовательских центрах и лабораториях Toshiba, принося компании сотни и тысячи патентов. По данным на 2011 год, японский концерн только в США обладал более чем 2000 патентов, занимая по этому показателю пятое место (после IBM, Samsung Electronics, Canon и Panasonic).

Экоэкран будущего

Сравнение с цветущей сакурой в случае с Toshiba уместно еще и потому, что эта компания еще недавно считалась одной из самых «зеленых» в большом бизнесе. В марте 2008 года не нуждающаяся в рекомендациях международная организация Greenpeace в своем ежегодном «Путеводителе по «зеленеющей» электронике» присудила Toshiba первое место среди всех компаний - производителей электронной техники за усилия, направленные на уменьшение вреда, неизбежно приносимого промышленными предприятиями экологии и климату планеты. Японский промышленный гигант получил максимальную оценку «зеленых» - 7,7 (из 10 возможных), за год перескочив с шестого места на первое.

Правда, в последующие годы Toshiba утратила лидирующие позиции в «зеленом» рейтинге. Все японцы в курсе, что сакура цветет красиво, но очень недолго, и в последнее время японскому концерну пришлось пережить немало неприятных дней,недель и месяцев.

Хватило бы и одной аварии на атомной электростанции в Фукусиме в позапрошлом году - ведь злополучный третий блок был построен специалистами Toshiba...

А тут еще недавний скандал, связанный с попытками руководства компании воспрепятствовать выкладыванию в Интернет «руководств пользователей» к собственным продуктам (общественность посчитала, что таким образом Toshiba стремилась не допустить проникновение в сеть и критических «комментов» от потребителей). И более давний скандал 1987 года, когда в прессу просочились сведения о незаконной (в те времена) продаже СССР определенного оборудования от Toshiba (точнее, от совместного предприятия с норвежской компанией Kongsberg Vaapenfabrikk), которое могло быть использовано для оснащения советских атомных подводных лодок новыми «бесшумными» винтами.

А если говорить о проблемах более «камерных», бытовых и актуальных, то, по мнению многих пользователей (автор этих строк - в недавнем прошлом владелец Toshiba Satellite - присоединяет свой скромный голос к хору последних), очевидна тенденция снижения качества фирменных ноутбуков - и их постпродажного сервиса. Неизбежная плата за их столь же неуклонное удешевление...

Но не японцам опускать руки при первой же угрозе. Эта нация веками училась бороться со стихией и стойко терпеть невзгоды. Вот и один из флагманов «японского чуда» не собирается слагать с себя это высокое звание. И с целью противостоять стихиям - на сей раз финансово-экономическим - Toshiba готова вступить в альянс даже с заклятыми конкурентами.

В августе позапрошлого года мир японского (а значит, и мирового) бизнеса потрясла сенсация. Три кита японской (а значит, и мировой) электронной промышленности -Toshiba, Sony и Hitachi - при финансовой поддержке государственно-частной компании (Innovation Network Corporation of Japan) создали совместное предприятие по производству дисплеев для портативной электроники. Предполагается, что крупнейшее в мире - с годовой выручкой более $6 млрд. Так что в недалеком будущем большинство из нас будет смотреть в мир с помощью все тех же экранов от Toshiba.

Самураи не сдаются!