пятница, 10 мая 2013 г.

По следам Магеллана


Первым человеком, совершившим кругосветное плавание, был португалец Фернандо Магеллан. Россия, ставшая морской державой лишь при Петре I, своего кругосветного путешественника ждала почти триста лет. Этим человеком стал потомок обрусевших немцев Иван Федорович Крузенштерн, обогнувший земной шар за три года...

Цели кругосветного путешествия, предпринятого Крузенштерном, были не научные, а скорее политико-экономические. Император Александр I желал установить торговые и посольские отношения с Японией. Ну, и заодно поправить дела Русско-американской компании.

Для экспедиции Крузенштерна в Англии Российско-Американской компанией были приобретены два судна. Шлюп водоизмещением 450 тонн нарекли «Надеждой», второе судно, немного меньше, получило имя «Нева». Капитаном «Надежды» стал капитан-лейтенант Иван Крузенштерн, а в командование «Невой» вступил капитан-лейтенант Юрий Лисянский. Крузенштерн, ранее плававший на английских судах, проявил невиданное в России новшество - как офицеров, так и матросов он набрал из добровольцев. При этом непременным условием было русское подданство. Несмотря на принадлежность судов к торговому флоту, Александр I разрешил им плавание под военным флагом России. На оснащение экспедиции новинками навигации - секстантами и хронометрами - казна выделила немалые суммы.

После колонизации Приморья Россия желала первой из европейских держав установить посольские отношения с Японией. Но решение императора отправить посла вместе с Крузенштерном было отчасти спонтанным. Главой посольской миссии стал граф Николай Резанов, он же - главный акционер Российско-Американской компании.

26 июля 1803 года корабли отчалили от пирса в Кронштадте. На борту «Надежды» числилось 84 человека: матросы, офицеры, ученые и посольская делегация. Также суда везли провизию на два года, товары в Охотск и подарки для японского императора (50 ящиков и тюков). Спустя месяц корабли достигли Копенгагена, где были переложены грузы и проверены хронометры. Там же экспедиция взяла на борт ученых Горнера, Тилезиуса и Лангсдорфа.

Сильный шторм на пути в Фалмут (юго-западная Англия) раскидал суда, и встретились они лишь в порту. Далее маршрут экспедиции лежал через Канарские острова, а 14 ноября 1803 года «Надежда» и «Нева» впервые в истории русского флота пересекли экватор.

Жизнь на судне была довольно суровой. Пресную воду строго экономили, и даже офицеры не могли позволить себе мыть руки. Кроме того, специфические ароматы и звуки издавала живность, живущая в трюме: свиньи, быки, козы, куры, утки, гуси. Как-то матросы решили искупать свиней: обвязав их бечевкой, бросили за борт. Бултыхавшиеся животные немало позабавили команду. Особым талисманом экспедиции был личный спаниель Крузенштерна. Считалось, что если потрепать собаку за уши, то все невзгоды обойдут человека стороной. Аборигены одного тропического острова, ранее не видевшие собак, панически бежали от вислоухого друга.

В мае 1804 года «Надежда» прибыла в Полинезию на остров Нукагиви, где простояла одиннадцать дней. На острове, к своему удивлению, Крузенштерн встретил англичанина и француза, враждовавших между собой уже много лет. Во время стоянки Крузенштерн собрал много сведений об острове, в том числе и от француза, который решил плыть с русскими далее.

Между тем отношения самого Крузенштерна и Резанова, вынужденных делить общую каюту, обострились. Граф считал себя главой экспедиции, но по морскому уставу главным на судне был капитан. Также Крузенштерн был недоволен, что посольская свита стесняла команду. Посол и капитан перестали разговаривать, общаясь при помощи записок. Ситуация обострилась на Маркизских островах, где Крузенштерн отдавал одни приказы, а Резанов - прямо противоположные. Команда, естественно, не желала, чтобы ими командовал сухопутный человек, и потребовала от посла огласить его полномочия, дарованные императором. Граф хотя и зачитал их, но офицеров это не убедило. В августе 1804 года Резанов подал жалобу на Крузенштерна генерал-губернатору Камчатки, в порту которой причалила «Надежда». Наместнику стоило больших трудов примирить стороны хотя бы формально.

26 сентября 1804 года «Надежда» бросила якорь у японского порта Дэдзима неподалеку от Нагасаки. В сам порт японцы, исполняя приказ императора, русским входить запретили. Тем не менее на берег и Резанов, и Крузенштерн сошли. К гостям японцы отнеслись сначала настороженно, но потом проявили гостеприимство. Послу и его свите предоставили дом и склад для подарков, а команде «Надежды» ежедневно доставляли провизию.

Но император Японии, проведя в раздумьях полгода, устанавливать дипломатические отношения отказался. И даже подарки, привезенные русскими, принимать не стал. Однако время, проведенное в Японии, позволило экипажу собрать довольно много сведений об этой закрытой стране.

5 апреля 1805 года «Надежда» снялась с рейда у Нагасаки, через Корейский пролив пошла на север через почти неизвестное тогда европейцам Японское море. По пути Крузенштерн определил положение ряда спорных островов, описал залив Анива и бухту Терпения. Дальнейшее продвижение затруднило огромное количество торосов, и шлюп повернул к Курилам. Именно здесь 18 мая 1805 года мореплаватель открыл 4 острова, назвав их Каменные ловушки.

«Надежда» провела еще несколько месяцев в водах Охотского моря, где путешественники совершили множество научных открытий. 23 сентября 1805 года после пополнения запасов шлюп вышел из Петропавловска, взяв курс на Кронштадт. 15 ноября 1805 года «Надежда» вошла в порт Макао, где произошла встреча со вторым кораблем экспедиции - «Невой».

По пути домой 3 апреля 1806 года шторм опять раскидал суда. Встретились они лишь в Кронштадте, куда «Нева» прибыла 22 июля 1806 года, а «Надежда» - 5 августа 1806 года.

Император оценил подвиг Крузенштерна и Лисянского. Все офицеры получили повышение, а командиры - ордена Св. Владимира и три тысячи рублей премии. Нижние чины по желанию получили отставку и пенсию. Несмотря на то, что в дальнейшем русские суда не раз огибали земной шар, именно экспедиция Крузенштерна-Лисянского стала предвестницей русских морских открытий.

(с) Алексей Мартов