понедельник, 6 мая 2013 г.

«Ока» за око



Почему-то у большинства из тех, кто слышал о японских летчиках-камикадзе, преобладает мнение, что они пилотировали обычные самолеты с бомбой под фюзеляжем, у которых после взлета отваливалось шасси, чтобы они не могли сесть. На самом деле все было немного не так. Кроме таких вот импровизированных средств поражения, японские инженеры создали еще и целый ряд совершенно специфических самолетов для летчиков-самоубийц. 


РАКЕТА БУДЕТ ЛУЧШЕ ВСЕГО!

А было так, что, когда в Японии первые летчики-камикадзе пошли в бой, их эффективность оказалась ниже ожидавшейся, поскольку скорострельные зенитки не давали пилоту возможности прорваться к неприятельским кораблям, а мощности бомбы в 250 кг явно не хватало для нанесения им фатальных повреждений. Поэтому, когда лейтенант Мицуо Ота предложил командованию использовать пилотируемую крылатую ракету, которую самолет-носитель сбрасывал бы вне зоны действия корабельных зениток, и которая обладала бы большой скоростью, его идее сразу же дали зеленый свет, надеясь хотя бы с ее помощью отомстить американцам за многочисленные поражения.

Создать такую ракету поручили арсеналу морской авиации в городе Йокосука, а сам проект получил название «ока», что в переводе с японского означает «цветок вишни». Чертежи нового супероружия подготовили всего за месяц. При этом боеголовка самолета-ракеты весила 1 200 кг! В действие ее приводили три пороховых двигателя, которые можно было включать как одновременно, так и порознь. Каркас состоял из стальных труб, а обшивка из фанеры, что позволяло производить такие «самолеты» рабочим самой низкой квалификации. В кабине были установлены лишь самые необходимые летчику приборы, так что ценность нового оружия была сведена до минимума. Тем не менее скорость «ока» при пикировании доходила до 650 км/ч, так что сбить его (особенно принимая во внимание маленькие размеры) было очень трудно. Уже первый заказ насчитывал 155 «ока», а всего планировалось изготовить 600 таких аппаратов, чтобы хватило на весь американский флот с запасом!

ВПЕРЕД, НА ВРАГА!

Хорошо известно, что безумная храбрость проявляется всегда там, где есть дефицит технологий, потому что люди просто-напросто устают от ужаса и бестолковщины и начинают думать, что лучше уж ужасный конец, чем ужас без конца! Вот и на этот раз вышло все то же самое. Пилотировать бомбардировщик с подвешенной к нему «летающей бомбой» весом 2140 кг было очень сложно, летать на самолете-снаряде строевые летчики еще даже и не пробовали, однако план операции «Дзинраи», или «Божественный гром», был утвержден и начал претворяться в жизнь.

Однако первая атака не удалась. Американские истребители перехватили врага в воздухе, и пилоты бомбардировщиков сбросили свои «ока» более чем в 100 км от целей, так что все они попадали в океан без толку.

Тут же была разработана новая операция под названием «Кикусуи» («Плавающие хризантемы»). «Ока» снова полетели на цель. Пилот находился в самолетике с самого начала, а сам самолетик крепился под брюхом бомбардировщика «мицубиси». Приблизившись к кораблям противника, «ока» отделялся от самолета-носителя и дальше сначала планировал, а затем включал ракетные двигатели и пикировал на выбранную цель. Пилотам, для того чтобы они не промахнулись, советовали не закрывать глаза до самого конца!

«ОКА» ИЛИ «БАКА»?

«Счастье» (да и то это слово можно смело брать в кавычки!) улыбнулось японцам только 12 апреля 1945 года. В этот день группа японских самолетов атаковала американские корабли, в составе которых были десантные суда и пара эсминцев, в том числе «Маннерт Л. Эйбл». Его зенитчики вели интенсивный огонь, но тут его таранил японский самолет, и корабль загорелся. Видимость резко снизилась, и зенитчики за дымом не разглядели еще одной группы самолетов, один из которых на расстоянии в четыре мили вдруг резко увеличил скорость, вошел в пологое пикирование и затем врезался в борт американского корабля! Погасло электричество, эсминец потерял ход, а тут минуту спустя сработала еще и боеголовка «ока». В результате несчастный корабль разломился пополам. Обе части сразу же затонули, а японские самолеты начали расстреливать оказавшихся в воде моряков. Огонь с десантных судов и со второго эсминца отогнал их, но тут еще один «ока» упал неподалеку от него и взорвался. Однако этому кораблю повезло: он не только остался на плаву, но и принял участие в спасении моряков с эсминца «Эйбл».

Гибель такого корабля, как эсминец могла бы пройти и совсем незамеченной, если бы не применение японцами нового оружия. Так что среди союзников на эту тему высказались все кому не лень, причем не только военные, но и политики США, и даже премьер-министр Великобритании У. Черчилль.

Но на военных моряков японское новшество особого впечатления не произвело. Более того, поскольку разработка самолетов для камикадзе в Японии широко афишировалась, американской разведке не стоило большого труда узнать их технические данные и все, что касалось тактики их применения. Были выдвинуты вперед авиационные дозоры, привлечены дополнительные силы ПВО, и теперь уже рубеж в 70 км оказался для самолетов-носителей «ока» непреодолимым.

Кроме того, у самолетов-снарядов «ока» обнаружился серьезный конструкционный дефект. На большой скорости у них опускался нос, и усилий пилота не хватало, чтобы его поднять. Из-за этого они падали в воду, не долетая до цели, причем тем дальше от нее, чем выше была их скорость во время пикирования! В результате, выяснив все это, американцы дали этому самолету-снаряду обидную кличку «бака», что в переводе с японского означает «дурак».

Позже родилась идея поставить на самолет-снаряд воздушно-реактивные двигатели фирмы «Капрони», лицензия на которые была куплена у итальянцев еще до войны, и этим самым увеличить дальность полета ценой снижения веса боеголовки. Но первый же полет новой «ока» оказался неудачным, в результате чего остальные 49 машин с дополнительными двигателями не были использованы. Всего же было изготовлено 852 разные модели «ока» в боевых и тренировочных вариантах, большинство из которых достались американцам в качестве трофеев. Последний их боевой вылет состоялся 21 мая 1945 года и тоже результатов не дал.

«САКУРА-ДАН» — МОЩНОСТЬ ПРОТИВ КАЧЕСТВА

Видя, что, несмотря на все усилия, справиться с американским флотом никак не удается, японские военные решили превратить в самолеты-снаряды даже бомбардировщики. И опять неудачно, потому что из-за больших размеров они были очень уязвимы для зенитного огня и истребителей-перехватчиков, а эффективность их боевой нагрузки в виде бомб — недостаточной.

Тогда-то они и вспомнили, что еще в 1942 году купили в Германии и на подводной лодке доставили в Японию чертежи сверхмощной кумулятивной бомбы, которую они и планировали устанавливать на свои двухмоторные самолеты-бомбардировщики! Правда, диаметр бомбы оказался велик — 1,6 м, так что было непонятно, где именно и как ее размещать, но решение было найдено.

Новый проект получил название «сакура-дан» («цветущая вишня»). При переоборудовании с самолетов снималось все пулеметное вооружение, а сама бомба устанавливалась в носу или за кабиной пилота. Штанга взрывателя была такой длины, что высовывалась из корпуса, но это было необходимо, так как бомба должна была взорваться на строго определенном расстоянии от цели. Было подготовлено несколько таких самолетов, но один пропал без вести в первом же полете, а другой взорвался прямо на аэродроме. Так что как японцы ни старались, а сверхмощного оружия против американского флота в годы Второй мировой войны создать так и не сумели!

Впрочем, касалось это не только авиации, но и многих других видов техники: Япония в те времена была достаточно отсталой технически страной. Недаром популярный мотив американских кинокомедий тех лет был связан с тем, что главному герою попадал в руки японский пистолет и в самый ответственный момент он отказывал. «Так ведь тут написано, что он сделан в Японии!» — восклицал он, и смех в зале был обеспечен. Вот и с самолетами «ока» и «сакура» у них тогда получилось то же самое!