Сара Коул дежурила в приёмном отделении приюта социальной службы Техаса, когда туда привезли паренька Оррина Матера. Причём доставивший его полицейский Боуз попросил внимательно приглядывать за Оррином. Хотя ничем особенным тот не выделялся — разве только записывал странные истории о фантастических похождениях космического авантюриста Тypкa Файндли, живущего в далёком будущем. Но это только на первый взгляд...
В уже далёком 2005 году в свет вышел роман «Спин» Роберта Чарльза Уилсона. История катастрофы и кризиса земной цивилизации после вмешательства инопланетян была в нём подана через призму жизни пары человек. Мастерски сыграв на контрасте между масштабной трагедией целой планеты и маленькими, но гораздо более близкими для нас проблемами отдельных людей, Уилсон добился внимания читателей и критиков. Умение создавать реалистичных героев вкупе с философскими размышлениями о природе инопланетного вмешательства принесли «Спину» совершенно заслуженную премию «Хьюго». Однако в истории не была поставлена финальная точка, ведь причины и цели появления «гипотетиков», как прозвали чужаков, остались неизвестными.
Два года спустя появилась «Ось». Роман разочаровал. Оставшиеся тайны не были раскрыты, новых объяснений не было дано. Уилсон лишь рассказал о жизни человечества спустя поколение после «Спина» да описал попытку связаться с гипотетиками при содействии двенадцатилетнего Айзека Двали. И вот, наконец, «Вихрь», которого англоязычные читатели ждали четыре года. Нам повезло больше — после выхода предыдущего романа не прошло и месяца, как появилась возможность получить все ответы...
Сюжет «Вихря» разворачивается в двух плоскостях. Первая - Земля, причём по хронологии события происходят раньше, чем описанные в «Оси». Эта часть книги вертится вокруг девятнадцатилетнего Оррина Матера, попавшего в приют для людей с умственными расстройствами. История весьма похожа по духу на ту, что была в «Спине», — простые люди в сложных обстоятельствах. Собственно фантастики в ней нет, а сюжет построен в духе голливудских триллеров о хороших полицейских и коррумпированных чиновниках. Доктор Сандра Коул и полицейский Боуз пытаются разобраться с тем, что произошло с Оррином. Немало глав посвящено взаимоотношениям между героями, а параллельно Уилсон рисует отдельными штрихами картину жизни на Земле после «Спина». Отличий от современности, кстати, почти никаких.
Вторая сюжетная линия на этом фоне выглядит чуждой. Оррин Матер пишет дневник, где описывает далёкое-далёкое будущее, в основном от лица Турка Файндли, героя «Оси». Пройдя через арку времени, Турк попадает в человеческое общество, ожидающее появления тех, кто связан с гипотетиками. И вот тут Уилсон словно спохватился: он ведь пишет научную фантастику, а в книге пока ощущается недостаток по-настоящему научных идей! Однако из спешно введённых в роман новых задумок удачной выглядит лишь концепция коллективной совести как способа организации общества. Идея неожиданная, как раз из тех, что особенно ценят любители настоящей научной фантастики. Вот только одной этой придумки маловато, чтобы книга получилась выдающейся. К тому же рассказ Файндли настолько «классический» по подаче материала и описанию мира, что мог бы быть сочинён где-то в середине XX века: далёкое будущее в духе Филиппа Фармера или Пола Андерсона, а не Вернора Винджа или Джона Райта.
«Вихрь» должен был завершить трилогию, и это сыграло с текстом злую шутку. Уилсон был вынужден описывать то, о чём в «Спине» рассказывать совсем не хотел. Разумность гипотетиков. как и наличие у них собственной воли, оставалось на протяжении всех романов ключевым фоновым вопросом. И чтобы ответить на него, автору пришлось разрушить цельность сюжета. Финальная глава, написанная от лица Айзека Двали, — это постскриптум, в котором заключена самая суть текста. Читателю «Спина» достаточно прочесть её, проигнорировав и «Ось», и «Вихрь», чтобы остаться полностью удовлетворённым. Объяснения даны. Жизнь во вселенной, описанная на тридцати страницах, достойна восхищения.