Что такое фанфик, нынче знает каждый, но мы всё-таки напомним. Fan fiction — это «фанатская литература», то есть истории, написанные поклонниками по мотивам любимых произведений. Определение лежит на поверхности, но дьявол кроется в деталях — в которые мы сейчас и углубимся. Эта статья расскажет об истории фанфиков, связанных с ними правовых и этических вопросах, о самых известных примерах фанатского творчества и об авторском сленге.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФАНФИКШЕНА
Принято считать, что фанфик - явление новое, порождённое бурной фантазией современных фанатов. Но на деле всё обстоит не совсем так. В любые времена, стоило появиться интересному произведению, читатели начинали задаваться вопросом «а что, если?» и принимались строчить свои варианты продолжения. Поступали так, конечно, не все, а только те, кто обладал необходимыми навыками (например, умел писать).
Зачатки фанфиков появились не просто в доинтернетовскую эпоху, а ни много ни мало у древних греков. Особенно «досталось» героям Гомера, в которых древнегреческие драматурги постоянно вдыхали вторую жизнь. Например, герой «Илиады» Ахилл засветился в драмах Софокла, трагедиях Эсхила, Еврипида, Аристарха Тегейского, Иофонта, Астидаманта Младшего, Диогена, Каркина Младшего, Клеофонта, Еварета и Ливия Андроника. Список внушительный — а ведь это всё только про одного персонажа!
Если кто-то наивно полагает, что нарушение авторских прав и плагиат - бич одной лишь современной литературы, ему стоит пересмотреть свои взгляды. Воровство процветало в любые времена. Случались весьма неприятные ситуации, как, например, с продолжением «Дон Кихота». Пока Сервантес спокойно писал вторую часть романа, в 1614 году вышел поддельный сиквел, «Лже-Кихот», который предположительно написал монах Луис де Алиага, духовник короля Филиппа III.
Было, конечно, и множество фанфиков, не выдававших себя за продолжение оригинала. К примеру, когда Артур Конан Дойл отказался продолжать серию про Шерлока Холмса, фанаты принялись создавать новые рассказы. Чтобы не навлечь на себя гнев автора, нужно было лишь отказаться от всех прав на персонажей. С тех пор повелось одно из главных правил публикации фанфиков — отказ от претензии на обладание правами на героев и мир.
Настоящая мания на фанфики наступила в шестидесятые, после выхода сериала «Звёздный путь». Ещё когда сериал снимали, фанаты заваливали студию письмами, правками, требованиями изменений в сюжете. Когда же «Звёздный путь» закрыли, фанфики долгие годы были единственным способом оставаться рядом с любимыми героями. «Наша цель — смело идти туда, где не ступала нога фаната», — сказали «трекки» и принялись воплощать свои идеи в жизнь.
Мир «Звёздного пути» предоставляет любителям научной фантастики огромный простор для творчества. У каждой цивилизации — своя культура и история, каждый герой обладает исключительным характером и биографией, есть даже технические характеристики звездолётов и рецепты традиционных клингонских блюд. Однажды притронувшись к клавиатуре, трудно остановиться. По мотивам «Звёздного пути» написано более трёхсот романов, множество рассказов, стихов и, конечно, фанфиков. Фикотеки «Звёздного пути» ломятся от невероятного количества работ на любой вкус — от каноничных до кроссоверов, от совсем детских и наивных до смелых и неожиданных.
ГАРРИ ПОТТЕР: КОРОЛЬ ФАНФИКШЕНА
Никто так не разгулялся на поприще фанфиков, как фанаты Гарри Поттера. Чего только не встретишь в работах поттероманов: тут и злобный Гарри Поттер, достающий несчастного Малфоя, и Гермиона, пытающаяся совратить профессора зельеварения. Есть и альтернативные истории о том, «как всё было на самом деле», и продолжения, игнорирующие события седьмой книги, и истории про детей главных героев. В фанфиках можно встретить чудесным образом оживших Фреда Уизли, Северуса Снейпа и интригана Дамблдора. Популярностью пользуются и герои, чьим историям Гоулинг уделила не слишком много внимания. Одно время был очень популярен фанфик «Цвет надежды», написанный Натальей Способиной (Ledi Fiona), где раскрывались характеры Нарциссы Малфой, Сириуса Блэка и других второстепенных героев.
Существуют и работы, которые открывают нам историю «с обратной» стороны, от лица злодеев. Особенно популярен Драко Малфой, который предстаёт не гадёнышем, как в книгах, а благородным и печальным антигероем, вынужденным ради своей семьи идти на сделку с совестью.
Среди всей этой мишуры надо отметить один особенно удачный фанфик, который превратился в самостоятельный феномен. Это порождённый фантазией Элиезера Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Этот текст тоже апокрифический, но отличается от историй про «Драко в кожаных штанах» так же, как сам Юдковский отличается от одиноких старшеклассниц. Автор фанфика — специалист по искусственному интеллекту, который занимается проблемами технологической сингулярности и выступает за создание дружественного ИскИна.
В этой альтернативной реальности Петуния, тётя Гарри, вышла не за болвана Вернона Дурсля, а за начитанного и мудрого университетского профессора, который воспитал приёмного сына как родного. Так что характер главного героя изменился до неузнаваемости. Это уже не тот Поттер, что жил в чулане под лестницей, терпел издёвки брата и презрение родственников. Юный Гарри был окружён научной литературой и качественной фантастикой, хорошими преподавателями, часто беседовал с отчимом, а к одиннадцати годам разбирался в квантовой механике и теории вероятности.
Неудивительно, что распределяющая шляпа отправила его в Когтевран, куда попала и Гермиона. А место Гона в жизни Поттера занял Драко Малфой. Правда, дружба у них необычная — и не в том смысле, в каком подумали пошляки. Молодые люди постоянно соперничают, бросая друг другу вызовы. Наблюдать за боями Гарри и Драко на интеллектуальном фронте очень интересно.
Да и вообще следить за тем, как умный и расчётливый герой постигает мир магии, сплошное удовольствие. Этот фанфик — настоящее пособие по социальной психологии, логическому мышлению и рационализму. Маленький Гарри рассказывает о фундаментальной ошибке атрибуции, вычисляет курс волшебной валюты, устраивает Байесовский заговор с Драко Малфоем и смотрит на окружающие его чудеса, постоянно прикидывая, как их можно использовать.
Но и это ещё не всё. Юдковский отвечает на многие вопросы, которые не были затронуты Роулинг. Автор делает персонажей живее и глубже, показывает их переживания, рассказывает, что повлияло на становление их личностей. Например, можно узнать, чем мотивировал свои поступки Тёмный Лорд, что оказало влияние на характер Макгонагалл и что на самом деле происходит в душе профессора Снейпа..
Эта история - гимн рационализму. Возможность посмотреть на все события «Гарри Поттера» не с гриффиндорской точки зрения и переосмыслить некоторые моменты. Кроме того, книга полна юмора и отсылок на всё подряд, от аниме до классической литературы.
ФАНФИКШЕН В РОССИИ
В СССР и Россию фанфикшен пришёл в конце 1980-х, когда начала массово издаваться переводная фантастика. Редкие примеры встречались и до этого. Например, творец «Хоттабыча» Лазарь Лагин написал повесть «Майор Велл Эндью» как альтернативный взгляд на «Войну миров» Уэллса — глазами не храбреца-журналиста, а труса и предателя. Да и цикл об Изумрудном городе Волкова можно назвать своеобразным фанфиком по «Стране Оз» Баума. Но всё это были игры больших писателей. А после перестройки фанфики хлынули рекой и даже попали в печать. Авторские права в России ещё долго действовали по советским законам, поэтому, например, фанфики по Толкину не просто издавались, а издавались толстенными томами и большими тиражами.
Интересно, что большинство авторов писали по Толкину произведения апокрифические, спорящие с первоисточником, утверждающие: «Профессор не прав!» Это и «Чёрная книга Арды» Васильевой и Некрасовой, и «Последний кольценосец» Кирилла Еськова, и «Человек с железного острова» Алексея Свиридова, и даже в какой-то мере «По ту сторону рассвета» Ольги Чигиринской, которая попыталась примирить версии Толкина и ЧКА. Так что Ник Перумов, написавший «обычное» продолжение, был своего рода исключением. В «Кольце Тьмы» он тоже спорил с Толкином, но не объявлял, что «не так всё было!».
Перумов — самый известный в России пример того, как автор, начавший с фанфика, может стать профессиональным писателем, создающим собственные миры. Однако были и такие авторы, которые не только начинали с фанатских работ, но и продолжали их издавать в течение многих лет. Например, Сергей Сухинов издал более двух десятков (!) книг, вольно продолжающих «Волшебника Изумрудного города», и полтора десятка продолжений космооперы Эдмонда Гамильтона «Звёздный волк».
В 2010-е годы с авторскими правами стало построже, и теперь вольные продолжения и апокрифы уже не могли с такой лёгкостью появляться в печати. К тому времени им на смену уже пришли отечественные многоавторские проекты вроде «Времени учеников» по Стругацким и «Миров Ника Перумова». Но всё это — работы профессиональных писателей. А «чистые» фанфики ушли в интернет, на сайты вроде «Самиздата» и «Фикбука».
ПИСАТЕЛИ ПРОТИВ ФИКРАЙТЕРОВ
Авторское право — больной вопрос для авторов фанфиков. В теории любые фанфики, кроме разве что пародийных, нарушают копирайт. На практике же всё зависит от того, как авторы оригинала воспринимают фанатское творчество. Некоторые относятся к нему снисходительно. Джоан Роулинг даже разместила на своём сайте рекомендации для авторов фанфиков. Среди российских писателей такое отношение особенно распространено. В защиту фанфиков высказывался Сергей Лукьяненко, а Ник Перумов, сам начинавший как фикрайтер, даже организовал с авторами фанфиков по его книгам собственный литературный проект.
Есть и авторы, которые не одобряют фанфики, — например, Джордж Мартин и создатели сериала «Вавилон-5». Позиция Мартина довольно неплохо обоснована: чтобы аргументировать её, он рассказал в своём блоге несколько историй о том, как фанфики вредили писателям.
Одна из таких историй повествует о Мэрион Зиммер Брэдли, писательнице, которая разрешала создание фанфиков по своей серии Darkover («Дарковер»). Она иногда даже общалась с авторами, оставляла рецензии и комментарии. И всё было прекрасно, пока однажды она не наткнулась на фанфик, в основе которого лежала идея, похожая на ту, что автор развивала в своём новом романе. Писательница связалась с фанфикером, попросив удалить работу из Сети, даже предложила некоторую плату и упоминание в романе. Но получила не просто отказ, а требование признать фанфикера соавтором книги и отдать половину гонорара. Мэрион предпочла похоронить роман, а вместе с ним и свою любовь к фанатскому творчеству.
ФАНФИК В МАСКЕ
Фанфикшен вечно вызывает вопрос, где граница между искусством и воровством. Основным аргументом в защиту фанфикшена всегда было то, что работы фанатов носят некоммерческий характер. Для фикрайтера самая ценная награда — признание читателей. Мало кто хочет навредить любимому автору.
С морально-этической точки зрения, пожалуй, было бы правильно оставлять фанфики в кругу самих фанатов. Но единого мнения по этому поводу нет. И для тех, кто хочет нажиться на чужих творениях, в законе полно лазеек.
Конечно, чаще всего фикрайтер не может продавать свои произведения. Редкое исключение составляют фанфики по очень старым книгам, авторы которых давно умерли. В остальных случаях имена, названия и детали вселенной защищены авторским правом.
Однако сами-то тексты принадлежат их авторам! Поэтому не редкость, когда фанфики переделывают в оригинальные произведения путём лёгкой смены антуража. Самый известный (причём скандально известный) тому пример — эротический роман Э. Л. Джеймс «50 оттенков серого». Он был изначально написан как фанфик по «Сумеркам» Стефани Майер, а потом переработан в самостоятельное реалистическое (с натяжкой, конечно) произведение, по которому недавно даже сняли фильм.
Превращение фанфиков в оригинальные произведения практикуется и в России. К примеру, в 2011 году издательство «Эксмо» выпустило фанфик Сергея Кима «Чужая жизнь», написанный по аниме «Евангелион». Несмотря на переделку, узнать первоисточник не составляет труда. Даже имена героев созвучны оригинальным: Аска — Акира, Рей — Рин, Мисато — Мэнэми, Синдзи — Синтаро. Изначальную версию фанфика до сих пор можно найти на сайте «Самиздат».
ТЕРМИНОЛОГИЯ ФАНФИКОВ
В наши дни для публикации фанфиков существуют крупные сайты. На них уже много лет действуют чёткие правила оформления. Терминология, которая при этом используется, непосвящённым может показаться абракадаброй. В ней множество слов, которые не встретишь больше нигде.
Каждую работу предваряет шапка, в которой даётся краткое описание фанфика, его размер, жанр и особенности сюжета. Не забывают помещать в шапку и дисклеймер, то есть заявление, что все права на героев, мир и прочую атрибутику принадлежат создателю оригинала, а автор этой работы — просто фанат со своим взглядом на сюжет, который он никому не навязывает. Ну, разве что немножко.
Автора фанфика называют фикрайтером. Есть обозначения и для людей, помогающих автору. Разобраться с запятыми и грамотностью помогают бета-ридеры, или беты, а корректировкой сценария занимаются гаммы. Их имена тоже принято указывать в шапке. Помимо прочего, в шапку добавляют предупреждения (варнинги), пометки, посвящения и благодарности. Иногда ставится графа «персонажи», где автор перечисляет всех героев своей истории. Часто пишется саммари - краткое описание сюжета, аннотация фанфика.
Есть особые термины для произведений разных размеров. К счастью, очень простые: макси, миди и мини. И есть ещё драббл — это даже меньше, чем мини, отрывок, коротенькая сценка, часто с неожиданным финалом.
Ещё один критерий разделения — соответствие реалиям оригинала. Если расхождения велики, это AU (Alternative Universe), или апокриф. То же касается и характеров персонажей: если автор не придерживается канона, то фанфик помечается OOC (Out Of Character). Это тот случай, когда Гарри Поттер вдруг пытается захватить мир, а Волан-де-Морт сражается на стороне добра и встречается с Гермионой. Те же, кто вводит в сюжет фанфика собственных персонажей, помечают его как ОС (Original Character). А если в работе задействованы герои другой вселенной или отсылки на неё, это называется кроссовер.
Ну а самая сложная классификация — жанровая. Её многообразие способно запутать любого. Помимо обычных жанров вроде фантастики или детектива, существуют и весьма специфические. Есть, к примеру, такое понятие, как флафф — история, в которой все отношения исключительно тёплые и счастливые. А есть ангст, где преобладают тяжёлые переживания и драматические события. Есть Hurt/comfort, когда один из персонажей испытывает трудности, а другой приходит к нему на помощь. И есть даркфики — мрачные фанфики, для которых типична смерть персонажей. Кстати, о таких вещах принято предупреждать заранее. Конечно, это спойлер, но многие читатели считают этот пункт важным критерием отбора.
Поскольку фанфики зачастую посвящены любовным историям, есть и термины для разных видов пейрингов — то есть влюблённых пар. Обычно выделяют категории джен, гет, слэш и фемслэш. Пометка джен (от General Audience — любая аудитория) говорит о том, что любовной линии нет вообще или она малозначима. Гет, от слова «гетеросексуальный», означает, что в основе истории — любовь разнополых персонажей. Если же любовь гомосексуальная, это слэш (между мужчинами) или фемслэш (между девушками). Термин «слэш» появился благодаря привычке авторов разделять имена персонажей в шапке косой чертой — например, «Гарри/Драко». Наконец, PWP — это фанфики, где упор делается не на сюжет, а на описание откровенных сексуальных сцен. Это расшифровывается как «порнография без сюжета» (Porn Without Plot) или — в шутку — «Сюжет? Какой сюжет?» (Plot? What plot?).
На некоторых сайтах используется киношная рейтинговая система. Самые нейтральные фанфики — G (General), PG, PG-13 (от Parental Guidance), которые детям можно читать только с родительского разрешения (они, конечно, всегда спрашивают!), фанфики для читателя постарше, где встречаются секс и насилие, помечают R (Restricted) или NC-17 (No Children).
МЭРИ СЬЮ
Классификация и правила публикации появились после того, как некоторые авторы поразили читателей мощью своего воображения. Не секрет, что на каждый хороший фанфик приходится целая тонна графомании. Самый распространённый недостаток фанфиков проявился ещё во времена «Звёздного пути». Уже тогда авторы пропихивали в свои истории персонажей, подозрительно похожих на них самих. Только, в отличие от авторов, герои (а чаще всего героини) обладали божественной красотой и невероятными способностями, они были умней, остроумней, добрей и круче всех остальных персонажей вместе взятых. И, разумеется, красивей: все как на подбор шикарные, с невероятно глубокими глазами, в которых можно тонуть и тонуть, грудью минимум третьего размера и ногами от ушей.
Такие герои очень быстро стали штампом, который начали пародировать. Самой известной пародией стал мини-фанфик A Trekkie’s Tale («История трекки»), написанный в 1974 году Полой Смит по вселенной «Звёздного пути». По сюжету на звездолёте «Энтерпрайз» появляется прекрасная розовоглазая (!) блондинка по имени Мэри Сью. Ей всего пятнадцать лет, но она уже лейтенант Звёздного флота, и весь экипаж восхищён её красотой, умом и талантом. Очарованный девушкой капитан Кирк признаётся ей в любви и хочет затащить её в постель, но Мэри Сью отказывается, потому что она «не такая».
Остальные члены команды на фоне Мэри выглядят глупыми школьниками. Когда на корабль нападают враги, главные герои попадают в плен, но Мэри Сью всех спасает, взламывая замок заколкой для волос. Потом команда подхватывает вирус и не может управлять кораблём. Но Мэри справляется и с этим. Одной рукой она получает Нобелевскую премию мира, вулканский Орден Мужества и тральфамадорианский Орден Крутых Парней, а другой управляет «Энтерпрайзом», пока Кирк, Спок и компания отлёживаются в госпитале. В финале даже несравненная Мэри Сью не справляется с болезнью и драматически умирает под рыдания всего экипажа, который запомнит Мэри навсегда.
Так с лёгкой руки остроумной Полы Смит у невыносимо идеальных героинь появилось имя — Мэри Сью. Но насмешки и пародии не остановили победоносное шествие Мэри. Она под разными именами кочует из фанфика в фанфик, распространяя ауру крутости и непобедимости, влюбляя в себя остальных героев и спасая мир, а если и умирая, то только героически.
Мужской аналог Мэри Сью получил прозвище Марти Сью. Обычно это накачанный красавец с красивой, но печальной историей, большим состоянием и непомерной силой. Как и положено самому красивому, умному и брутальному герою, он всех побеждает и очаровывает, а затем повторяет историю Мэри.
Пройдя путь от гомеровского эпоса до аниме и эротических романов, фанфикшен продолжает существовать и находит свою аудиторию. И хотя по своей природе это продукт вторичный, популярность жанра от этого никогда сильно не страдала. Ведь он делает нас ближе к любимым героям, позволяя исполниться самым смелым фантазиям. А некоторые из фанфиков настолько хороши, что даже делают честь оригиналу.