воскресенье, 27 декабря 2015 г.

Как делают мобильные игры сверхпопулярными

Как делают мобильные игры сверхпопулярными

Аналитический сервис App Annie (многие издатели и создатели мобильных приложений используют его в своей работе) ежемесячно публикует сводный отчет о том, что было самым скачиваемым и доходным в мире карманных игр. Именно на основе данных хитрых графиков и таблиц, предоставленных App Annie (хотя и не только их), разработчики и издатели игр для мобильных платформ анализируют успешность своих проектов, анонсируют новые игры тех или иных жанров в расчете на конкретную аудиторию и закрывают потенциально нерентабельные.Мы взглянули на свежий отчет и попытались отследить тенденции на рынке «маленьких» карманных игр: какие проекты и почему больше остальных порадовали своих создателей.


КОРОЛЕВСКИЙ РАЗМАХ


Из-за ослабления рубля цены на многие коробочные «большие игры» взлетели до небес. На этом фоне у условно-бесплатных мобильных игр определенно есть фора - скачивай и играй сколько хочешь. Второе дно обычно вскрывается уже после того, как человек с головой уйдет в игровой процесс. Разработчикам таких проектов нужно быть отчасти психологами: нельзя принуждать, но нужно сделать так, чтобы игрок сам захотел заплатить ради победы. Играй бесплатно, плати, чтобы побеждать, - закон free-to-play прост.

Взять, к примеру, хит последних месяцев - стратегию Clash of Kings, яркую представительницу такой модели монетизации. В основе игры лежат идеи Clash of Clans. Китайцы из Elex Technology не стали даже долго думать над названием, ведь так на проект обратит внимание куда больше народу, среагировавшего на знакомое слово в заголовке. А еще издатель как следует вложился в рекламную кампанию, особенно в показ промороликов на телевидении. Потенциальная аудитория таких незамысловатых мобильных стратегий-убийц времени все еще временами смотрит ТВ, это мы с вами привыкли к сети Интернет и YouTube.

И трюк удался. С момента появления в App Store в декабре и в Google Play в июне прошлого года рейтинг игры рос, и в минувшем мае она впервые попала в список самых-самых популярных по версии App Annie. Рост продолжается по сей день.

С точки зрения геймплея здесь нет никаких откровений, знакомым с Clash of Clans и Game of War все покажется привычным. У нас есть город, который нужно отвоевать и отстроить, а затем захватить власть во всех семи королевствах. Если вы вспомнили о вселенной Джорджа Мартина, забудьте, к ней игра отношения не имеет.

Древесина, пшеница, руда - основные ресурсы, которые уходят на строительство. Чтобы столица жила и успешно оборонялась, нужны кузницы, казармы, крепости и фермы. Но недостаточно здание однажды построить и далее радоваться доходам - строения придется постоянно улучшать, каждый раз наблюдая за упрямым таймером, отсчитывающим десятки минут. Альтернатива - вкладывать дефицитные ресурсы в прокрутку времени вперед.

Рано или поздно, когда полис разрастется, а игрок крепко подсядет на игру, случится крупномасштабная война - и казна опустеет. Пополнять ее придется из собственного кармана. В такой ситуации срабатывает принцип «и тащить тяжело, и бросить жалко». А ведь впереди еще маячит надежда вступить в онлайне в альянс с другими игроками. Это единственное, что выделяет Clash of Kings среди ее «близняшек». Худо-бедно, но это тоже поспособствовало успеху проекта.

Если верить App Annie, главными регионами по доходности стали США, Тайвань, Южная Корея, Япония и, не удивляйтесь, Россия - стабильно основные клиенты условно-бесплатных игр. Если американский рынок - один из крупнейших и самых развитых априори, то азиатский и российский рынки мобильных игр схожи тем, что и там, и там очень любят мнимую халяву. Clash of Kings стала абсолютным лидером в российском Google Play по доходности и сохраняет за собой почетный титул бестселлера.

ПОЖИРАТЕЛЬ ШАРИКОВ И ВРЕМЕНИ


Еще один рекордсмен по количеству загрузок - «убийца времени» с замысловатым названием Agar.io. Простенькая игра, в которой цветные сферы разного размера поедают друг дружку, начала свое победоносное шествие с браузеров, а затем переместилась на мобильные платформы. От игрока требуется, управляя шариком определенного цвета, поглощать сферы меньшего размера и избегать столкновений с более крупными особями. В противном случае откармливать крохотную точку придется сначала. По сути, переосмысленная «Змейка».

Но, в отличие от вечной классики, Agar.io - забава онлайновая. На относительно небольшом прямоугольном поле сражаются сразу несколько случайных игроков со всего мира, которых система затем вносит в общую мировую таблицу рекордов.

Простейшая и в то же время затягивающая механика оказалась невероятно вирусной и помогла безделице закрепиться в десятке самых популярных игр американского App Store. Заметьте, Agar.io вышла лишь в этом году, но уже успела побороть именитых конкурентов. Зачастую для успеха совсем не нужны сложный глубокий геймплей, закрученный сюжет и передовая графика, казуальная притягательная механика творит не меньшие чудеса. Главное - одна простая, но удачная и правильно поданная идея.

ИГРАЕМ В МУЛЬТФИЛЬМЫ


А бывает в сфере мобильных развлечений и так, что не требуется даже блистательная идея. Популярность франшизы-первоисточника - вот еще один путь к успеху и кошельку потребителя.

Despicable Me от Gameloft - игра не новая, впервые она увидела свет в середине 2013 года и к минувшему лету успела благополучно скатиться на восьмисотую позицию в рейтинге скачиваний. Но благодаря выходу в прокат анимационного фильма «Миньоны» и его умеренно агрессивной рекламной кампании у нее открылось второе дыхание и она вновь начала радовать французских разработчиков отличными дивидендами. А авторы на волне взлета интереса к франшизе выпустили для своего раннера обновление.

Результат - второе место в мировом рейтинге скачиваний для iOS.

Наконец, последний яркий пример - «ферма» SpongeBob Moves In (в российском App Store известна как «Губка Боб: мой Бикини Боттом»). Здесь схема успеха совсем простая. Разработчики не вкладывали дополнительные деньги в рекламу, не выпускали полнометражный анимационный фильм и обновления. Игру просто объявили временно бесплатной.

В итоге все только выиграли - и игроки, и Nickelodeon. Меньше чем за неделю игра взлетела с восьмисотой позиции на второе место по скачиванию для iPhone в США. Игроки хотели во что бы то ни стало успеть воспользоваться халявой во время акции - даже если им эта игра и не нужна. А позднее проект решили окончательно перевести в App Store на условно-бесплатные рельсы. И странно, что на Android игра до сих пор продается за пять долларов.

Неудивительно, что на рынке мобильных игр f2p-модель остается самой востребованной. Это данность, с которой и разработчики, и игроки должны считаться. Вероятнее всего, мобильная индустрия и дальше продолжит развиваться в этом условно-бесплатном направлении, пока кто-нибудь гениальный не придумает новый эффективный способ зарабатывать деньги.